Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Плата за паи: по закону или по-человечески

Плата за паи: по закону или по-человечески

Плата за паи: по закону или по-человечески
Часто мы пишем о деятельности сельскохозяйственных предприятий, отношениях арендаторов и пайщиков, отношении крестьян к земельной реформе, ведь земельные проблемы не перестают тревожить наших людей. Так, недавно в редакцию пришло письмо от жителей села Малая Девица Прилукского района с просьбой помочь им.

«В нашем селе сложилась такая ситуация: мы, владельцы земельных паев, сдали свою землю в аренду дочернему предприятию «Нафком-Агро» в лице генерального директора Владимира Николаевича Нечипоренко, который действует на основании Устава, зарегистрированного Печерской РГА города Киева. Лет восемь наша земля обрабатывалась нормально, с людьми инвестор рассчитывался своевременно. В последнее время все изменилось, и, к сожалению, к худшему. Часть пайщиков решила перейти к другому арендатору — СООО «Дружба-Нова» из Варвы.
Заключили договоры на аренду земли с октября 2011 года, а до того времени входим еще в «Нафком-Агро». И вот за то, что выбрали другого инвестора, за аренду за 2010 год «Нафком-Агро» вместо ожидаемых 4% заплатило нам только 1,5%. Тем же людям, которые остались в «Нафкоме», заплатили, как и ранее, 4%. Разве это справедливо? Надеемся, что вы поможете нам разобраться в этой ситуации».


Местный представитель «Нафком-Агро» Валерий Дмитриевич Розко нас не ждал, но поговорить не отказался:
— Когда в Малой Девице был сход села, я все всем объяснил, но могу объяснить и вам, и вообще любому, кто ко мне еще обратится. Договор об аренде земли с малодевичанами у нас заканчивается в октябре этого года. В нем указано, что за аренду земли «Нафком-Агро» должно выплачивать по 1,5%. Наше предприятие по своей доброй воле начало платить людям больше — сначала 2%, потом 3% и наконец дошло до 4%. Но в договоре так и осталось 1,5%. С теми людьми, которые остались в «Нафком-Агро», мы заключили дополнения к договорам (их нужно только зарегистрировать). Вот там уже четко указано, что арендатор обязывается выплачивать 4% стоимости земельного пая. А те, кто перешел к другому инвестору, пусть уже извиняют. Заключать дополнения с ними нет смысла. И пока в договоре значится 1,5%, предприятие с полным правом может выплачивать владельцам паев именно столько. И это никоим образом не нарушает закон. Да, в свое время был издан Указ президента, согласно которому арендаторы должны были бы выплачивать не менее 3%, но этот указ — просто рекомендация и не обязателен для выполнения.

Инвестор, со своей стороны, как будто и прав, но...
— Не всем тем, кто вступил в «Дружбу-Нову», арендатор заплатил 1,5%, — говорит малодевичанка Любовь Каленчук. — Есть и такие, что получили по 4%. Вот и удивляет — как же он отбирает, кому 4%, а кому 1,5%? Если отдает только по 1,5%, то пусть бы всем, а то...

— Я мог заплатить этим пайщикам по-человечески, но мог заплатить по закону, — объясняет Валерий Розко. — И за то, что они поливали меня грязью, я из принципа решил платить по закону. И если я не прав, пусть оскорбленные идут со своими договорами в прокуратуру или в суд. А таких из 860 пайщиков всего около 30. Вы знаете, я своей работе отдал более 25 лет, арендую землю в 18 селах Черниговской области и в Роменском районе Сумской области. Всего у меня 52 тысячи гектаров земли. Я уверен: здоровая конкуренция должна быть, выбор между инвесторами тоже, но этот выбор не должен превращаться в скандалы и грязь.

Люди такому заявлению инвестора удивлены:
— Да не было у нас с Валерием Дмитриевичем никаких конфликтов, — задумывается Любовь Каленчук. — Всегда все тихо-мирно. И поводов никаких для скандала не было. Только когда пришли получать плату за пай, а в документах насчитанные 4% зачеркнуты, а рядом стоит сумма уже как за 1,5%, взбунтовались.
— Да вот я должна была бы получить, например, 1622 гривны за пай, а выдали лишь 608, — соглашается Валентина Павлова. — Так как тут смолчишь?
— Если бы мы знали, что так будет... — жалуется Любовь Каленчук. — Если бы нас предупредили, что не заплатят, мы и не переходили бы к другому арендатору. Так как те 4% для нас — большие деньги. Что значит более тысячи гривен, когда пенсия всего 700? А что мы теперь можем сделать, если уже заключили новый договор? К тому же нам «Дружба-Нова» предложила большую плату за пай — 5% его стоимости, да еще и заплатила заранее по 1,5 тысячи гривен, так почему и не перейти? Ведь сейчас каждый выбирает то, что выгоднее. Это же не преступление — беспокоиться о своем благосостоянии. Да и совсем не 30 человек захотело сотрудничать с «Дружбой-Нова», уже около 80 туда перешло. Было бы и больше, но после этих афер с выплатой часть людей побоялась.

— Да при такой работе «Нафком-Агро», которую мы видим в последнее время, давно уже нужно было найти другого инвестора, — приобщается к разговору Татьяна Маладыка. — Поля сорняками позарастали. Зерно за паи нам долго не давали, а потом, когда привезли, его получил только тот, кто успел «втолпиться». Деньги же начали давать уже после Нового года. Розко говорит, что в этом году пшеницы насеял, да где там — поля пустуют. Гоним коров на пастбище, так видим, что они не обработаны. Если не засеваешь сам, пусть бы другие сеяли, а то жалко смотреть. По моему мнению, судить нужно только за то, что так издеваются над нашей землей.

— Не было еще ни одного года, чтобы наши земли не обрабатывались или за их аренду людям не заплатили, — заверяет Валерий Розко. — Вот только во время кризиса мы пошли не таким путем, как другие хозяйства. Если раньше у нас был урожай 60-80 центнеров зерна с гектара, то сейчас — всего 30-40. А все потому, что в кризисные 2009-2010 годы мы уменьшили внесение в землю минеральных удобрений. Никто не говорит, что это хорошо, но благодаря этому «Нафком-Агро» осталось на плаву, не имеет кредитов, вовремя выдает своим работникам зарплату и выплачивает плату за паи. Основная же часть сельскохозяйственных предприятий сейчас сидит по уши в долгах. А если «Нафком» кому-то вовремя не заплатил, то человек имеет полное право подать заявление в суд. Но кто это сделает, если мы своих людей никогда не обижали? Кто бы и с какой просьбой к — нам не обратился, не отказывали никому. Я сам живу в Малой Девице, рядом с пайщиками, здесь живут мои дети и внуки. Разве захотел бы специально портить отношения с односельчанами? К сожалению, нашим людям не угодит никто.
— Судиться мы действительно не собираемся — это и деньги, и нервы даром портить, — говорят люди.
— Пусть Господь разберет, кто прав, а кто нет, если закон не в силе. Даст Бог, и с теми 1,5% проживем, с голоду не умрем. Но все равно как-то не по-человечески выходит...

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №22 (2515)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: земельный пай, «ГАРТ», Екатерина Дроздова

Додати в: