Игорь Шаполов дает вторую жизнь шедеврам
В мае к Международному дню музеев в Черниговском областном художественном музее имени Григория Галагана открылась выставка отреставрированных экспонатов. Внимание многих посетителей привлекли работы художника-реставратора Игоря Шаполова. Одна из икон, к примеру, выглядит, как хорошо сохранившееся произведение, и только посмотрев более тщательно, можно увидеть, что она получила новую жизнь благодаря мастерству реставратора.
Мы общаемся с Игорем Анатолиевичем в его реставрационной мастерской в музее.

С чего началась Ваша творческаяи и профессиональная деятельность?
Интерес к изобразительному искусству у меня был с детства. Во время учебы в школе посещал занятия в Черниговской детской художественной школе. После окончания общеобразовательной и художественной школ, решил свою жизнь связать с искусством, для получения специальности выбрал Брянское художественное училище. Потом начал учится в Харьковском художественном институте, но перевелся в Украинскую академию изобразительного искусства и архитектуры в Киеве, по окончании которой в 1998 году получил специальность "художник-реставратор станковой и монументальной живописи". Кстати, мои дипломные проекты представлены на выставке, о которой вы упоминали, – это икона ІІ половины XVII века "Спас Нерукотворный" и картина "Двое мужчин и мальчик" (неизвестный автор, ХІХ столетие).
С 1994 года каждое лето проходил практику в Черниговском художественному музее. Сейчас уже 17 лет работаю художником-реставратором в художественном музее и Национальном архитектурно-историческом заповеднике "Чернигов древний". В моем становлении как специалиста большую роль сыграл мой преподаватель в академии Анатолий Фомич Беляй – представитель украинской школы реставраторов.
Я люблю свою работу и не представляю себя в каком-то другом деле. Хочется расти как профессионалу, развиваться в творческом плане.
Во многом работа реставратора регламентирована инструкциями, есть в ней место творчеству?
Думаю, что да. Конечно, процесс реставрации определен на каждом из своих этапов. При каждом музее функционирует специальный реставрационный совет. Он решает на определенный срок (в основном, на год), какие экспонаты и в какой последовательности будут реставрироваться. В общих чертах определяется также, что именно нужно сделать с той или иной картиной, иконой и т.д.
Реставратор получает экспонат, вначале обследует его, проводит опись и фотофиксацию, составляет реставрационный паспорт. И только после этого можно приступать к практической части работы.
А творчество проявляется в том, чтобы видеть и даже чувствовать конечный результат, как будет выглядеть экспонат после окончания восстановительных работ. Ведь вначале реставратор должен расчистить художественное произведение (и чтобы при этом оно не утратило свою аутентичность), некоторые места воспроизводятся, тонируются, некоторые могут оставаться открытыми, демонстрируя утраты.
Что главное для художника в реставрации произведений?
Реставратор должен не только обладать художественным даром, но и значительными знаниями в области искусства, чтобы суметь воспроизвести технику того времени, когда создавалось произведение, и сохранить его для следующих поколений.
В каждой картине, иконе есть душа, вложенная мастером. Чувствуется и "забота" хранителей произведений искусства, иногда это может выразиться в десяти слоях лака, или попытках снять пыль вместе с краской, а потом что-то подрисовать. И такое встречается, ведь, по большому счету, до начала ХХ столетия научной реставрации как такой не существовало. Так вот, реставратор, я считаю, должен открыть и сохранить душу произведения, чтобы оно не потеряло, а возобновило свой первоначальный облик.
Используются ли современные технологии при восстановлении живописных произведений?
Безусловно, современные технологии облегчают и творческую работу. Во-первых, это фотофиксация и хранение изображений в цифровом варианте, что сейчас можно выполнить качественно и быстро.
Во-вторых, во многих реставрационных мастерских используется специальное оборудование, позволяющее проводить спектральный анализ, и с высокой достоверностью датировать художественные произведения. К сожалению, в Чернигове пока такого оборудования нет. Но бывают случаи, что во время реставрации датировка или происхождение работы уточняется. Мне пришлось реставрировать икону Ахтырской Божьей Матери (XIX век), она попала в музей из Нежина в 1963 году после закрытия одной из местных церквей. Автор иконы считался неизвестным. Но после расчистки на поле произведения стала видна надпись "Изь мастерской Михаила Охрименка, 1857 год". Некоторые вещи становятся известными даже без новейших технологий.
Имеет свое значение и развитие химической промышленности. Ведь, многие материалы (лаки, клеи), использовавшиеся, к примеру, несколько десятилетий назад, заменены более современными.
Какое наиболее древнее произведение приходилось реставрировать, а какой работой гордитесь?
Мне приходилось работать с иконами XVII века, одна из них "Покрова Богородицы", представленная на выставке, которую вы уже видели. Почти 10 лет с коллегами работал над иконостасом Ильинской церкви в Чернигове – одной из древних в нашем городе, хотя ее сохранившийся иконостас датируется второй половиной XVIII века. Вначале он был обработан от вредителей (шашеля), укреплен левкас на резьбе, а потом отреставрированы иконы.
Сейчас работаем над иконостасом древнейшего храма Черниговщины – Спасо-Преображенского собора. Уже восстановлена южная часть, приступили к северной.
Не единожды музейные работники Чернигова заявляли о необходимости создания областного реставрационного центра. Есть ли в нем необходимость? Ваше мнение, как реставратора.
Такая необходимость есть. Хотя, наверное, нужно вести речь о создании филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, филиалы которого уже работают в Львове, Харькове и Одессе. Для центра и финансирование нужно, и оборудование, и персонал. А ведь научной реставрацией в городе занимаются не так и много специалистов. Пока что художественной реставрацией в музее имени Григория Галагана и заповеднике "Чернигов древний" занимаются два художника-реставратора. Правда, в Черниговском историческом музее имени В. Тарновского работают реставраторы по металлу и тканям. Возможно, в будущем этот вопрос и будет решен, ввиду такой необходимости.
Ярина Мирославская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Игорь Шаполов, художник, реставратор, иконы, Ярина Мирославская




