Дизайн-код Чернигова
Свершилось!
Мер Чернигова в своей яркой манере устроил очередной разнос местным чиновникам и впервые заговорил о бренд буке. И не просто заговорил, а достаточно эмоционально и просто высказал своё мнение по этому вопросу.
Я аплодирую. Правда, я рад. Это действительно прекрасно, что такой вопрос поднимает сам городской голова. Но выслушав всё его выступление по этому поводу, не могу не прокомментировать, потому что это важно.
Ну, во-первых.
Бренд-бук в понимании туристического логотипа Чернигова, его смысловой концепции, цветовых и дизайнерских решений и правил использования уже давным-давно разработан и широко используется. При чём как коммерческими структурами, так и органами власти, в частности профильным управлением. Скачать его может любой желающий на этой странице: https://www.facebook.com/groups/legendsCH/files/?hc_location=ufi
Во-вторых.
Судя по тому, что говорил городской голова, под бренд-буком он имел в виду определённые правила размещения вывесок и рекламных конструкций на фасадах домов. Также многие называют такие правила дизайн-кодом города. Но это верно лишь отчасти. Дизайн-код – более широкое понятие, и об этом я напишу ниже. Такие своды правил по размещению рекламы на фасадах домов действительно есть во многих городах Европы и в некоторых городах Украины. Например, знаю точно, что такие правила уже есть во Львове, Ивано-Франковске, Одессе и Днепре. По-моему, они уже утверждены и в столице.
В-третьих.
Разработка и утверждение правил размещения рекламы – это все лишь полумера. Нужно вести речь о разработке полноценного большого дизайн-кода Чернигова. Еще в 2014 году в большом документе с предложениями по развитию туризма в Чернигове, который подавал, я попробовал объяснить, почему дизайн-код важен. В принципе всё сказанное осталось актуальным.
Чернигов нуждается в разработке концепции городского дизайна. Туристический логотип и бренд-бук у нас уже есть, концепция туристической навигации тоже, но этого мало. В городе есть огромное количество так называемых малых архитектурных форм, которые достались нам с разных времен. И речь идет о том, чтобы привести их к некому единому знаменателю.
Все элементы городской туристической навигации, а также другие элементы городского дизайна, должны быть выполнены в одной согласованной стилистике. Таким образом у Чернигова начнет появляться свое лицо и свой почерк, характерный именно для нашего древнего города. А пока что у нас винегрет вместо лица. То есть речь идет о том, чтобы был единый дизайнерский центр, через который проходили бы все подобные проекты. Чтобы разные отделы и управления не реализовывали их каждый раз по-новому и по-своему. В этом вопросе тоже должны быть система и порядок.
О чем идет речь?
Номера домов, остановочные комплексы, рекламные конструкции, лавочки, мусорные урны, афишные тумбы, доски объявлений, фонарные столбы, велопарковки, ограждения вдоль дорог, ограничительные столбики, тротуарные решетки и т. д. Все эти элементы должны иметь единую узнаваемую стилистическую линию, создавая таким образом свои уникальные городские черты. В качестве иллюстрации того, о чем идет речь, привожу несколько фото из Брюсселя, показывающих, как различные элементы городских малых форм объединены одной стилистикой и одним или несколькими базовыми цветами.
Также сюда следует отнести рекламные вывески на фасадах зданий и отдельно стоящие рекламные конструкции. Вывески на тех же магазинах сейчас размещаются хаотично и бессистемно. Нужно разработать единые правила по их размещению. Такой опыт уже есть, и его следует детально изучить.
По-хорошему, городская власть должна была начать все преобразования в городе именно с дизайн-кода. Да, потратить на это время и деньги. Но потом все реконструкции и трансформации территорий были бы унифицированы. То есть нужно было сначала разработать и утвердить все формы малой городской архитектуры, а уже потом делать и остановки, и номера домов, и урны со скамейками и многое-многое другое.
В-четвёртых.
Дизайн-кодом Чернигова уже занимался один киевский специалист в спарке с рабочей группой, созданной в поддержку этого процесса. Вернее, не так. Это рабочая группа думала, что начала заниматься дизайн-кодом города. Но по факту всё оказалось гораздо прозаичнее. Первым этапом была разработка типовых указателей улиц и номеров домов. Следующим этапом должны были стать как раз правила размещения рекламы на фасадах домов, а потом и разработка других элементов городского дизайна, навигации и малых архитектурных форм. В эту группу входил и я. Приглашённый специалист успел разработать только указатели улиц и номеров домов. И на этом прекратил свою работу. Не знаю нюансов, почему именно. Но, по-моему, это было связано с тем, что на финальном этапе утверждения его работу лихо «подправили» большие «специалисты» в дизайне из состава городской власти. Ну, и ещё одним важным фактором, почему эта рабочая группа схлопнулась, является тот факт, что Таня Бойко, которая её координировала уехала работать в другой город.
Вот интервью Татьяны и Ярослава двухгодичной давности по этому поводу: https://www.0462.ua/news/1620670/novoe-lico-cernigova-pisem-dizajn-kod
Оказалось, что фактически вся эта рабочая группа и создавалась для разработки этих указателей улиц и номеров на домах. Просто на переименованных черниговских улицах нужно было срочно менять старые названия на новые, и этот вопрос надо было срочно решать. Собственно, эти указатели сейчас уже активно вешаются, но какие именно изменения в них внесли по сравнению с авторской разработкой дизайнера, я не знаю.
В завершение своего поста коротко прокомментирую прямую речь городского головы Владислава Атрошенко по этому поводу. Полное видео можно посмотреть здесь: https://www.facebook.com/radacn/posts/2238670876243801
— Бренд-бук – очень же просто всё делается. Бренд-бук разрабатывается определённое время, общественные обсуждения происходят. Месяц разработали… а что его разрабатывать этот бренд-бук? Возьмите европейские стандарты и вперёд, в чём же суть вопроса? Размеры, цветовые решения, что где может висеть – что здесь сложного вообще?
На самом деле, очень всё не просто. Такая работа не сделается за месяц, боюсь, что и за два не сделается. Даже если мы говорим просто о рекламных вывесках. В городе есть разные архитектурные зоны, есть послевоенный центр, есть жилые массивы с 9-этажками, есть кварталы с хрущёвками. Под все эти районы и территории нужно будет адаптировать правила. Также нужно будет делать привязки к местности, детальным образом описывать как надо, и ещё более детальным образом описывать, как нельзя. Конечно можно, и, наверное, даже нужно, взять за основу подобные работы по другим городам. Но, повторюсь, там свои архитектурные особенности. И поэтому если склепать такие правила размещения вывесок (или ещё хуже – весь дизайн-код) на коленке левой рукой, то получится ёж, натянутый на черепаху.
И самое главное. Самое-самое. Этим вопросом должны заниматься профессионалы своего дела. Дизайнеры-урбанисты, имеющие опыт в преобразовании городского пространства, а также чувствующие этот город и способные сделать эту работу так, чтобы не убить его лицо, а наоборот, подчеркнуть всё лучшее, что есть в Чернигове. Я, к примеру, таким специалистом не являюсь. Пытался скоммуницировать с городскими властями в начале 2016 года команду «Агенти змін» с Игорем Скляревским, которые разрабатывали айдентику киевского метрополитена и других столичных пространств. Но не вышло. Не было у власти понимания и готовности к такой работе. Очень надеюсь, что такое понимание есть сейчас, и что процесс с дизайн-кодом начнёт сдвигаться с мёртвой точки. Конечно, в идеале нужно нанять компанию с готовыми специалистами в этой сфере. Возможно даже иностранную. Это точно будет стоить денег, и, вероятно, не малых. Но такая большая работа стоит того. Хотя есть и у нас специалисты, которые могли бы или частично, или даже полностью решить этот вопрос. Думаю, тот же Ярослав Задорожный справился бы.
— Это должен быть чёткий документ, публично доступный. Бренд-бук – всё! Определить термін на обговорення, з залученням громадськості, громадських активістів, підприємців там – всех! Закончили обговорення, дальше – муниципальная варта, сообщили в полицию, пошли посдирали всё, и будь здоров!
В принципе алгоритм работы с бизнесом после принятия правил размещения рекламы, да, описан мэром предельно чётко. )) Добавлю только два момента. Обычно даётся некий буферный период для того, чтобы хозяева магазинов сами переделали свои вывески согласно новых утверждённых правил. И также есть юридические нюансы с принудительным демонтажем горе-вывесок. Всё-таки это частная собственность.
И ещё я против того, чтобы делать общественные слушания по поводу таких правил. Что насоветуют люди? У нас же каждый второй суперспециалист в дизайне, урбанистике, фотографии, маркетинге и т. д. )) Каждый будет считать своим долгом высказать свое очень важное и очень профессиональное мнение, и такие обсуждения окончательно увязнут в бесконечных пустопорожних дискуссиях.
Обсуждение и принятие решения должно быть экспертным. Только не таких экспертов в возрасте 70+, которыми так часто любит себя окружать городской голова. А реальных специалистов в этом узком вопросе, доказавших свою профпригодность успешными личными кейсами.
— Оно должно быть понятно, красиво, стандартизировано. Не должно быть хаоса в этих вопросах.
Именно. Всё правильно. Но только понимание, что такое красиво, а что нет, очень сильно отличается у каждого человека. И мне, например, большинство той «красоты», которую продуцируют городские власти при реконструкции города, вообще не заходит. Я имею в виду, с точки зрения эстетики, современного дизайна и современных решений. Это безликий, шаблонный, типовой стайл. Да, аккуратненько, да, чистенько, но скучно и уныло. Поэтому, «понятно, красиво, стандартизировано» - этого мало. И правила размещения вывесок, и дизайн-код вообще должны быть идейно, концептуально привязаны к Чернигову, к его истории и существующему внешнему облику. Квалифицированно обоснованы, почему именно так, а не эдак. А главное, их должны готовить ПРОФЕССИОНАЛЫ.
Спасибо, что дочитали. ))
И да пребудет с нами сила и дизайн-код!
PS:
По этой ссылке – отличная презентация украинских специалистов на тему дизайн-кода: https://www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/Policy%20Briefs/Brief_16%20UA%20_%20DesignCode_UKR.pdf. Среди соавторов, кстати, и Ярослав Белинский, который пробовал помогать Чернигову с этим вопросом. В презентации также есть ссылки на правила размещения рекламы нескольких украинских городов, которые в открытом доступе можно поюзать и посмотреть, как это выглядит.
Оказалось, что фактически вся эта рабочая группа и создавалась для разработки этих указателей улиц и номеров на домах. Просто на переименованных черниговских улицах нужно было срочно менять старые названия на новые, и этот вопрос надо было срочно решать. Собственно, эти указатели сейчас уже активно вешаются, но какие именно изменения в них внесли по сравнению с авторской разработкой дизайнера, я не знаю.
В завершение своего поста коротко прокомментирую прямую речь городского головы Владислава Атрошенко по этому поводу. Полное видео можно посмотреть здесь: https://www.facebook.com/radacn/posts/2238670876243801
— Бренд-бук – очень же просто всё делается. Бренд-бук разрабатывается определённое время, общественные обсуждения происходят. Месяц разработали… а что его разрабатывать этот бренд-бук? Возьмите европейские стандарты и вперёд, в чём же суть вопроса? Размеры, цветовые решения, что где может висеть – что здесь сложного вообще?
На самом деле, очень всё не просто. Такая работа не сделается за месяц, боюсь, что и за два не сделается. Даже если мы говорим просто о рекламных вывесках. В городе есть разные архитектурные зоны, есть послевоенный центр, есть жилые массивы с 9-этажками, есть кварталы с хрущёвками. Под все эти районы и территории нужно будет адаптировать правила. Также нужно будет делать привязки к местности, детальным образом описывать как надо, и ещё более детальным образом описывать, как нельзя. Конечно можно, и, наверное, даже нужно, взять за основу подобные работы по другим городам. Но, повторюсь, там свои архитектурные особенности. И поэтому если склепать такие правила размещения вывесок (или ещё хуже – весь дизайн-код) на коленке левой рукой, то получится ёж, натянутый на черепаху.
И самое главное. Самое-самое. Этим вопросом должны заниматься профессионалы своего дела. Дизайнеры-урбанисты, имеющие опыт в преобразовании городского пространства, а также чувствующие этот город и способные сделать эту работу так, чтобы не убить его лицо, а наоборот, подчеркнуть всё лучшее, что есть в Чернигове. Я, к примеру, таким специалистом не являюсь. Пытался скоммуницировать с городскими властями в начале 2016 года команду «Агенти змін» с Игорем Скляревским, которые разрабатывали айдентику киевского метрополитена и других столичных пространств. Но не вышло. Не было у власти понимания и готовности к такой работе. Очень надеюсь, что такое понимание есть сейчас, и что процесс с дизайн-кодом начнёт сдвигаться с мёртвой точки. Конечно, в идеале нужно нанять компанию с готовыми специалистами в этой сфере. Возможно даже иностранную. Это точно будет стоить денег, и, вероятно, не малых. Но такая большая работа стоит того. Хотя есть и у нас специалисты, которые могли бы или частично, или даже полностью решить этот вопрос. Думаю, тот же Ярослав Задорожный справился бы.
— Это должен быть чёткий документ, публично доступный. Бренд-бук – всё! Определить термін на обговорення, з залученням громадськості, громадських активістів, підприємців там – всех! Закончили обговорення, дальше – муниципальная варта, сообщили в полицию, пошли посдирали всё, и будь здоров!
В принципе алгоритм работы с бизнесом после принятия правил размещения рекламы, да, описан мэром предельно чётко. )) Добавлю только два момента. Обычно даётся некий буферный период для того, чтобы хозяева магазинов сами переделали свои вывески согласно новых утверждённых правил. И также есть юридические нюансы с принудительным демонтажем горе-вывесок. Всё-таки это частная собственность.
И ещё я против того, чтобы делать общественные слушания по поводу таких правил. Что насоветуют люди? У нас же каждый второй суперспециалист в дизайне, урбанистике, фотографии, маркетинге и т. д. )) Каждый будет считать своим долгом высказать свое очень важное и очень профессиональное мнение, и такие обсуждения окончательно увязнут в бесконечных пустопорожних дискуссиях.
Обсуждение и принятие решения должно быть экспертным. Только не таких экспертов в возрасте 70+, которыми так часто любит себя окружать городской голова. А реальных специалистов в этом узком вопросе, доказавших свою профпригодность успешными личными кейсами.
— Оно должно быть понятно, красиво, стандартизировано. Не должно быть хаоса в этих вопросах.
Именно. Всё правильно. Но только понимание, что такое красиво, а что нет, очень сильно отличается у каждого человека. И мне, например, большинство той «красоты», которую продуцируют городские власти при реконструкции города, вообще не заходит. Я имею в виду, с точки зрения эстетики, современного дизайна и современных решений. Это безликий, шаблонный, типовой стайл. Да, аккуратненько, да, чистенько, но скучно и уныло. Поэтому, «понятно, красиво, стандартизировано» - этого мало. И правила размещения вывесок, и дизайн-код вообще должны быть идейно, концептуально привязаны к Чернигову, к его истории и существующему внешнему облику. Квалифицированно обоснованы, почему именно так, а не эдак. А главное, их должны готовить ПРОФЕССИОНАЛЫ.
Спасибо, что дочитали. ))
И да пребудет с нами сила и дизайн-код!
PS:
По этой ссылке – отличная презентация украинских специалистов на тему дизайн-кода: https://www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/Policy%20Briefs/Brief_16%20UA%20_%20DesignCode_UKR.pdf. Среди соавторов, кстати, и Ярослав Белинский, который пробовал помогать Чернигову с этим вопросом. В презентации также есть ссылки на правила размещения рекламы нескольких украинских городов, которые в открытом доступе можно поюзать и посмотреть, как это выглядит.