Что читали черниговцы 100 лет назад?
Что читали черниговцы 100 лет назад?
Библиотеки
По данным, приведенным в книге “Россия” на 1903 г., числилось в Чернигове три библиотеки. Автор этого очерка помнит только одну, которая находилась рядом с историческим музеем, на Бульварной улице, напротив здания реального училища. Эта библиотека была не из богатых, но старушка библиотекарша старалась угодить абонентам, особенно подрастающему поколению, и мы, ученики, читали по её рекомендации подходящие для нашего молодого возраста книги. При всей своей бедности библиотека получала так называемые ”толстые” журналы: “Русское богатство”, “Мир Божий”, “Вестник Европы”, “Исторический журнал”, “Киевскую старину” и пр. Ими пользовались взрослые абоненты.
Брали учащиеся книги также из библиотек при учебных заведениях. Эти библиотеки тоже не отличались богатством, кроме, пожалуй, библиотеки при духовной семинарии, которая со временем влилась в библиотеку при Черниговском пединституте, став основным её фондом.
***
Представители интеллигенции (учителя, адвокаты, врачи) имели собственные библиотеки, пополнявшиеся, главным образом, изданиями А.Ф. Маркса, а именно приложениями к популярной тогда “Ниве”. Так, в течение ряда лет в частные семейные библиотеки поступали полные собрания сочинений русских авторов (Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Фет, Салтыков-Щедрин, Григорович, Боборыкин, Данилевский, Лесков, Гарин-Михайловский, Чехов, Короленко, Бунин) и иностранных (Мольер, Гейне, Ибсен, Метерлинк, Кнут Гамсун, Шарль де Костер). Кое-кто выписывал роскошные издания Брокгауза и Ефрона — Пушкина, Байрона, Шекспира. Это были солидные издания, выходившие под общей редакцией профессора Петербургского университета С.А. Венгерова.
По отзывам литературоведов, “венгеровское” издание Шекспира считалось лучшим в Европе, превосходя по ценности обзоров и критических материалов и по обилию иллюстраций даже английские роскошные издания этого классика.
Не лишним будет отметить, что, кроме “Нивы“ с приложениями, выписывались также упомянутые выше ”толстые” журналы , и так как не по карману было каждому подписчику подписываться на несколько журналов, то любители чтения обменивались ими. О довольно высоком культурном уровне интеллигенции свидетельствует тот факт, что на первое восьмитомное издание энциклопедического словаря Граната нашлось около 50 подписчиков.
Книжные магазины
В Чернигове было два книжных и писчебумажных магазина, принадлежащих Якубовичу и Френкелю. Надо отдать справедливость этим книготорговцам: они понимали толк в книге, шли навстречу запросам покупателей и в их магазинах можно было получить книги по различным отделам знания, учебники и беллетристические произведения. По заказу магазины выписывали и необходимые книги.
Книги можно было приобретать также и в книжном складе губернского земства, который снабжался дешевыми изданиями, в основном — Вятского общества распространения грамотности, и здесь можно было за копейки приобретать отдельные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и др.
Сюда же “всемогущий” А.С. Суворин присылал свои издания “Дешевой библиотеки”, каждый томик которой стоил 20 коп., а если был он двойной, тройной и т.д., то стоил 20—30 коп. и выше. Так, например, “Фауст” Гёте в прекрасном переводе Н.А. Холодковского стоил 20 коп., а “История государства Российского” Карамзина — 80 коп. (за 8 томиков). Здесь же были и дешевые издания книгоиздательств А.Ф. Маркса, Сытина и Ступина, причем книжки “ступинской “ библиотечки особенно привлекали малышей своей миниатюрностью.
Коробейники
На базарах и во время ярмарок крестьяне охотно покупали лубочные издания, отличавшиеся ярко раскрашенными обложками. Исключительной популярностью пользовались “Бова-королевич”, “Еруслан Лазаревич”, “Миликтриса Кирбитьевна” и тому подобные “шедевры” с заманчивыми заглавиями и яркими рисунками.
Принято было смотреть с презрением на такие издания, но нельзя не согласиться с Ю. Овсянниковым, автором содержательной книжки “Русский лубок”, что благодаря офеням-коробейникам “тысячи и тысячи крестьян наслышаны были о различных новостях, познали грамоту, запомнили стихи Пушкина, Кольцова, Некрасова”. Точно также и лубочные картины составляли, по замечанию одного из историков, “...не одну праздную забаву и бессмысленную потеху, но наглядное вразумение, деятельное руководство для жизни семейной и общественной “.
Букинисты
Библиофилы и любители старинных книг имели возможность буквально за гроши приобретать у евреев-старьевщиков на Новом базаре ценнейшие книги ХVII и XVIII столетий в прочных кожаных светло-коричневых переплетах. Такие книги в данное время представляют собой библиографическую редкость, да их, пожалуй, уже и не найти. Наряду с произведениями Державина, Сумарокова, Хераскова и др. в руки любителям попадались такие курьезные книги, как, например,”Гирум-Гарум, сатиро-комический оригинальный роман”, или “Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная персианка, умирающая на гробе своего мужа” — и т. п.
В некоторых из подобных романов встречались выражения, вызывавшие у чтеца улыбку, а иногда и веселый смех. Вот врезалась прочно в память такая фраза: “Когда же падение аббатово приумножило стук и ужас, то дух затрубил ему в уши, что он его удавит”. А чего стоила “Мифология древних греков и римлян” с иллюстрациями, и какими иллюстрациями! На одной из них боги Олимпа восседают за круглым столом в изящном салоне в стиле эпохи Людовика ХIV. Одеты они в камзолы, с роскошными манжетами и жабо, на ногах туфли с пряжками, а головы украшены париками. Встречались и серьезные отечественные и переводные трактаты, например, о пользе различных сортов вин, с точнейшими наставлениями, когда и какое вино употреблять.
Можно было приобретать книги, изданные еще при Петре I, например “Артикул воинский”, “Регламент духовный” и пр. Попадались еще и книги, составленные М.В. Ломоносовым.
Публикацию подготовила главный специалист отдела использования информации документов Госархива Черниговской области Людмила Болва, еженедельник «Взгляд», №35 (169)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Людмила Болва, книги, история




