Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » В старом Чернигове «Черниговцы любили слушать лекции»

В старом Чернигове «Черниговцы любили слушать лекции»

В старом Чернигове «Черниговцы любили слушать лекции»

В предыдущем отрывке из воспоминаний черниговского старожила В.К. Пухтинского речь шла о великосветских развлечениях — балах и вечеринках. Сегодня речь пойдет о другой форме проведения досуга: общественных лекториях и ученых беседах, которые вели жители нашего города сто лет тому назад…

Довольно странным покажется, может быть,  но никто из учителей Черниговской гимназии не выступал с лекциями, а они, как-никак, представляли собой высший слой интеллигенции. И только в народном доме, возле Воскресенской церкви, по воскресным дням устраивались так называемые чтения для народа. Там однажды учительница одного из городских училищ, старушка Колесникова, прочитала «Братья-разбойники» с большим чувством, но из-за слабого зрения у неё вместо «удалых шайка собиралась» вышло «усталых шайка собиралась», что, впрочем, прошло незаметным для собравшейся аудитории. Как-то раз здесь же художественно прочитал «Песнь про купца Калашникова» пенсионер-педагог Н.В.Козачковский. Чаще же всего бывали популярные чтения по книжкам, сопровождавшиеся показом картин волшебного фонаря.

А что черниговцы любили слушать лекции, свидетельствует то, что на лекции А.А. Корсини, читанные не то в театре, не то в зале Дворянского собрания, билеты расхватывались полностью. А.А. Корсини, преподавательница одной из петербургских гимназий, неутомимая путешественница, очень живо и увлекательно прочитала несколько лекций, сопровождая их демонстрацией цветных диапозитивов, об Индии, Египте и Греции. Говоря об Индии, много рассказывала она о жизни и обычаях индусов, о природе этой страны и о замечательных архитектурных её памятниках. Так, например, она демонстрировала жемчужину индийской  архитектуры — мавзолей Тадж-Махал, построенный из белоснежного мрамора. Особенно эффектно то, как этот мавзолей отражается в водной глади искусственного водоема. Кстати сказать, изображение этого архитектурного шедевра, принадлежащее кисти В.В. Верещагина, находится в Третьяковской галерее.

На лекции о Египте А.А. Корсини демонстрировала ряд художественных диапозитивов, дававших ясное представление о памятниках египетской архитектуры и скульптуры, — зрители услышали и увидели то, что так характерно для Египта: пирамиды, большой сфинкс в пустыне на фоне пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина (и тут же, на лекции, многие впервые узнали, что это чудище лишилось носа во время египетской экспедиции Наполеона I: ядро изуродовало лицо сфинкса), целую аллею сфинксов, ведущую к одному из храмов, развалины храмов в Карнаке и Луксоре, изумительно прекрасный «киоск» на острове Филе и пр. Не менее увлекателен был рассказ путешественницы о Греции, сопровождавшийся также демонстрацией диапозитивов, изображавших Акрополь с Парфеноном и Эрехтейоном, Львиные ворота в Микенах и пр. Её увлекательные лекции вызывали интерес к изучению истории искусств.

***

Хорошим дополнением к её лекциям были лекции-беседы в зале музыкального училища, с которыми выступал советник губернского правления Баршевский; о нем сохранилась память, как о светлом луче в темном царстве губернских властей. Он доходчивым языком прочел ряд лекций по истории искусств, иллюстрируя их соответствующими картинами, репродукциями и диапозитивами.
Помнится, что однажды выступал с лекцией об украинских древностях екатеринославский профессор Эварницкий. Интересно, между прочим, отметить, что он позировал при написании И.Е. Репиным картины «Запорожцы пишут письмо султану», изображая писаря.

***

С большой благодарностью и уважением надо вспомнить о черниговском враче Аркадии Марковиче Утевском, который прочитал на нескольких нелегальных собраниях молодежи ряд лекций по истории России. Лекции его были увлекательны, изложение талантливо, а польза для нас громадна, так как он дал нам то, чего не хотел и боялся дать учитель истории М.Т. Тутолмин. Особенно интересен был материал по истории императорского периода, начиная с Петра I. Очень живо Утевский рассказывал о дворцовых переворотах, производившихся гвардией (например, о воцарении Екатерины II после убийства её супруга Петра III), об удушении Павла I с молчаливого согласия его сына, Александра I, о восстании декабристов, о роли Николая I как «европейского жандарма», о Севастопольской кампании, об эпохе «великих» реформ, о покушениях на Александра II, об убийстве его 1 марта 1881 г., после чего началась жесточайшая реакция при Александре III, царе-«миротворце», о ходынской катастрофе и пр.

Возможно, что А.М. Утевский, готовясь к лекциям, пользовался курсом литографированных лекций по русской истории, составленных В.О. Ключевским (эти лекции находились под запретом), а, кроме того, он, обучаясь в Берлине, мог знакомиться там с такими материалами по истории  России, которые в то время не могли у нас печататься.
Собиралась молодежь на лекции А.М. Утевского в конце Лесковицы, в доме, принадлежавшем некоему Кизиму, который и сам сторожил, чтобы не нагрянула врасплох полиция, и расставлял на улице нескольких дозорных. В небольшой комнате собиралось почти вплотную человек 40—50, и учинялась, выражаясь словом из «Левши» Лескова, такая «спираль», что к концу каждой лекции тухла керосиновая лампа. Но  лектор и слушатели стоически выдерживали действие злокозненной  «спирали». Расходились же с лекций поодиночке, чтобы не вызывать никаких подозрений у соседей Кизима.



Текст подготовила Людмила Болва, главный специалист отдела использования  информации документов Госархива Черниговской области 

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Людмила Болва, Пухтинский, старый Чернигов, лекции

Додати в: