Oт «Belle Epoque» до Майдана

В Сновске отныне редко какое культурное мероприятие обходится без показа мод. Автор коллекций (их — 13, а это 250 костюмов), организатор, режиссёр-постановщик демонстрации мод, ведущая показа — Евгения Гордюк, руководитель Театра танца и моды, который она создала сама.



Рассказывает: увлеклась историей костюма ещё в школьные годы (в начале 80-х). Интернета тогда не было. Специальной литературы мало.

Поэтому запоем читала художественную. Признаётся: страдания и страсти Анны Карениной или мадам Бовари интересовали гораздо меньше, чем их наряды. Кроила, шила подобные в миниатюре, добавляла в современные фасоны детали, которые были в моде сотни лет назад.

Поступать поехала в Киевский институт лёгкой промышленности — на отделение моделирования женской одежды.

Но не задержалась там даже до экзаменов. Перед ними был конкурс эскизов одежды. Она напридумывала много, а нарисовать, как требовалось, не сумела.

— Где бы я этому научилась? Такая наивная, предлагаю: давайте я расскажу или сошью. Комиссия смеётся, а меня от злости слёзы душат. Гтворю: что же ваши хорошие художники нормальной одежды не создают?

Теперь рассердились члены комиссии и указали мне на дверь.

Можно было остаться в Киеве, устроиться на работу, научиться рисовать эти чёртовы эскизы и на следующий год поступать снова. Но всё это не с моим максимализмом. «Нет» значит «нет». Пошла учиться в черниговский техникум советской торговли.

— Почему туда?

— Хотелось если не создавать, то хотя бы быть ближе к красивой одежде. Её тогда можно было купить только по блату - достать. Как мама мне - финский костюм на выпускной. Он был немного не «в тему» - в широкую синюю полоску. Но в нём хотя бы чувствовался стиль.

В техникуме я выдержала только год. Там для меня была тюрьма. Вернулась домой. Занялась самообразованием.

Увлеклась модной тогда ритмической гимнастикой. Вела курсы в физкультурно-оздоровительном комплексе. Кстати, Татьяна Слободская, которая позже открыла в Чернигове студию танца «Бродвей», начинала именно с них.

Потом был фитнес. Некоторые считают его аналогом аэробики. Для меня это -стиль жизни, который помогает поддерживать тело и дух в хорошей форме.

Чтобы научить других (в группах занимались начиная с 5 лет), много училась сама.

В её студии рядом с грамотами и дипломами — многочисленные сертификаты об участии в мастер-классах. Самые «свежие» — по танцевальной технике. Контемпора-ри (современный сценический танец, объединяющий в себе самые разные направления и техники) — одно из давних увлечений Евгении.

— Его ещё в начале XX века начала создавать Айседора Дункан (американская танцовщица, жена Сергея Есенина. — Авт.). Главным для неё было слышать свой внутренний голос и выражать его с помощью тела.

Созданный Евгенией в конце 90-х творческий коллектив «Кураж» (в нём было около 60 участников) поставил публику на уши. Например, объединение народного танца с танцевальным стилем хип-хоп (молодёжной субкультурой, которая возникла в США в конце 70-х в среде афроамериканцев) многим казалось вызовом. Сценические костюмы тоже шокировали.

— А они всего лишь соответствовали моде танцевальных стилей.

Перед тем как создавать дизайн костюма, я его тщательно изучала. Шила мама. Она понимала мои задумки лучше всех, — улыбается Евгения.

Потом она уделяет костюму ещё больше внимания, потому что каждый новый танец задумывается как маленький спектакль. В итоге возникла студия «Fashion Zone» (территория моды), а через некоторое время — «Театр танца и моды Евгении Гордюк».

Демонстрации мод стали тематическими — «Бунт противоречий», «Шотландские каникулы», «Шум в шкафу», «Танго», «Золотая коллекция души», «Рио-Рита», «Хищные игры»...

Во всех коллекциях (постоянно) — одежда из мужских галстуков. Это своеобразное изобретение Евгении. Как и десятки созданных ею женских шляпок. (Их, как и соответствующие наряды, сейчас многие заказывают для корпо-ративов.)

О Театре моды в Щорсе судили-рядили все, кому не лень. (А он тем временем на областных фестивалях, смотрах-конкурсах получал призовые и первые места — в частности, в номинации «От кутюр».)

В 2007 году Евгения переехала в Славутич, где работал муж. На сцене Щорского районного дома культуры без неё всё стало «как всегда».

В Славутиче была педагогом-руководителем во Дворце творчества для детей и юношества. Растила свой театр (набрала новых участников), выступления которого тоже отмечены дипломами. Из костюмов, созданных там, по её словам, наиболее удачны из полотна — в стиле милитари: шинели, пиджаки, жилеты, шорты, галифе, головные уборы. Всё — с национальным орнаментом. Предназначено не только для показа: одежда подойдёт и для будней, и для праздников.

Тема патриотизма — и в других её коллекциях, особенно в таких, как «Родина», «Майдан». Когда готовила последнюю, много общалась с участниками и свидетелями событий, воинами АТО, волонтёрами.

— Я люблю Украину, — говорит русская по отцу Евгения Гордюк. — Люблю украинские традиции, национальную одежду. Она - источник вдохновения для создания новой, современной. Ведь совсем не обязательно носить классические вышиванки. Хотя бы потому, что рукав реглан идёт не всем, а одежда должна украшать.

Себе она вышила платье. Носит его с бейсболкой (тоже вышитой). Ещё есть туника, расшитая полевыми цветами. Для делового стиля, утверждает, ничто так не подходит, как двубортный пиджак в стиле 30-х годов — с брюками или юбкой. А что выбрать на каждый день — зависит от настроения. Но обязательно — индивидуальное, не такое, как у всех. Поэтому купленную одежду часто перешивает «под себя». Практически к каждому наряду у неё есть головной убор.

В конце 2015 года декабристка (называет себя так потому, что меняет место жительства в зависимости от места работы мужа; он частный — «строительный» — предприниматель) вернулась в Щорс. Надеется, что теперь уже навсегда. По крайней мере так решили на семейном совете (у Гордюков — взрослый сын Илья, работает вместе с отцом).

Взяла в аренду помещение (Евгения тоже частный предприниматель), где и проходят репетиции. Бывших моделей в театре осталось немного (выросли — разъехались). Новые (есть даже дошкольники — для демонстрации детской одежды) учатся быстро — потому что интересно.

Последние (новые) показы мод начинаются с ... 1916 года. Нарядные вечерние платья — со шлейфами, платья для прогулок — оторочены тонкой меховой опушкой, шляпки с вуалями и шарфами, боа, палантины, кружевные перчатки, ридикюли. Все это характерно для прекрасной эпохи модерна — романтичной и элегантной. Много характерных для моды тех лет штрихов Евгения перенесла на современные платья.

Дальше демонстрация стилизованной под современность моды «золотых и сумасшедших» 20-х годов — со свободным прямым силуэтом платья и заниженой линией талии. 30-е представлены одеждой, любимой тогдашними иконами стиля — Марлен Дитрих, Гретой Гарбо (фасоны отличались простотой и консерватизмом), а также платьями с рукавами «фонарик» и капроновыми чулками... Одна из недавно созданных коллекций — «Хиппи» — сшита из старых джинсов.



У каждой коллекции — своё музыкальное сопровождение.

В дальнейшем Евгения Гордюк обещает дополнить показ хореографией — чтобы продемонстрировать не только эволюцию моды, но и эволюцию танца.

Читайте также: Одежде с национальной символикой аплодировали все

Анна Ефименко, "ГАРТ" №32 (2784) от 4 августа 2016

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Евгения Гордюк, Театр танца и моды, г. Сновск, Анна Ефименко, "ГАРТ"

Додати в: