Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Людям про людей » Две сотни крыльев Анатолия Михайлова

Две сотни крыльев Анатолия Михайлова

Сейчас такое время, что, спросив при встрече «Как жизнь?», готовься услышать в ответ нытье и жалобы. К счастью, негативом «грузят» не все. Скажем, Анатолий Михайлов из Макишина Городнянского района говорит: «У меня всё прекрасно».



Ему — 67. У него большой уютный дом, налажен быт, есть семья, дети (трое) и внуки (шестеро). Но главное — он испытывает наслаждение от того, что в жизни всё получилось так, как хотел.

— Мой отец из Курской области. Мама — макишинская. Познакомились в 43-м, когда часть, в которой служил отец, освобождала от немцев наше село. Всего-навсего — короткая встреча. Она могла остаться только воспоминанием. А стала судьбой.

Отец уцелел на войне. Утверждал, что влюблённых пули не берут.

После Победы он сразу отправился к маме. Поженились. Поехали на его родину, но маме там не понравилось — вернулись в Макишин.

Я очень любил своего отца. Когда он умер, мне было 36. Я вёл здоровый образ жизни, занимался спортом (увлекался боксом). Как правило, меня нелегко было вывести из равновесия, но когда похоронили отца, будто половину души отрезали. Стал курить.

В детстве я постоянно вертелся возле него — принести, подержать, а что и самому привинтить, прибить. Мы мало разговаривали, но я ещё тогда, сам не знаю как, чувствовал: отец счастлив. Я был уверен: потому что моя мама его любит. Мне тоже хотелось в будущем иметь такую жену.

Встретил её, как и отец, — в Макишине. Тамара работала товароведом. Я преподавал в местной школе физкультуру и учился в черниговском пединституте.

21 января 1968 года мы поженились. Обоим не было и 20. Я её очень сильно любил.

— Так сильно, что выдержал только первый день свадьбы, — иронизирует Тамара Фёдоровна. — На второй гости пришли, а жениха и след простыл: ушёл на охоту. Я отпустила. Потому что уже изучила его и знала: будет сидеть за столом и думать о следах на снегу.

— Никто меня не понимает так, как ты, — обнимает жену Михайлов. — Тогда как раз пороша была. Все следы — как на ладони. Помнишь, я принёс двух зайцев? У всех после свадебного пира — куры, а у нас — дичь.

Охота — одно из моих непреодолимых пристрастий. До сих пор.

— А другие какие?

— Пасека и голуби. Особенно голуби. Это тоже от отца. Помню, он всё переживал: «Когда меня не станет, не будет ни пчёл, ни голубятни».

У него было 7 ульев, у меня — 20. И голубятен не одна, а целых три.

Теперь я, как и отец, переживаю: а вдруг дети (у Михайловых — два сына и дочь) и внуки не захотят всем этим заниматься. Все живут в Чернигове — в Макишин только в гости приезжают.

Было время, он тоже покидал село. Отработав 11 лет в школе, стал председателем сельсовета, заочно закончил сельхозинститут и возглавил колхоз в Хоробичах. Потом — в Выхвостове. Оба села Городнянского района. Но каждый день приехать домой не получалось. Поэтому больше трёх лет ни в одном, ни в другом месте не выдержал.

— Можете смеяться, но я действительно вернулся из-за голубей, — говорит Анатолий Николаевич (в этот момент он похож на героя известной киноленты «Любовь и голуби» Василия Кузякина, которого сыграл актер с такой же, как у него, фамилией — Александр Михайлов). — Завёл много разных пород. Ездил на выставки — в Киев, Москву, Владимир.

Сейчас у него голубей больше сотни. В основном гривуны (чубари) и почтовые (спортивные).

Первые — белые с тёмно-серыми пятнами (гривами) на шее. С большими красивыми глазами.
— Их ещё называют пермяками (от названия города, где была выведена порода). Гривуны очень лёгкие на подъём. Вся стая буквально взмывает в небо. Поднимаются очень высоко — с земли голуби кажутся крохотными точками. Держатся вместе от 5 до 10 часов. Потом более сильные отрываются от стаи и взлетают ещё выше (от 800 до тысячи метров). Остальные возвращаются в голубятню.

Курские гривуны летают иначе. Набрав высоту, они неожиданно останавливаются. Потом по очереди совершают стремительное пике вниз. Возвращаются назад и снова — пике. Так может продолжаться довольно долго.
Очень красивый стиль полёта, который называется свадьба или хоровод, — когда десятки голубей объединяются в одну стаю, а потом одновременно, как по команде, разлетаются в разные стороны. На мой взгляд, нет красивее зрелища, чем полёт этих птиц.

Почтовые голуби, как оказалось, очень похожи на обыкновенных — сизых.
— У них короче лапы, а крылья более длинные и мощные. Летят очень стремительно. Могут развивать скорость до 90-100 километров в час, — объясняет хозяин. — Лучшие из них находят дорогу домой, даже если отвезти их от радной голубятни на тысячу километров. Считается птицы ориентируются по магнитному полю земли. Правда, я своих на таких больших расстояниях не испытывал (к этому голубей нужно приучать, начиная с шестинедельного возраста). Выпускал в Седневе. Вернулись все. Из Бутовки (Городнянский район) — тоже. Это был единственный раз, когда моих голубей выпускали в небо молодожёны. Сделал им по дружбе такое удовольствие.

— А удовольствие наслаждаться полётом голубей, как я пронимаю, требует немалых усилий и времени.
— А то как же! Они постоянно требуют ухода. Их нужно лечить, правильно кормить, чтобы получали всё необходимое для роста, укрепления скелета, яичной скорлупы, для красоты оперения. Мои съедают около 2 тонн зерновых смесей (в частности, вика, редька, лён) в год. Спасибо друзьям, выручают зерном.

— А когда муж работал не дома, Вы всё это делали?
— спрашиваю Тамару Фёдоровну.
— И я, и мальчики. Да и он часто приезжал. А потом насовсем вернулся.

Был в Макишине сначала председателем колхоза, потом — сельсовета. Сейчас — на пенсии. Своим преемником — нынешним председателем села Владимиром Стадником — Анатолий Михайлов доволен: хороший хозяин, беспокоится о людях. Тоже любит пчёл. Имеет свою пасеку. Мужчины дружат.

Уже в конце разговора вспоминает ещё об одном своём удовольствии — бане. Ведёт показывать. По дороге поднимаемся на одну из голубятен, слушаем, как гудят пчёлы в омшанике. Проходим мимо вольера с драатхаром.
— Хороший пёс, — приветствует его хозяин.

Объяснят: драатхар переводится с немецкого как жесткошёрстный. Практичная шуба бережёт его от холода и от травм, когда пробирается за трофеями через кусты и заросли. И охотник на славу.

Наконец доходим до бани. Она небольшая — на четверых человек. Внутри отделана деревом.
— Люблю париться, — говорит Анатолий Николаевич. — Поэтому она у меня и есть. Вообще, есть всё, что люблю. Поэтому и жизнь в удовольствие.

Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №12 (2712)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: голуби, Городнянский район, Анатолий Михайлов, «ГАРТ», Мария Исаченко

Додати в: