Инесса Вачнадзе: "Я никогда картошку не чистила. Никогда. Мужики это делали"
Это Инесса Вачнадзе.
Ее называют живой достопримечательностью Чернигова.
15 октября Инессе Ивановне исполнилось 80.
Единственная из Чернигова и области держала в руках флаг, который появился на Верховной Раде с установлением независимости.
Знакома со многими знаменитыми украинцами. "Заслуженного учителя Украины" вручал лично президент Ющенко. Съездить во Львов, где жил со своей второй семьей отец Иван Курач, журналист, националист, помог Дмитрий Павлычко (автор песни "Два кольори"). Фото с Вячеславом Черноволом есть в учебнике истории Украины для 11 класса. Фото где Инесса Ивановна разговаривает с Ющенко и Яценюком на Крещатике, печаталось в прессе.
Изобрела "Уроки истории, которые поют", в основе их были народные песни. Работала учитильницей в селе Жукотки Черниговского района, а учебников истории Украины тогда, по сути, не было.
Вела в 1977(!) году в Черниговском загсе обряды бракосочетания на украинском языке, в украинской одежде, была в этом первой.
Представляла Украину в Москве как парапсихолог. Третий диплом Инессы Вачнадзе (после педагогического и театрального институтов) - курсы Международной ассоциации народных целителей.
— Инесса Ивановна, вами любуются как женщиной, вы привлекаете внимание мужчин.
— Мужчин... — вздыхает.
— Вдова я. Есть и сейчас такие, которые возле меня увиваются, но я ни с кем...
— Говорят, у вас было пять браков.
— Нет. Три было, — твердо, с металлическими нотками в голосе.
— Первый раз я побыла замужем месяц или два. Первый брак не люблю вспоминать. Леня Спивак был спортсменом, баскетболистом. Я училась на третьем курсе, поступала в учительский институт, он потом стал пединститутом. Меня они взяли в свой дом. Ожидали, что я буду хозяйство вести. А я любила шить, читать. Свекровь говорит: «Она приходит, нос в книжку и больше ничего». Были недовольны мной. Мама приехала на машине и сказала: «Поехали домой». Мы с Леней разошлись.
— А второй брак?
— Борис Сергеевич Вачнадзе был из порядочной семьи. Работал в Ленинграде, окончил Киевский инженерно-строительный институт. Строил подземные очистительные сооружения. И в Сибири, и на Урале был. Переехал в Чернигов, когда здесь возводили Химволокно и КСК. Были вместе, по паспорту, с 1956 до 2002 года. Родилось две дочки, Наталья и Александра.
— Брак с Борисом Вачнадзе был счастливым?
— Бориса Сергеевича постоянно не было дома. Я страдала от этого. Когда я в театральный институт поступила после пединститута, ему было словно все равно. Наверное, ему были интересны женщины не такого домашнего воспитания, как я, а смелые, отважные. Не хочу говорить об этом. Я, может быть, его даже утомляла своими воображениями-соображениями. У меня дети были, я красиво одевала их, обшивала пальтишки пелеринками. А потом внуки появились...
С Борисом Вачнадзе мы развелись. Его родители получили двухкомнатную квартиру на Рокоссовского, потом свекор умер. Чтобы не пропала квартира, нужно было прописать кого-то.
Борис Сергеевич говорит: «Меня пропишут, если мы разойдемся». «Хорошо».
Мы общались, но он редко бывал дома. Потом я узнала, что у него есть женщина.
— Третий брак?
— Я вышла замуж за моего бывшего сотрудника, вдовца. Я работала преподавателем, а Владимир Автономович Бережок был замдиректора строительного училища в Чернигове. Владимир Автономович меня везде сопровождал.
Меня устраивало то, что я не одна.
— Сколько прожили вместе?
— Давай посмотрим, — вынимает паспорт. — Поженились 19 ноября 2003 года. И расписались, и повенчались в один день, венчались в церкви Михаила и Федора.
Когда мы расстались с Борисом Сергеевичем, с Владимиром Автономовичем мы уже были в очень коротких отношениях. Он предлагал пожениться и раньше, я не соглашалась. Мы жили настоящей семьей. Он очень много внимания уделял моим детям, внукам.
Однажды ему стало плохо, забрали в больницу. Потом положили в онкодиспансер. Лечили белокровие. Звонит однажды поздно вечером: «Мне плохо, приезжай». Еду, не открывают, стучу в окошко, еле добилась, чтобы впустили. Я услыхала, как он кричит, криком кричит. И ни один врач не подходит. Когда стала требовать врачей, объяснений, спрашивали, кто я, не верили, что мы муж и жена. Мы всю жизнь с ним на «вы», это нам не мешало. 28 декабря будет шесть лет, как его нет, — достает из паспорта фото.
— Первых мужей тоже нет в живых?
— Борис Сергеевич умер в 2009 году. Спивак — еще раньше.
— Неужели не было пятого мужа? — не хочется расставаться с легендой.
— Нет, никогда. И четвертого не было, — смеется.
— Что такое любовь в вашем понимании?
— Если любишь, будь верной. Любовь — это и обязанности.
— Вашей фигуре могут позавидовать двадцатилетние. Это правда, что вы не едите мясо и рыбу?
— Мясо не ем. А рыбу ем. Но не ту, которую поймали на крючок, а пойманную сетями. Почему не ем мяса, не знаю. Просто однажды я не почувствовала его вкус. Водки сроду не пила. Дедушка — царский военный, бабушка с Черниговщины, ее отец, фамилия Батяй, был старостой Репок. Потом они жили в Киеве. У нас женщины никогда не пили.
— Курили когда-нибудь?
— Когда я училась в театральном институте, я пробовала. Но это не мое. Я не получила удовольствия. И мои мужья не курили, я не любила этого запаха.
— У вас есть рецепты молодости?
— Не ужинать. Есть пять раз в день, но не на ночь. Сейчас я уже начала жиреть. Приду, булочки съем кусочек, А раньше у меня не было ни пуза, ни попенгагена такого.
— Занимались физкультурой?
— Нет. В пятом классе мне сделали операцию аппендицит, долго не могли найти — очень большой разрез сбоку, никак не заживало. Потом рожать пришлось, тоже не до физкультуры. Вторую дочку я переносила целый месяц.
— Вы уверены в этом?
— Да, я знаю. Ребенок был большой. Роды были очень-очень трудными. Теперь я не могу тяжелого носить и наклоняться не могу. Землю, например, цветочную клумбу, обрабатываю только на коленях. Я плохая хозяйка, — улыбается.
— Но шить до сих пор люблю.
— Многие свои наряды, шляпы вы шили сами. Сколько у вас шляп? Десять, сто?
— Я не считала, — равнодушно.
— Ну, не сто. Сейчас у меня нет интереса к этому. Шляпы хранятся в коробках. Муж (Владимир Автономович) следил за этим всем, порядок наводил. Убирал, готовил. Я никогда картошку раньше не чистила. Никогда. Преподавала эстетику. Не должна была иметь на руках следов грязной работы. Поэтому мужики это делали.

Тамара Кравченко, "Весть" №46 (618) от 13 ноября 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Инесса Вачнадзе, Тамара Кравченко, "Весть"




