Век тому назад черниговцы тоже любили веселиться
Судя по отрывкам из воспоминаний знатока черниговской старины В.К. Пухтинского, люди, жившие в нашем городе век тому назад, были энергичны, задорны, талантливы и любили повеселиться.
«Куцый! Браво, Куцый!»
Существовал в городе художественно-драматический кружок, члены которого, любители, ставили спектакли в единственном тогда 4-этажном доме Ершавицкого, находившемся напротив Пятницкой церкви, на Магистратской улице. Эти спектакли проводились в большом зале на втором этаже.
В гимназии и иных учебных заведениях в конце учебного года производилась торжественная выдача аттестатов окончившим ученикам и переводные аттестации. Торжества эти носили казенный характер, но сопровождались пением, музыкой и декламацией. Задолго до такого торжества учитель гимнастики, штабс-капитан Острожского полка Восинский, тренировал учеников, как вести себя на выпускном акте.
Он говорил: «Выходя за наградой или аттестатом, ты должен, элегантно расшаркиваясь, поклониться его превосходительству господину губернатору, а затем подойти под благословение к его преосвященству архиепископу Черниговскому и Нежинскому. После сего, получив награду, отправляйся на своё место». Горе было тому, кто неумело расшаркивался на подобной репетиции. Он должен был повторять эту церемонию раз двадцать, пока офицер не скажет: «Довольно!». Последний урок гимнастики перед актом посвящался исключительно тренировке: офицер, совмещая в себе две особы, его превосходительства и его преосвященства, принимая от учеников поклоны с расшаркиванием, будучи верным католиком, благословлял «схизматиков» и даже иудеев по-православному, не давая, однако, целовать руки согласно принятому на сей случай ритуалу. В общем, изрядное смехотворение!
Однажды (в 1904 или 1905 г.) состоялось, в порядке художественной самодеятельности, представление комедии «Ревизор» в зале Дворянского собрания силами учеников Черниговской гимназии. Режиссером и исполнителем роли городничего был преподаватель истории в Черниговской мужской гимназии М.Т. Туталмин, человек большой самонадеянности, но весьма мелкого роста. Чтобы казаться выше, он носил обувь на высоких каблуках и волосы зачесывал торчком, и все же ему дана была кличка Куцый. В сцене, где он должен был обнимать и целовать Хлестакова, он подскакивал, так как роль Хлестакова исполнял долговязый гимназист. Марью Антоновну в этом спектакле играл розовощекий, как девушка, юноша, у которого менялся голос, и слова «Ах, какой пассаж!» он произнес так, что вызвал дружный хохот зрителей: «Ах, какой…» — дискантом, а «пассаж» — густым басом. Громкими аплодисментами была награждена «Марья Антоновна», а М.Т. Туталмина дружно вызывали: «Куцый! Куцый! Браво, Куцый! Куцый, брависсимо!». Такая овация вряд ли была по душе нашему историку…
Музыкальное училище
Местное музыкальное училище под руководством директора Сорокина давало молодым черниговцам и черниговкам солидное музыкальное образование. Среди преподавателей этого училища выделялась талантливая скрипачка Юркевич.
Иногда музыкальное училище давало концерты. В них кроме Юркевич принимали участие талантливый пианист Богословский и виолончелист Гаевский. Первый из них променял карьеру профессора Московской консерватории на тихую жизнь в Чернигове, причиной чему была, по-видимому, какая-то личная драма, вследствие чего он был психически расстроен.
Гаевский же совмещал занятия музыкой, как любитель, со службой в окружном суде, членом коего он состоял.
Ярмарки, свадьбы, оркестры
Кроме развлечений, даваемых театрами, концертами в Дворянском собрании и музыкальном училище, музыку можно было слышать на улицах и во дворах, на базарах и ярмарках — шарманщиков, слепцов-бандуристов и лирников, бродячих певцов и певиц, бродячих скрипачей и флейтистов. Тут же показывали своё искусство бродячие акробаты, танцоры и танцовщицы под аккомпанемент шарманки или скрипки с флейтой. Изредка появлялись восточные люди с дрессированными обезьянками и медведями и, напевая какой-нибудь восточный мотив, заставляли своих воспитанников проделывать различные уморительные «штуки» к вящему удовольствию детишек, толпами следовавших за искусниками.
На еврейских свадьбах ветхозаветные «маэстро» в лапсердаках, ермолках и в «патынках» с белыми чулками на ногах усердно «отчубучивали» (обычно трио: скрипка, флейта, бубен) веселые танцы «Маюфес» и «Хаве».
В праздник Рождества Христова по дворам и домам ходили ряженые с «козой» и «вертепом», пели колядки и собирали доброхотные даяния.
По воскресеньям и праздничным дням обычно в городском саду, за губернаторским домом, происходили «гулянья», и молодежь танцевала под звуки великолепного духового оркестра Острожского полка. В тихие летние вечера особенно было приятно слушать доносившиеся издали звуки вальсов, маршей и музыкальных отрывков из опер и оперетт. На Валу также устраивались «гулянья», и тот же духовой оркестр привлекал массу публики.
В так называемые «царские» дни полк выходил из казарм, расположенных в Еловщине, и с бравурным маршем проходил по Шоссейной улице до Соборной площади (она называлась исстари «плац-парадным местом»), и здесь, после службы в Спасо-Преображенском соборе и молебна на площади, полк уходил парадным строем в казармы, и эта картина напоминала пушкинское описание парада в столице:
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость…

В зале дворянского собрания состоялось представление комедии "Ревизор" силами учеников Черниговской гимназии

На базарах и ярмарках можно было слышать шарманщиков, слепцов-бандуристов и лирников, бродячих скрипачей и флейтистов
Людмила Болва, главный специалист отдела использования информации документов Госархива Черниговской области, еженедельник “Взгляд», №44 (125)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




