Санаторий имени Щорса: места есть, отдыхающих нет
Санаторий им.Щорса
Недавно жители Сосницы пожаловались, что детский санаторий имени Щорса, который находится за их городом, пустует, несмотря на то что сезон отдыха уже давно начался. Как оказалось, причина проста - санаторий не выиграл тендер на оздоровление детей. «И что же? - возмущаются сосничане. - Большая территория, прекрасная природа, столько зданий - и все это так и будет стоять без дела?»
- Санатории и заведения для отдыха, где будут оздоравливать детей, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС (то есть тех, кто родился в населенных пунктах, пострадавших от аварии), и детей льготных категорий, отбирали в Киеве, - объясняет директор ДП «Детский санаторий имени Щорса» Владимир Ткаченко. - Вот только по каким критериям, не знаю. В этом году из 155 кандидатов тендер выиграли лишь 47. Все же другие остались, как говорится, ни с чем. Хотя все понятно: в прошлом году на отдых детей государство выделило 1 миллиард 400 миллионов гривен, в этом же - всего 400 миллионов. Во времена советской власти государство заботилось об отдыхе своих граждан, а особенно об отдыхе детей. Тогда наша задача была достаточно проста - найти обслуживающий персонал и подготовить санаторий к сезону - подкрасить, что нужно, побелить. А теперь сначала нужно найти отдыхающих, а потом уже собирать команду и приводить все в порядок.
Проходим по санаторию: аккуратные домики для отдыхающих, лечебные корпуса (здесь лечились дети с проблемами дыхательной и эндокринной систем), просторная столовая, клуб, спортивные площадки, открытая площадка для танцев, пляж, а главное - все это рядом с парковой зоной, где даже дышится легче. Вот только на все это богатство - менее десятка обслуживающего персонала и ноль отдыхающих, хотя детский санаторий имени Щорса - заведение с почти вековой историей.
- В начале XX века на месте нашего санатория была колония для беспризорных детей, - рассказывает Владимир Антонович. - Есть постановление от 9 октября 1920 года, в котором сказано: «Организовать на основе колонии санаторий для отдыха трудящихся». С того времени здесь действует заведение для оздоровления и отдыха. Его деятельность прервала война, потом санаторий превратился в Дом отдыха для взрослых. Сюда приезжали люди со всего Советского Союза. Впоследствии Дом отдыха для взрослых переименовали в Дом отдыха матери и ребенка, а потом в детский санаторий. Когда в 1986году меня назначили его директором, он был рассчитан на 340 мест. За сезон, который начинался 15 мая и заканчивался 24 сентября, здесь отдыхало около 4 тысяч детей. Но после провозглашения независимости, когда такие заведения начали приватизировать, все постепенно стало разрушаться, и сейчас осталось всего 145 мест. За сезон у нас может отдохнуть около тысячи человек, Госпланом предусмотрено 560. Последние же два года отдыхающих нам катастрофически не хватает. Если в 2009-м мы выполнили план, то в прошлом году у нас оздоровилось только 152 ребенка, да и то... Детей-чернобыльцев, с которыми мы постоянно работаем, направили сюда только 15 сентября, хотя в это время мы уже должны были бы закрыть сезон. В этом же году санаторий вообще не выиграл тендер, потому что для оздоровления чернобыльцев и детей других льготных категорий нужна первая категория санатория, а у нас только вторая. Первая категория означает, что на территории санатория должны быть санузлы в каждой комнате, а также душевые с горячей водой и бассейны. А кто все это будет устанавливать и на какие средства? У нас даже водопровода на территории санатория нет. Нет, вы не подумайте... Туалеты в домиках есть, горячая вода подается с семи до одиннадцати вечера. А бассейны и другое... Частное акционерное общество «Укрпрофздравница», которому принадлежит санаторий, вряд ли будет все это делать, ведь средства на капитальный ремонт у них не предусмотрены. Тем более если учесть все налоги, которые мы платим, прибавить деньги на выплату зарплат и питание, то выходит, что самому санаторию остается всего 57% от заработанных за сезон денег. Если за сезон мы получили 1 миллион 200 тысяч гривен, то на сам санаторий остается тысяч 80-90. И это на девять месяцев жизни. Приходится сокращать штат до 67 человек, потому что тех денег едва хватает, чтобы дожить до следующего сезона. Те 80 тысяч расходятся «на всякое» - плату за телефон и свет, текущий ремонт и тому подобное.
Нехваткой средств сейчас никого уже не удивишь. Но, как оказалось, еще одна проблема детского санатория имени Щорса кроется в... названии заведения.
- Вы знаете, обычным лагерям для отдыха намного легче, - объясняет Владимир Ткаченко. - В последние годы их переименовали в заведения здравоохранения. Теперь они стоят на одном уровне с санаториями. Но эти прежние лагеря могут выставить цену путевки 120 гривен в день, а я менее 135 не могу никак. Дело в том, что на 150 детей в санатории положено 70 человек обслуживающего персонала, а в заведении здравоохранения - 30. В санатории - около 20 медработников, а в заведении здравоохранения - всего 3.
Есть ли выход из этой ситуации? Ведь не только санаторий имени Щорса сейчас задает себе вопрос: будем ли мы работать?
- Я уже писал в Киев - выходов два: вместо старых зданий построить новые или сделать капитальный ремонт того, что уже есть. Вот только сомневаюсь, что так будет. Самый лучший выход для нашего санатория - сделать его заведением отдыха для детей Черниговщины. Тогда можно было бы направлять сюда школьников с учителями. Учителя работали бы в свое рабочее время, то есть за свою законную зарплату, и путевка была бы дешевой. Очень хотелось бы, чтобы санаторий передали черниговской общине. Но что с ним дальше будут делать, я не знаю. Поэтому нам остается только ждать.
Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №24 (2517)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: санаторий, «ГАРТ», Екатерина Дроздова




