Льговский умелец

Николай Мельник за работой
Во все времена украинцы славились как лучшие в мире мастера народной вышивки, художественной росписи и инкрустации по дереву. Но, к сожалению, часто творцы прекрасного показывают свои творения лишь родным и друзьям. Как и 67-летний Николай Мельник из Льгова Черниговского района. Немногие из его односельчан знают, что последние семь лет своей жизни мужчина посвятил творчеству.

Художник-самоучка

Заходим в небольшой коридор дома Мельников и сразу же понимаем: тут живет настоящий мастер! В углу стоит много искусно сделанных тростей, на подоконниках - деревянные лакированные вазы и статуэтки. Но самое интересное ожидает нас впереди: комната, в которую мы проходим, больше похожа на зал художественного музея - все ее четыре стены завешаны картинами.
- Рисовать мне нравилось с детства, - увидев наше удивление, объясняет Николай Васильевич. - Вот только не у кого было учиться. Жил в селе один художник, но брать учеников он не хотел - выпивал часто. А картины у него были очень красивые. Но почти перед самой смертью он изрубил их все. Так и вышло, что учился рисовать я лишь в школе на уроках изобразительного искусства.

Закончив школу, Николай Мельник ушел в армию, а после армии стал учиться в железнодорожном училище.
- Отдал черниговской железной дороге 38 лет, - говорит он. -15 лет работал электриком, потом из-за ухудшения состояния здоровья перешел в охрану. Семь лет назад вышел на пенсию. А чем в селе заняться? Жена в больнице работала, поэтому уйдет на работу на целые сутки, даже поговорить не с кем. Вот рука и потянулась к кистям и краскам. Жаль только, удовольствие это не из дешевых. Да и, опять же, не у кого новым техникам поучиться. Подошел я в Чернигове к художникам, которые продают картины в переходе возле гостиницы «Украина», но они делиться своими секретами не захотели. Одна женщина посоветовала: «Идите в библиотеку Короленко, берите литературу и читайте». Но мне лучше читать дома, в тишине, а не там, где куча людей ходит. Волей-неволей, а все равно будешь отвлекаться. А еще увидел я как-то у вокзала необычные картины - на березовой коре. Продавал их мужчина из Козельца. Я попросил рассказать, как же такая красота делается, но оказалось, что это произведения его жены. Взял я ее номер телефона, но пообщаться с мастерицей мне так и не удалось. То дома ее нет, родные трубку берут, то занята. Начал размышлять сам, как бы такую картину сделать, но сначала ничего не выходило. Стоит живая береза, ну как можно с нее кору содрать? А кора со старой, сваленной, ломается. Чем я только не пробовал ее снимать - и пилой, и ножом, и топором. Но всего несколько раз мои попытки закончились удачей. Поэтому картин из коры у меня не так уж и много, хоть они мне очень нравятся.

Почти все картины Николая Мельника - пейзажи.
- Очень люблю природу, - признается он. – Фотографирую красивые виды нашего села, а затем рисую. Много сюжетов для картин беру из телевизора. Увижу какой-то красивый пейзаж и сразу же хватаю ручку и бумагу и зарисовываю, чтобы не забыть, потом добавляю что-то свое. Бывает, в газетах или книгах увижу оригинальный пейзаж. Главное, чтобы начало было, дальше фантазия сработает сама.


Валентина Мельник с ложками от мужа

Деревянные чудеса


- В свое время я заинтересовался еще и выжиганием, - продолжает рассказ Николай Васильевич. - Всю веранду своими изделиями увешал, но в прошлом году решили мы с женой сделать там ремонт, поэтому пришлось все снять.
- Сколько раз я предлагала и в этой комнате ремонт сделать, - присоединяется к разговору жена Николая Васильевича Валентина Ивановна. - Стены бы побелили или поклеили обои. Но Николай всегда отвечает: «Ремонт пока делать не будем, все равно из-под картин твоих обоев никто не увидит». Сержусь, а с другой стороны - пусть уж будет такое увлечение, все же лучше, чем водку от скуки пить. Чем могу, я мужу помогаю. Вместе с ним березовую кору с деревьев сдирала, отмывала ее, сушила. А вот дерево для своих занятных штучек (скульптур) он выбирает сам. Пойдем вместе за грибами, так я грибы ищу, а он какие-то коряги собирает и домой тащит. Крутит-крутит их, вырезает что-то ножом, а в результате выходит и в самом деле что-то интересное. Вот взгляните сами.
Валентина Ивановна проводит меня в соседнюю комнату. «Еще один музейный зал!» - думаю я. В шкафах, на столе, на тумбочке -всюду деревянные фигурки. Присматриваюсь. Грибы, звери, птицы, осьминоги... Ложки, лопатки, трубки...

- А это из чего?
- мой взгляд падает на целый ряд кулонов на тумбочке.
- Из коровьих рогов, свиных зубов, фруктовых косточек, - отвечает хозяин. - Режу их ножом для работы по железу.
- Николая дважды приглашали на «Седневскую осень», так люди смотрели на эти кулоны и спрашивали, не янтарь ли это, - улыбается Валентина Ивановна. - Очень удивлялись, когда мы говорили, из чего они в действительности.
- Часто продаете свои работы? - интересуюсь.
- Да не продаю совсем. Я же делаю их не ради денег, а для удовольствия. В Льгове почти никто не знает, чем я на досуге занимаюсь, только и того, что знакомые зайдут и увидят. Хотелось бы многому научиться. Думаю, время у меня еще есть, поэтому заезжайте в гости, я вас еще удивлю!



Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №35 (2580)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: увлечение, мастер, «ГАРТ», Екатерина Дроздова

Додати в: