Выездной магазин на средства председателя
Когда в поисковую систему компьютера вводишь название «Великий Лес», первое, что он выдает, — «село в Коропском районе Черниговской области. Население составляет 106 человек». Но это устаревшая информация. Ведь сейчас в селе зарегистрирован 31, а реально проживает всего 22 жителя. Молодых всего двое — братья Александр и Владимир Никипорцы. Первому — 32, второму — 34 года. Они держат единственную в селе корову.

Великий Лес — наивысшая точка Коропского района. Считается, что климат здесь самый мягкий. Возможно, поэтому так обильно родят плодовые деревья. Столько яблок, груш и орехов, как здесь, вы не найдете ни в одном селе на Черниговщине.
— Кто знает, какой у нас урожай, приезжает собирать. Заброшенных усадеб - куча, деревья же возле них только разрастаются. В конце лета постоянно слышим, как ветки трещат, - смеется 78-летняя Анна Валевач.
Вот, наверное, и все посетители Великого Леса. Кроме них, сюда приезжают лишь родные местных жителей, почтальон, фельдшер и председатель Крисковского сельсовета, к которому относится Великий Лес. А когда-то здесь был свой сельсовет, школа, Дом культуры. Даже новый ДК начали строить. Население Великого Леса тогда переваливало за две сотни. После очередной территориальной реформы село присоединили к Иванькову. Люди постепенно начали выезжать. Когда же и Иваньков стал частью Крисковского сельсовета, количество жителей Великого Леса сократилось рекордно — до трех десятков. Сейчас здесь не живет и столько. Однако люди об этом не жалеют.
— Как у нас тихо и спокойно! — говорит 78-летняя Мария Козел. — Боже упаси куда-то выехать! Я уже как-то пожила удочери в По-норнице, но вернулась - тут лучше!
— Красивее села в области нет! — уверена 58-летняя Валентина Онос. — Я и умру здесь, а потом пусть уже везут куда хотят.
Все бы ничего, но добираться до больших сел великолесовцам не так уж просто. Ни один автобус в село не заходит — нерентабельно. Поймать попутку у селян тоже нет шансов — большая трасса через село не проходит. Ближайшее к Великому Лесу село Иваньков — до него 7 километров, немного дальше Криски и Вишенки — по 10 км.
— При необходимости выбираемся «в свет» кто чем может - велосипедами, мотоциклами, — говорит Валентина Онос. — Но это когда нужно в Криски или в район. А так сидим здесь. Главное - чтобы было где хлеб купить.
Разбирает любопытство: а где же его купить, если магазина в селе нет?
— Раньше, еще в советское время, здесь было сельпо, — рассказывает 48-летний крисковский председатель Владимир Осовик. — Оно и обеспечивало людей всем необходимым. После развала СССР сельпо закрыли. Сначала, когда жителей Великого Леса было больше, здесь торговал частный предприниматель. Однако вскоре торговля стала делом невыгодным - количество местных все уменьшалось. Некоторое время удерживать магазин пробовал предприниматель из Крисок, но также был вынужден закрыть его из-за убыточности.
Председатель начал искать варианты:
— Обращался в районную администрацию, чтобы помогли. Мы вели переговоры с Коропским хлебозаводом. Хотели, чтобы хлебозавод возил сюда свою продукцию. Но после подсчета стало ясно - это невыгодно. Доставка обошлась бы дорого. Еще нужно было бы оплачивать работу продавца. А если учесть наши зимние погодные условия, так и вообще... Вел переговоры и с предпринимателями из Шостки и Семеновки. Они приехали сюда по одному разу и больше не захотели.
Проблему с доставкой хлеба в Великий Лес Владимир Степанович решил просто — стал возить его сам. Нет, не продавать. Договорился с владельцем крисковского магазина «Смак» и каждую пятницу своей машиной привозит в Великий Лес продавцов с товаром.
— В течение недели люди звонят продавцам в магазин и заказывают, что еще хотят купить. Я же только доставляю, — смеется Владимир Степанович.
— А кто оплачивает доставку?
— Может, это и странно прозвучит, но я, — неохотно отвечает председатель. — Правда, выходит не очень дешево — на бензин трачу около 100 гривен за раз. А что делать? В 2010 году я баллотировался на председателя сельсовета. Люди из Великого Леса спросили: «А если мы Вас изберем, будут ли нам возить хлеб?» Я пообещал, что будут. Вот и все. Хочется или нет, а слово держать нужно. Это с одной стороны. Но есть еще чисто человеческое восприятие проблемы. Я просто представил: а если бы здесь жили мои родители, а я, например, в Киеве? Или же я жил здесь, а дети далеко?
Когда Владимир Степанович едет в командировку, просит «привезти магазин» кого-то из крисков-цев, дает деньги на бензин.
— Степанович у нас — добрая душа. Сказал, что хлеб организует, и организовал. А теперь уже, наверное, и не рад, — говорит 81-летний Михаил Валевач. — Если бы не он, кто знает, как бы мы здесь выживали.
— Он же нам и квитанции за электроэнергию подвозит, а иногда и почту, в том числе и «Гарт», — добавляет Анна Валевач.
Возможно, Владимир Степанович и обидится на нас, что написали об этой части его работы, потому что очень просил не «рекламировать» его как председателя. Но...
— Если бы все должностные лица были такими добрыми и чуткими, то и жизнь в Украине была бы на порядок лучше, — уверены великолесовцы.

Екатерина Дроздова, "ГАРТ" №35 (2735) от 27 августа 2015
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Коропски район, Екатерина Дроздова, "ГАРТ"




