Юрий Карпенко: «На пенсию не собираюсь!»
Кто такой Юрий Карпенко? Официально: заслуженный работник культуры Украины, лауреат множества всеукраинских и международных фестивалей и конкурсов исполнителей на ударных инструментах, заведующий отделом духовых и ударных инструментов Черниговской детской музыкальной школы №2.

Но спросите неофициально любого ценителя настоящей музыки: «Кто такой Юрий Карпенко?» Вам ответят: «Это — «Поліські дзвіночки»!» А что такое образцовый детский ансамбль ударных инструментов «Поліські дзвіночки», прославивший Черниговщину в Польше, России, Беларуси, Чехии, Словакии, Швеции, Испании, Германии, Египте? Это — Юрий Карпенко!
8 февраля организатору и руководителю (уже 33 года!) этого замечательного коллектива Юрию Карпенко исполнилось 65 лет! С чем м ы его от всей души и поздравляем!!!
— Юрий Павлович, давит на плечи тяжесть прожитых лет?
— Абсолютно нет! Абсолютно! Может, я какой-то «неправильный»? (Смеется.) Умом понимаю, что 65 — это о-го-го сколько, а вот сердцем, душой не воспринимаю.
— И как Вам это удается — «быть вечно молодым»?
— Ну как... Никакого секрета нет. Я стараюсь поддерживать форму. Для поддержания, так сказать, физической два раза в неделю хожу в бассейн. Полчаса с утра поплавал — заряд бодрости на весь день. Но главное — я оптимист. В любой ситуации. Ненавижу сплетни, разговоры «ни о чем». Желаю всем добра. Хочу, чтобы все жили долго и счастливо. Возможно, кто-то того же желает и мне...
— А когда Вы впервые поняли, что музыка — это Ваша жизнь?
— Вот на этот вопрос ответить труднее... А когда я впервые понял, что воздух — это жизнь? Музыка была со мной всегда. Моя мама прекрасно пела, везде была заводилой и запевалой. Знаете, иногда мне кажется, что в младенчестве мама закутывала меня не в пеленки, а в мелодии, (Смеется.)
— То есть, профессиональных музыкантов у Вас в семье не было?
— Нет, не было. Но страсть к музыке у меня именно от родителей. Помню, в детстве меня даже хотели отдать «на аккордеон», но, увы, за занятия надо было платить, а средств у родителей не было. Но я им обязан всем. Главное, что они всегда поддерживали меня в моих устремлениях.
— Помните своих учителей?
— Конечно! Я родился в Смоленске, но года через два родители переехали на родину отца — в Чернигов. С этим прекрасным городом связана вся моя жизнь. Учился я в средней школе №14. Там был замечательный духовой оркестр. Впрочем, в то время такие оркестры были чуть ли не в каждой школе. Первый мой учитель — Анатолий Николаевич Бельман, который взял меня в оркестр. Я до сих пор вспоминаю его с благодарностью и теплотой. Это был настоящий энтузиаст своего дела. Затем я встретился с легендарным человеком, композитором и дирижером Ефимом Сергеевичем Балиным — и начал играть в духовом оркестре Черниговского парка культуры и отдыха. Представляете — 13-летний пацан в таком высокопрофессиональном коллективе!
Ну а потом, как водится, армия. Мне опять повезло — меня направили в Харьков, в оркестр прославленного дирижера Эрнеста Стунгурова при Военной академии. Этот оркестр считался лучшим в Советском Союзе. Он, наверное, и етап моей главной школой. Отрабатывая технику, я каждый день по 7-8 часов играл на ударной установке. В результате, когда после службы поступал в Харьковское музыкальное училище на отдел духовых и ударных инструментов, меня взяли сразу на третий курс. Училище окончил с отличием — и сразу же поступил в Харьковский институт культуры, где была кафедра духовых и ударных инструментов. В общей сложности с Харьковом у меня связано 10 лет жизни. Там я играл и в оркестре оперного театра, и в оркестре цирка, в различных инструментальных коллективах. Даже в ансамбле «Ритм», которым руководил Александр Авилов.
С ним тогда работала Алла Пугачева...
— То есть, Вы встречались с будущей «примадонной»?
— Да, встречался. Помню, на репетиции она приходила в таком скромном платьице в черно-зеленую клетку. Но характер у нее уже тогда был еще тот! Строго спрашивала за каждый промах. Она очень тонко чувствовала музыку.
— Юрий Павлович, а как родилась идея «Поліських дзвіночків»?
— В институте моим преподавателем был Валерий Новак — выдающийся ксилофонист. Потом он одновременно с Мстиславом Растроповичем эмигрировал в Америку, к сожалению. Вот он мне как-то и посоветовал создать ансамбль ударных инструментов. В 1977 году я вернулся в Чернигов. Работал заведующим Черниговским филиалом Нежинского культпрос-ветучилища, мне предлагали должности замдиректора Черниговского областного драмтеатра, замдиректора Черниговской филармонии... Но меня не покидала мысль об ансамбле. Реализовать же ее удалось только тогда, когда я начал преподавать в Черниговской музыкальной школе №1. Стал собирать ребят из музыкальных школ, первым в области открыл класс ударных инструментов в Черниговском музыкальном училище. И пошло-поехало...
— Трудно было начинать?
— Не то слово! Ведь в Чернигове тогда вообще не было школы ударных инструментов. Мне пришлось ее создавать с нуля. Я собирал инструменты по всей Европе. Из Испании привез кастаньеты, из Германии — колокольчики. В мастерской Большого театра мне делали ксилофоны, в Праге нашел металлофон...
— И все за свои деньги?
— А за чьи же? Меня поддерживали тогдашний начальник Областного управления культуры Олег Павлович Васюта, директора музыкальных учебных заведений, но средств на такие покупки не было запланировано. Что поделаешь, это жизнь. Зато теперь у нас такой запас всевозможнейших ударных инструментов, что в столице завидуют.
— А почему Вы решили создать именно детский ансамбль? Набрали бы уже готовых профессионалов...
— А зачем мне готовые профессионалы? Я люблю работать с детьми. Вы знаете, какое это счастье — видеть, как через три-четыре года совсем еще неумелый поначалу малыш превращается в маленького виртуоза? Я стараюсь быть для них не столько педагогом, сколько другом. Быть с ними на равных. И еще — дело ведь не только в музыке. Надо помогать в становлении, формировать характер, а не только музыкантов лепить.
— И удается?
— Один пример. Помните, недавно ударили сильные морозы? А у нас репетиция. Я думал, что придут от силы пятеро ребят, пересматривал уже план работы... Пришли все пятнадцать!
— А с прежними своими воспитанниками Вы поддерживаете связь?
— Ну а как же! Недавно мне звонил Миша Климо-вицкий, полчаса проговорили. Он — ксилофонист мирового уровня, работает в одном из лучших симфонических оркестров Израиля. Дима Марченко, Андрей Пи-липенко, бывшая солистка группы «Лицей» Изольда Ишханишвили, «король джаза» Юра Борщев, солист группы «Квест Пистолз» Костя Боровский, самая яркая наша «звездочка» Илья Паш-нюк, который три года подряд становился лауреатом конкурса «Новые имена Украины», что является абсолютным рекордом, и игрой которого восхищался сам Борис Ильич Олейник, и еще множество других талантливых ребят... Я их всех помню и люблю. И надеюсь, что это взаимно.
— Можно ли из нашего разговора сделать вывод, что на пенсию Вы не собираетесь?
— Нет, не собираюсь! Я до последних дней жизни буду работать в школе.

Олег Яновский, "Гарт" №7 (2656) от 13 февраля 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




