Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Людям про людей » Он защищал Сталинград, освобождал Варшаву, брал Берлин

Он защищал Сталинград, освобождал Варшаву, брал Берлин

Село Охиньки на Прилуччине известно с XVII века. Заселено оно было сребнянским сотником Трофимом Троциной в 1688 году на месте пустого поселка, разрушенного ордынцами. Сейчас трудно выяснить, когда в нем появилась первая семья с фамилией Марченко, очень распространенной в селе. Копаясь в Интернете, я отыскал, что Марченко — дворянский род, происходит от казака полтавского полка Марка Марковича, который жил во второй половине XVII века. Современные Марченко из Охинек — это хлеборобы, педагоги, военные. Мой рассказ об одном из них, моем отце.

В семье Сидора Ивановича Марченко в первой четверти прошлого века друг за другом родились дети: Евдоха, Яким, Секлета, Поликарп, София, Антон. Средний из сыновей — Поликарп — в голодном 1933 году закончил 6 классов охиньковской семилетки. На этом и закончилась его учеба, потому что нужно было идти работать, помогать родителям. В 1939 году он женился на местной девушке Анне Дмитриенко и ушел служить в Красную армию. Не думалось, что разлука с любимой женой будет длиться долгих семь лет. Первую дочь Марусю так и не пришлось ему увидеть. Малютка умерла в восемь месяцев от воспаления легких.

Поликарпа ждала сначала артиллерийская школа в Баку, а затем служба в Беларуси. Там и встретил войну. За считанные дни на Западном фронте погибло много солдат и офицеров, немало попало в фашистский плен. Отцу в какой-то степени повезло. Пробирался лесами, болотами из окружения, перешел линию фронта и вновь стал биться с ненавистным врагом. Куда дальше вели его фронтовые дороги, сказать трудно: отец никогда не рассказывал мне о войне. Лишь однажды пришлось стать свидетелем разговора отца с зятем Владимиром — мужем моей старшей сестры Надежды. То, что отложилось в детской памяти, передаю и вам.

В 1942 году фронтовая судьба забросила Поликарпа Марченко на юг, в район Сталинграда. Защищал город вместе с однополчанами-артиллеристами. По словам отца, боекомплект 45-миллиметровой пушки составлял 10 снарядов в сутки, приказ был стрелять лишь прямой наводкой.

В 1943 году стратегическая инициатива была уже на стороне Красной армии, она наступала. Гвардии старший сержант Марченко освобождал Украину, потом Беларусь, Польшу. Фронтовые дороги привели его в Германию.



Гвардии старший сержант Поликарп Марченко, Берлин, май 1945 года


Советские войска уже подходили к Берлину, когда отец был ранен. На его артиллерийскую батарею налетел фашистский самолет и сбросил лишь одну авиабомбу. Отец упал на землю, прикрыв голову руками. Осколок фашистской бомбы попал ему в левую руку и застрял в сухожилии. Потом был госпиталь, и окончания войны можно было дождаться под присмотром медсестер и врачей. Но как можно лежать в госпитале, когда твои боевые друзья готовятся штурмовать Берлин! Попросил своих подчиненных, и те тайком принесли в госпиталь военную форму. Отец убежал из госпиталя с единственным желанием — брать Берлин. Ему это удалось — его подпись есть на Рейхстаге.

Ордена Славы III степени и Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над фашистской Германией», ряд благодарностей от Верховного главнокомандующего — вот оценка его вклада в Победу. Демобилизовался в мае 1946. Работал секретарем сельского совета села Охиньки, секретарем партийной организации местного колхоза им. Шевченко, завхозом. Родились в семье одна за другой три дочери: Надежда, Ольга, Екатерина. Но отец мечтал о сыне. И через несколько лет на свет появился я.

В послевоенное время колхоз отстраивался. Отцу, как завхозу, часто приходилось ездить в командировки за древесиной. Мог бы и не грузить ее, но всегда брался за более толстый край колоды, работал со всеми наравне. Мне отец в то время представлялся чрезвычайно физически здоровым человеком. Я даже не догадывался, что у него больное сердце, что немало сил высосала из него проклятая война. И когда 25 декабря 1976 года мне сообщили, что отец заболел, я не почувствовал никакой опасности. Он умер в день моего восемнадцатилетия.

С того времени прошло более трех десятилетий, родились внуки и правнуки отца, которому в этом году исполнилось бы 95. За это время в воспоминаниях односельчан, знакомых я не слышал ни одного недоброго слова о нем, напротив, все говорили о его доброте, человечности, готовности помочь другим людям.

Николай Марченко, директор школы села Охиньки Прилукского района. "Гарт" №19 (2668) от 8 мая 2014

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Охиньки, Поликарп Марченко, "Гарт"

Додати в: