Ученики называли ее мамой...

Тем, кто считает, что женщина, так сказать, «в летах» не может быть привлекательной, следует познакомиться с жительницей села Анисов Черниговского района Марией Короткой. Радушная искренняя улыбка, сияющие глаза, стройная осанка, острый ум, прекрасная память и неисчерпаемый оптимизм - это и есть Мария Афанасьевна, которой 2 августа этого года исполнился... 91 год!


В Анисовє Мария Легкобит (девичья фамилия Марии Афанасьевны) и родилась, и прожила потом почти всю свою жизнь. Местную семилетку закончила в 1938 году с похвальной грамотой, ставшей «пропуском» в Черниговскую среднюю школу имени Ленина №1, которая в те годы находилась на Валу. Школа считалась престижной, для детей «элиты», обычных сельских туда не принимали. Но с грамотой — куда бы чиновники «от образования» делись?

Три года учебы пролетели незаметно. Выпускной вечер пришелся на 22 июня 1941 года...

Девушка вместе со всеми односельчанами рыла окопы, противотанковые рвы, помогала в госпитале, который дислоцировался в Анисове, приносила раненым из дому что могла —овощи, фрукты. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» — память о тех тяжелых днях.

А потом — оккупация. Сразу же начались облавы на молодежь — Германия нуждалась в рабах. Марию забирали дважды — и дважды на пути в Третий рейх она убегала.

«Впервые это случилось осенью 1941 года, — рассказывает Мария Афанасьевна. — Немцы заставили родителей самих везти на телегах своих угоняемых детей. Меня везла мама. Сколько нас там было — даже сказать не могу. Но телег набралось чуть ли не добрый десяток, целый обоз. Привезли нас на Леско-вицу, там еще какой-то двухэтажный дом был.

Присматривала за нами дородная немка в военной форме, с пистолетом на поясе и с нагайкой. Вдруг кто-то из наших побежал, немка - за ним! Я тогда - шмыг - и притаилась за домом. А та немка за мое бегство так маму потом дважды по спине нагайкой потянула, что одежда лопнула. Мама полгода после этого на спине лежать не могла, мы ей раны еле залечили.

Где-то с полгода я пряталась в погребе и на чердаке, но затем опять попалась. И снова убежала -возле моста, по дороге на Киев. Нашу колонну сопровождали такая же немка с нагайкой и два полицая -один впереди, другой сзади. Я выждала момент, когда немка пошла в голову колонны, - и по насыпи вниз, в кусты. Так и спаслась. Потому что из тех, кого забрали, домой никто не вернулся».

В сентябре 1943 года Анисов освободили. И для Марии началась новая жизнь. На все село, кроме нее среднее образование имели только Александра Герасименко и Николай Кошарный. Именно их троих вызвали в райком партии (ведь комсомольцы!) и предложили поработать учителями начальных классов в анисовской школе. Марии достался первый класс с 22 учениками.

Впрочем, что то была за школа! От семилетки, которую заканчивала Мария, оккупанты оставили лишь руины. Пришлось оборудовать класс в одной из уцелевших хат. Поставили в комнатушке доску на треноге, парты — вот и все «хозяйство».

«Даже не знаю, как я тогда смогла, - сама себе удивляется Мария Афанасьевна. — За плечами — всего лишь десятилетка, никакой преподавательской методики. Я даже не знала, что работу учителя время от времени проверяет инспектор из районо! У детей - ни карандашей, ни клочка бумаги для письма. Помогло то, что когда-то нас, старшеклассников, закрепляли за учениками младших классов. И я для работы с «подопечными» выписывала журналы «Пионерия» и «Октябренок». Когда пришли немцы, я их закопала. А потом выкопала и по странице раздавала детям. По ним грамоту и учили.

Ой, чего только не было! Помню одного мальчика. Все дети уже буквы выучили, читать начали, а он-ну никак! И вдруг вызываю его - а он шпарит как по писаному. Что за чудеса, думаю? Как это он так быстро научился? Пошла к его матери, а она мне: «Да это же целое горе! Просит меня читать ему строчку за строчкой, пока наизусть не выучит! Работа стоит, а я ему часами читаю!»

Я очень своих деток любила. А они называли меня не Марией Афанасьевной, а мамой!

Инспектор из районо как-то приехал, услышал и говорит: «Так же нельзя!» А почему? Разве же они, маленькие, могли запомнить мое имя и отчество?»

Все ученики Марии Афанасьевны с успехом перешли во второй класс. И способную девушку направили на курсы по подготовке учителей в Нежин. Через полгода она сдала государственные экзамены и получила справку о том, что отныне имеет право преподавать математику в 5-7 классах. Мечтала работать в родном Анисове, однако в районо решили иначе, и несколько лет Мария Афанасьевна преподавала математику и физику в Юрьевке Черниговского района. Жить довелось сначала на квартире, потом при самой школе. Кроме детей из Юрьевки, в школе учились еще дети из двух соседних сел — Рыжиков и Рябцов. Поэтому работы Марии Афанасьевне хватало — в первую смену занималась с комбинированным вторым-четвертым классом, во вторую — с пятым-седьмым. А еще заочно училась в Нежинском государственном учительском институте, который окончила в 1949 году.

Впрочем, все что ни делается — делается к лучшему. Именно в Юрьевке она познакомилась со своим будущим мужем — Алексеем Коротким, который приезжал туда в отпуск. После освобождения Черниговщины его, 18-летнего, призвали в армию и вместе с такими же необстрелянными парнями сразу же бросили на передовую. Дали винтовку, а обмундирование пообещали выдать «на том берегу Днепра». В первом же бою Алексей был ранен. Возможно, поэтому и остался в жи-
вых, ибо полегло новобранцев в тех боях без счета. Вторично его ранило уже в Польше. Войну закончил танкистом-старшиной, был участником Парада Победы в Москве. А демобилизовался только в 1950-м. Тогда же они и поженились. Мария Афанасьевна к тому времени уже работала учителем математики в Анисове.

Жена учительствовала, а муж, как говорит Мария Афанасьевна, «занимался всем». Председательствовал в промышленном колхозе имени Шевченко, потом работал начальником цеха Черниговской лозовой фабрики. Любил играть на гитаре, которую ему подарили за участие в армейской художественной самодеятельности, и петь. Особенно — «Нічь яка місячна». Именно эта песня по заказу детей Марии Афанасьевны звучала в день ее 91-летия по радио.

Умер инвалид Великой Отечественной войны второй группы Алексей Короткий 10 мая 2002 года. Светлая ему память...

В общей сложности Мария Афанасьевна проработала в анисовской школе 28 лет. Ушла на пенсию по выслуге, когда скоропостижно скончался муж ее старшей дочери Валентины и нужно было присматривать за девятимесячной внучкой. Именно детям, внукам и правнуками Мария Афанасьевна посвятила всю свою дальнейшую жизнь. Живет одна, но родные часто навещают ее. Две дочери — старшая Валентина и младшая Ольга — уже на пенсии, хотя Оля продолжает работать бухгалтером в Чернобыле. Одна из внучек — тоже Ольга — с мужем сейчас живет в Сантьяго (Чили). На день рождения прислали Марии Афанасьевне открытку на украинском языке: «Улюбленій бабусі з берегів Тихого океану!» Не - короткий» род Коротких продолжили правнучка Валерия и правнук Кирилл.

О том, что Марию Афанасьевну не забывают и ее бывшие ученики, — нечего и говорить! Кто приезжает в село — несут ей цветы охапками, благодарят за науку. Есть среди них и известные люди. Скажем, кандидат юридических наук, эксперт-криминалист Николай Молибога, по учебникам которого юриспруденцию изучают даже за границей.

В чем секрет молодости Марии Афанасьевны? Она никогда над этим не задумывалась. Она просто любит жизнь. И жизнь любит ее.

Счастья Вам, Мария Афанасьевна!

с. Анисов Черниговского р-на.

Олег Яновский, еженедельник "Гарт" №35 (2632) от 29 августа 2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Мариия Короткая, Анисов, Олег Яновский, еженедельник "Гарт"

Додати в: