Разыскивается... взвод
Интрига в семье Юрия Ховдея из Макошино Менского района возникла вместе с письмом от программы «Жди меня» (на «Интере»).

— Все пытались угадать, кто это меня разыскивает, — рассказывает Юрий Михайлович. — Было много версий. Но вот какая из них верная - вопрос.
— Наверное, среди всего прочего, грешили на женщин и детей на стороне. Тайное не стало явным?
— Этим только подкалывали. Потому что никаких тайн от жены у меня нет.
— Да ладно?
— Так и есть.
Оба из Савинок Корюковского района. Ходили в один класс. Дружили. На каждый день рождения (11 мая) Юра приносил Аннушке её любимые ландыши.
Окончили школу — разъехались на учёбу. Она — во Львов, он — в Ленинград. Виделись, когда приезжали в село. Были рады встречам. Помнили друг о друге, скучали. То, что их отношения больше чем дружба, Юрий понял, когда заканчивал своё высшее военное училище. Вспоминает: чем ближе к выпуску, тем сильнее беспокоился, что служить придётся далеко от Анны.
По каким-то непонятным законам в жизни случается именно то, чего больше всего боишься: выпал Новосибирск (шёл 1987 год, распределение было ещё союзным). Оттуда на выходные не приедешь. Мобильных телефонов не было.
Зато время и расстояние всё расставили по местам в их отношениях. Юрий с Анной больше не хотели расставаться. Поженились во время первого Юриного отпуска. А на третий день после свадьбы уже летели к нему — на край света.
С тех пор — всюду вместе.
— И никаких «левых» связей, — улыбается Юрий Михайлович.
После распада СССР вернулись на Украину. Для дальнейшей службы Юрий выбрал Макошино (исправительную колонию): здесь пообещали жильё. Это был весомый аргумент, ведь у них уже была маленькая дочь. Но квартира так и осталась обещанием. Позже купили жильё сами. Тут, в Макошино. Во-первых, привыкли к посёлку. Во-вторых, родился сын, было не до переездов.
Сын стал военным, как и отец. Служит в Нацгвардии. Ещё не женат. А дочь (живёт с семьёй в Батуми) порадовала первой внучкой.
После выхода в отставку Юрий Михайлович начал ездить на работу в Киев, а Анне Владимировне до пенсии ещё далеко: обоим только по 50. Но считали, что всё самое важное в жизни уже произошло: есть крыша над головой, дети взрослые, родители рядом. Перевезли их из Савинок поближе к себе — в Макошино.
— Тёща — Екатерина Макаровна -живёт с нами. А моим родителям купили дом.
Словом, всё было налажено, шло своим чередом — спокойно и размеренно, и вдруг это письмо. Предполагал, что разыскивают друзья из училища, но уверен не был. Позвонил телевизионщикам — не признаются.
Достал свои курсантские альбомы — столько всего вспомнилось, — рассказывает Юрий Ховдей. — А почти через 2 месяца после письма (в октябре прошлого года. — Авт.) к нам приехали с телеканала «Интер». Снимали меня на берегу Десны с удочкой (хотя на самом деле рыбак я неважный - больше люблю собирать грибы) и с женой.
Потом съёмки были в Чернигове. Мне строго-настрого приказали без команды не покидать автобус. Но, когда я увидел в окно Мишу Довженко, первый раз в жизни захотелось нарушить приказ. Ведь мы после училища не виделись почти 30 лет. Еле дождался своего выхода. Поэтому играть на камеру не пришлось. Радость — почти до слёз — была настоящая.
— Если бы на телевидении мне дали адрес Юры, мы бы встретились намного раньше, — говорит Михаил Довженко. — Но там до поры до времени всё держали в секрете.
После училища Михаил в составе миротворцев участвовал в урегулировании Карабахского этнополитического конфликта (между азербайджанцами и армянами), служил в Минске. После распада Союза вернулся домой — в Житомирскую область.

— Вербовали в рэкетиры. Обещали большие деньги. Я сразу сказал: нет. У меня понятие чести наследственное — и отец, и дед были офицерами.
— Поэтому и захотелось посмотреть, изменились ли бывшие курсанты?
— Просто захотелось увидеться. Ведь прожили вместе наши лучшие годы. В нашем 5-м взводе (четвёртой роты, второго батальона) мы были один за всех. Бежим, кто-то выбился из сил — тащим его, не бросаем. Среди нас не было мажоров. Все - одинаковые. Ели из одного котла, спали в одной казарме.
Моя жена Татьяна (Михаил женился на третьем курсе — первый во взводе. — Авт.) до сих пор вспоминает, как Андрей Забияка принёс ей в роддом целую охапку тёмнокрасных роз: «от пацанов». Нашему сыну, который тогда родился, в следующем мае будет 30.
— Как Вы начали поиски?
— Сначала меня самого нашли. Вова Ярославцев работал в Киеве оперативником, «вычислил», где я, и приехал. Это была ещё та встреча.
С неё и началось.Сначала «пробивали» киевлян, потом вышли и за пределы столицы. В течение года нашли больше 10 наших.
Искать Юру помогала моя дочь (живёт в Киеве, старший преподаватель в госуниверситете телекоммуникаций). Это она отправила запрос на «Жди меня».
— Что было после того, как вы встретились в Чернигове? — спрашиваю Юрия Ховдея.
— Самое первое — я расстроился. Мне же ничего о ходе съемок не сообщили. Приехал с пустыми руками. А Миша смеётся: «В моей сумке столько всего - на весь взвод хватит». Поехали с «интеровцами» в Киев. Встретились с парнями. Всех наших вспомнили. Как учились, как ездили на свадьбу к Теге Ярославскому в Винниш как Алик Юлдашев пел песни из индийских фильмов, кто больше всего любил футбол, а кто - поесть...
С тех пор моя жизнь изменилась. С такими друзьями, как мои, в 50 она точно не заканчивается. Мы снова - друг за друга.
Летом моя дочь с внучкой прилетели из Батуми в Киев, Вова Ярославцев встретил их в аэропорту, привёз к нам своей машиной.
Судьба поначалу разбросала нас, но теперь мы уже не потеряемся.
— Михаил Сергеевич сказал, что на Михаила (церковный праздник — 21 ноября. — Авт.) собирает у себя «всю банду». Поедете?

— Обязательно. И к себе приглашу. Думаю, скоро будем общаться семьями. Нудная старость нам теперь не грозит.
... Как важно бывает вовремя вспомнить, позвонить, написать, встретиться — может измениться вся жизнь. Как в этой истории.
В ней пока не поставлена точка. Если кто-то узнал себя на курсантском фото (а вдруг), звоните в редакцию. Будем рады помочь пятому взводу встретиться в полном составе.
Мария Исаченко, "ГАРТ" №44 (2849) от 2 ноября 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




