"В ресторанах Чернигова клиенты вместо чаевых не доедают порции"
"Правильные" чаевые - 7-10 процентов от заказа
В ресторане «Колыба», что на Красном мосту, уверены — чем проще выглядит и ведет себя человек, тем больше вероятность, что он все-таки оставит чаевые.
— Чаевые у нас не обязательны, — говорит администратор 48-летняя Татьяна Логвиненко, —В счете мы пишем: «Вознаграждение официанту приветствуется и остается на ваше усмотрение».
— Можно определить по внешнему виду человека: даст чаевые или нет?
— Однозначно — да. Чувствуется на уровне интуиции. Это опыт, — отвечает администратор.
— Манера общения человека много о чем говорит, — подхватывает 27-летняя Алина Степурко. Сейчас она в декретном отпуске, а до этого 6 лет работала официантом в «Колыбе». — Те, которые не оставляют, более наглые, требовательные. Оставляют чаевые люди незаметные, тихие, спокойные. Хотя есть один исключительный клиент. Этот мужчина заходит три раза в год. Всегда хорошо выпивши. Берет какой-то минимум. Нахамит, нагрубит, но и чаевые очень приличные оставит. Знаешь хоть, за что терпишь.
— Есть щедрые или жадные профессии?
— Самые щедрые — это наши коллеги, работники общепита, — уверена Татьяна Логвиненко. — Не разбрасываются чаевыми прокуроры, милиция, депутаты. Считают, что мы им должны.
Если говорить о мужчинах и женщинах, то последние даже более благодарны.
Самые большие чаевые, говорят девушки в «Колыбе», оставляли киевляне — 400 гривен.
— А иностранцы балуют?
— Скупые на «чай» американцы. Итальянцы же всегда оставляют.
— Какое вознаграждение считается нормальным?
— «Правильные» чаевые — это 7-10 процентов от счета. Но такие чаевые — редкость.
Клиенты могут купить бутылку шампанского. Или каким-то десертом угостить. Но для официанта, конечно, лучше, когда угощения преподносят в денежном эквиваленте. А они уже сами разберутся, нужно ли им шампанское или лучше ребенку памперсы купить.
В ресторане «Велюров» с коллегами из «Колыбы» согласны. Говорят, депутаты и бизнесмены чаевыми особо не балуют.
Предлагают любовь за деньги
- Люди идут выпить-поесть, а к «чаю» отношение более жесткое, — говорит бармен кафе «Гранат» 20-летняя Валерия Плющ. В «Гранате» она год. Первые полгода была официантом. Потом пошла на повышение. Параллельно учится на экономиста. — Дают, кто сколько может. От банкетов тоже — у кого совесть есть, те и дают. Максимум, что было, — 50 гривен. А бывает и гривна. Но и этому рады. Гривна, знаете, копейку держит. Но чаще не дают. Сами же стараемся всегда оставлять в других заведениях. Знаем, что это за труд.

— Под Новый год клиенты добрее?
— Да у кого ж под конец года деньги есть? — улыбается Валерия.
— Когда же добреют посетители?
— Когда готовые. Под вечер.
— Что-то вместо чаевых оставляют?
— Номера телефонов.
— Чаевые себе оставляете или делитесь с кем-то из коллег?
— Вообще-то принято делить на всех: официант, бармен, повар. Но мы так не делаем.
— За границей во многих странах чаевые в счет уже включены. Их оплата обязательна. А для нас зто применимо?
— Нет. У нас и через окно выйдут, лишь бы не платить.
— Бывали неприличные предложения за достойные чаевые?
— Предлагали. Любовь за деньги, например. Моргают, кивают и говорят: «Поехали».
Корпоративы не дают ничего
Кафе «Блюз» — одно из самых популярных мест для проведения банкетов.
— Чаевые в основном оставляют, — говорит официант Анжелика Тищенко Работает в «Блюзе» около трех лет. — От обслуживания, как показывает практика, не зависит, дадут тебе благодарность или нет. Хотя обслуживание банкетов у нас оплачивается отдельно — 2,5 процента от суммы заказа. Поэтому люди судят так: раз обслуживание включено, значит, вы свое уже получили.
Если банкет заказывает какая-то организация — так называемые корпоративы, — чаевые они не оставляют. Но за счет новогодней программы мы зарабатываем больше.
Бывает, посетители оставляют бутылочку водки или вина. Думают, что мы тут прямо сядем и будем пить за их здоровье. Оставляют и полбутылки, и четверть со словами: «Выпьете за наше здоровье».
— Еду предлагают?
— Если что-то остается из еды, люди забирают домой. Они ведь за это заплатили. Мы даже сами помогаем собирать.
— Какой самый удачный банкет?
— Только раз было, что оставили 200 гривен. А так 50, 20, — говорит Анжелика.
"Клиенты съедают все"
— Я в дела чаевых не вмешиваюсь, — говорит директор кафе «Гетман» Неля Савонина. — Хотя какие у наших девочек чаевые? Посещаемость небольшая. Да и контингент у нас — студенты. Даже если сравнить с теми, что были два года назад, нынешние студенты бедные.

Да я и сама никому не оставляю. С моей зарплаты особо не поблагодаришь. Считаю, что официант получает зарплату. Какие могут быть чаевые? Вам же никто чаевых не дает? — обращается к нам Неля Федосеевна. — А если к врачу идешь без денег, не примет, что ли?
Даже когда принимаю на работу официантов, говорю, чтобы все до копеечки отдавали клиенту. Не дай Бог чего, будут отвечать сами и по полной программе.
— Еду, бывает, оставляют. Что с ней делаете?
— У нас такие клиенты, что съедают все.
Благодарят продуктами
— Это личная информация. Даже наши директора не в курсе, — возмущается нашему вопросу официант кафе «Планета» Людмила Сливко.

— Щедрые простые люди. А бывает, знаем, что у человека есть достаток, а чаевые от него небольшие, — уже мягче добавляет директор Елена Антоненко. — Бывает, на банкетах оставляют персоналу спиртное, конфеты. Девочек, случается, благодарят продуктами.
На барной стойке стоит баночка с надписью «Бармену на отпуск». Заглядываем внутрь: 5,10, 50 копеек — в общем, негусто.
Марина Забиян, Алина Cиренко, еженедельник "Весть" №51 (571) от 19 декабря 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: чаевые, Марина Забиян, Алина Cиренко, "Весть"




