В здании облрады милиционеры и народ дежурили вместе
В понедельник, 27 января, митингующие во главе с оппозиционными депутатами беспрепятственно попали в здание областной рады, что на проспекте Мира в Чернигове (бывший обком партии). Люди провели в областной раде весь день и всю ночь. Мирный вход в областную раду — единственный случай по всей Украине.

Во вторник, 28 января, в начале одиннадцатого на первом этаже облрады людно. В помещении чувствуется запах революции. Увы, он не гламурный: пот, носки, немытое тело. В углу студентки Черниговского педуниверситета Мария Дорошенко и Анна Гусакова раздают чай, бутерброды и печенье. Еда менее востребованна. Больше спрашивают чай. Девушки говорят, что пришли на митинг и решили помогать, чем могут. Оказалось, что нужно нарезать и раздавать бутерброды, наливать чай. В областной раде пробыли до вечера, а утром снова пришли.
В холле второго этажа на большом мягком диване четверо мужчин и женщина в шубе. Двое дремают.
— Были тут всю ночь, — говорит черниговка Любовь Орел, сейчас на пенсии, работала в городском роддоме.
— Спали вот на этом диване.
Нас на этаже человек двадцать было. По зданию дежурили всю ночь: два наших и два милиционера.
— В здание облрады мы зашли очень спокойно. Двери были открыты. Нас приняли гостеприимно. Не прошло и получаса, как нам стали разносить бутерброды. Вроде бы две женщины из столовой, — рассказывает черниговец, пенсионер Анатолий Цымбал. — Сергей Аверченко (народный депутат. — Авт.) сказал: «Нужно стоять до конца, выстоять всю ночь. Есть договоренность, что милиция не будет вас выгонять из помещения».
На этажах люди сидели на подоконниках, спали на дорожках и ковриках прямо на полу, под стеночкой. На каждом этаже было по два милиционера в форме. Была милиция и в штатском. Их выдавали начищенные ботинки и напряженное рассматривание всего происходящего. Работники областной рады привычно ходили по коридорам из кабинета в кабинет, искоса поглядывая на новых «жильцов».
На четвертом этаже расположился медпункт. На столе и подоконнике немногочисленные медикаменты: перекись, пластырь, аэрозоли, таблетки.
— Кто-то уже обращался?
— Здесь много людей, которые простояли на акциях и в субботу, и в воскресенье. — говорит Антонина Шевчук. — Много простуженных: горло, кашель, температура. Обрабатывала раны мужчине, которому повредило лицо гранатой на субботнем митинге. Ранки поверхностные, но повязку нужно было сменить.
Вчера у человека поднялась температура. Спросили, кто может оказать медицинскую помощь. У меня опыт большой: работала на «скорой», в детской больнице, в операционной и перевязочной, поэтому вызвалась помочь. Потом собрались деньгами, кто сколько мог, и купили медикаментов. Ночью мне помогал сын, он доктор.
— Валерий Дубиль не обращался к вам за помощью?
— Нет. Но и он простужен.
На пятом этаже тоже кормили народ. Бутерброды нарезали, а затем раздавали черниговская пенсионерка Надежда Клименок и жительница Щорса Наталья Серая. Она работает на пилораме. Из-за сильных морозов пилорама временно закрылась. Обе женщины были и на Майдане. Ездили на перекладных. До Нежина, а там уже электричкой на Киев.

— Откуда все эти продукты?
— Приносят люди. Кто чай. кто заварку, кто колбасу, кто бутерброды, кто сыр. Приносили даже картопляники.
— Много бутербродов уже съели?
— Мы не подсчитывали. Сегодня порезали две большие палки колбасы и одну маленькую.
— Валерий Дубиль и другие депутаты кушали у вас?
— Нет. К нашему столику не подходили. Но Валерий Дубиль ночевал в здании. Точнее, был до самого утра. Не спал всю ночь, был на шестом этаже. Только утром уехал.
Нас предупредили: кабинетов не трогать, не открывать, ничего не ломать. К нам выходил Мельник (Анатолий Мельник, голова облрады. — Авт.) со словами приветствия. Сказал, что у нас есть право выбора, что акция должна быть мирной и спокойной и что будут собирать внеочередную сессию.

На шестом этаже нашли коменданта народной службы самообороны полтавчанина Андрея Командирова. Вместе с другими мужчинами он сидел в коридоре на диване. На этом же этаже, только в кабинете, расположилось милицейское начальство — начальник уголовного розыска области Максим Гончар.
— Милиция с народом? — спрашиваем.
— Наше руководство в лице начальника, генерала Александра Михайлика и с их стороны Валерий Дубиль договорились, чтобы все было совместно, чтобы никто никого не выгонял, — ответил Максим Гончар.
— Патрулирование всю ночь осуществлялось представителями и милиции, и народной самообороны, как внутреннее, так и наружное. Ведь одна из основных задач — не допустить нарушения работы государственного учреждения.
— Когда состоялась эта договоренность — до или после того, как люди вошли в здание?
— После того. В здание люди зашли беспрепятственно.
— То есть милиция не подготовилась? Или силовые структуры осознанно не трогали митингующих?
— Здание было под охраной. Вышел Анатолий Мельник, встретил депутатов. Зашли народные депутаты, за ними — люди.
— Почему же тогда так рьяно защищали здание областной администрации?
— Администрация — это государственный орган, — пояснил милиционер.
Андрея Командирова в Чернигов пригласили друзья, так как у него есть опыт. На Майдане в Киеве он был помощником коменданта.
— Сколько людей приехало с вами?
— Я бы не хотел называть цифры.
На вопрос, сколько человек находится в здании, ответили: примерно по сто человек с каждой стороны.
К одиннадцати в областном совете собирались депутаты облрады. Среди них был и первый заместитель губернатора Николай Стрелец.
— Почему не пускали в обладминистрацию, но так легко люди попали в областную раду? — спросили у него.
— Во-первых, это был рабочий день (суббота, 25 января, когда штурмовали областную администрацию, кстати, тоже рабочий день по всей стране, отрабатывали за новогодние праздники. — Авт.). Во-вторых, в областную раду зашли народные депутаты. Но что самое главное, — депутаты областной рады. А это их рабочее место. И они имеют полное право.

С тем же вопросом обратились и к начальнику областной милиции Александру Михайлику.
— Рада — это орган местного самоуправления. Пришли депутаты. Как могли их не пустить? Да и подход был разный. В областной раде на тот момент был 71 милиционер.
— Были ли какие-то договоренности с милицией по поводу того, что людей не будут трогать?
— С депутатами, Дубилем, Марцинкивом были предварительные переговоры.
— Но зашли и люди.
— А областной депутат имеет право вести прием граждан. Вчера депутаты объяснили ситуацию так: они готовятся к сессии, работают с людьми.
— За то, что милиция отстояла здание областной администрации, вас уже наградили или хотя бы поблагодарили?
— Мы делаем свою работу. А благодарность может быть только от граждан, что не пролилась кровь. Для меня самое главное, что не пролилась кровь. Что не побили моих милиционеров и не пострадали люди.
Марина Забиян, Алина Сиренко, еженедельник "Весть" №5 (577) от 30 января 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: здание облрады, Марина Забиян, Алина Сиренко, "Весть"




