Живут на дачах круглый год
В районе Старой Подусовки в Чернигове несколько дачных кооперативов. Люди обустраивают дачи и живут там круглый год. Без прописки. Некоторые остаеллют квартиры в городе детим. А молодежь живет потому, что дачи дешевле домов и квартир в городе. Вечером почти на всех улицах товариществ в домах горит свет.
И курочки, и уточки
54-летний Сергей Бобрышев с женой переехал на дачу три года назад.
— Квартиру в городе оставили сыну, — объясняет мужчина. — На работу добираемся машиной. Я торгую на рынке, на Масанах, разными железяками, жена — клеенками, подушками, одеялами, полотенцами. Дачных товариществ здесь много. Жилых домиков тоже.
Участок купили. В доме газовая плита с баллоном, пользуемся летом. Есть электрическая. Во дворе колонка. Обзавелись хозяйством: курочки, уточки.
Дом отапливаем дровами. Бывший хозяин был толковый. Построил хороший дом с добротной трубкой и печкой. Утром натопили до 25-26 градусов. Вечером температура — 21-22. Рядом с домом лежат щепки на растопку, — показывает в углу двора накрытые мелкие щепки. — Можно купить на любой пилораме. Машина стоит 700 гривен. Дрова заказывали из Городни, с доставкой на дом. Машина — 2800 гривен. Колодки большие, когда делать нечего, рубаю мельче. В теплое время года езжу на Десну, на рыбалку.
Наша ветка электричества подключена от линии дома престарелых. Платим 1,50 гривны за киловатт. Везде поставили лампочки-зкономки. За электричество плачу наперед. По 200-300 гривен.
Дрова — комплимент от шефа
У 33-летнего Андрея Слободянюка в товариществе «Весна» двухэтажный утепленный домик, два участка земли по пять соток. Пахнет дымом. По участку бегает охранник — овчарка Гера.
— На даче живу второй год. Родной брат Рома с семьей рядом — семь лет, — говорит мужчина.
— Мы не местные, из Ровенской области. Там родители, сестра, племянники.
Брат на Черниговщину приехал 13 лет назад. Женился. Я переехал шесть лет назад. Вместе работали на стройках: в Москве, Киеве, Днепре, мотались по Украине. А здесь осели. Квартиру покупать дорого. За съемную нужно отдать всю зарплату. А на дачу насобирать можно. Когда доллар был по восемь гривен, эта дача стоила шесть тысяч долларов.
Предложений о продаже дач в районе Старой Подусовки много. Да и цены не очень поменялись. В этом же товариществе «Весна» предлагают 2-этажный дом с мансардой, 3 сотками земли за 4500 долларов. За шесть соток и 2-этажный дом — 5 тысяч. В соседнем дачном кооперативе «За Мир» 4,5 coтки земли и деревянный домик стоит 2500 долларов. За 4 сотки с деревянным домиком — 3999. В товариществе «Механизатор» дом 50 квадратных метров с бронированными дверьми, металлопластиковыми окнами, с кважиной продают за 6500 долларов. В товариществе «Мичурина» за пять соток с деревянным домом хотят 4500 долларов. В «Авангарде» — за три сотки с домом и скважиной просят 3500 долларов. За недострой на четырех сотках земли хотят 48 тысяч гривен.
— Жену пока не нашел. Там, за речкой, Серега с женой и дочерью живет, — рассказывает о соседях Андрей. — Видите, фонарь вдалеке горит, там тоже молодая семья. Три месяца назад Сережина жена родила, с коляской гуляет. Старших в садик водят. На нашей улице постоянно живет три семьи. Недавно мужчина рядом купил домик. Потихоньку строятся.
Для меня одного на зиму нужно две машины дров. Наш начальник сделал, как он сказал, комплимент от шефа, выделил нам с братом по машине дров, еще одну нужно докупить. Установил буржуйку. С утра до вечера на работе, на пилораме в Чернигове. Здесь ночую. Зимой, когда темно и мало народа, воры «охотятся» на пустые дачи. Я вокруг своего дома установил датчики движения. Как только кто-то проходит, загорается свет. И собака охраняет. Вечером выходим на прогулку. Гера учует и поймает за задницу воришку, — смеется.
— В доме все на электрике. Вода (ее насос качает), электроплита, холодильник. За месяц расходую 300-400 киловатт. За тех, кто ворует электрику, нам тоже пришлось заплатить. Иначе грозили отключить. Долгов в товариществе набежало на 10 тысяч гривен. Деньги поделили на 30 жилых домов. Остальным, нежилым, свет отключили.
Те, кто живут постоянно, собрались в это воскресенье, посчитали: чтобы провести отдельную линию, установить трансформатор, нужно 80 тысяч гривен. Скинулись по 3 тысячи. Хотим и прописаться. Землю приватизировать, потом переводить в жилой фонд.
— Как думаете, когда все дачи станут жилыми?
— Когда пенсионеров станет меньше, — улыбается. — Многие не хотят продавать. Есть соседка, ей или 80, или 90 лет. Придет на заросший участок, с сапкой вокруг кустов долбится, а толку мало.
Семь cоток и 12 котов
Ближе к селу Старый Белоус в двухэтажном доме товарищества «Заря» горит свет у 76-летнего Анатолия Конюки.
— Живу один третий год, — рассказывает мужчина. — Трудился проектантом на «Хим-волокне». Дачу не давали — покупали давно. С сыновьями сделали ремонт, достроили второй этаж, утеплили. Приватизированных семь соток земли. Есть летний домик. Весной, говорили, сотка земли здесь стоила тысячу долларов. На соседнем участке даже газ от Белоуса хозяева провели.
Мне здесь уютно. В хозяйстве 12 котят, сошлись со всей округи. Живут в теплице. Отопление печное. В сентябре купил машину дров за 1 три с половиной тысячи гривен. На зиму хватит. Не экономлю.
Электричество подключено. У каждого счетчик. Председатель кооператива переписывает показания. А потом еще на всех раскидывают разницу (потери электричества). Я подключился от Старого Белоуса, электричеством от товарищества не пользуюсь.
Для жилья на моей даче есть все условия. В доме холодная вода, бойлер. Биотуалет.
В нашем дачном кооперативе много семей живет. До остановки в Старом Белоусе, на автобус №1, идти семь минут. До троллейбуса (№5) — 10 минут.
* * *
В Чернигове еще ни одна дача не стала жилым домом официально. 16 человек подали документы на переведение дачных домов в жилой фонд. Занимается этим вопросом Управление архитектуры и градостроительства Черниговского горсовета.
— Есть много нюансов, — говорит Петр Гребень, замначальника управления архитектуры и градостроительства Черниговского горсовета. — Закон есть, но никто не знает, как правильно переводить дачу в жилой фонд. Например, как присваивать адрес, отвечает ли дачный дом госнормам, как в городе. Могут ли к жителям проехать «скорая», «пожарная» и т. д. Это вопрос не одного дня.
Юлия Семенец, Витория Товстоног, «Весть» №49 (725) от 8 декабря 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Старая_Подусовка, дачи, Семенец, Товстоног, Весть




