Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Людям про людей » «Поехали на Кубу!» - предложил Фидель! А сестра говорит: «Путящие люди за границу не ездят!»

«Поехали на Кубу!» - предложил Фидель! А сестра говорит: «Путящие люди за границу не ездят!»

93-летняя Анна Тугай
Молодая медсестра Анна Тугай из Великой Веси сидела рядом с Жуковым, знала жену Котовского и приглянулась Фиделю Кастро!

Сейчас ей 93 года. Но свою встречу с кубинским революционером Анна Иларионовна помнит хорошо. Встретились в Москве, на съезде Красного Креста. Там-то он и предложил Анне покинуть СССР ради солнечного острова. Оба были еще молоды. Фидель — лидер Кубы. Анна Иларионовна — фельдшер из села Великая Весь Репкинского района. Он темненький, она беленькая, голубоглазая...

Так рассказывает Анна Тугай, сидя на своей кровати в доме престарелых на Старой Подусовке. Правильное название — Черниговский гериатрический пансионат. Здесь и живет бывший фельдшер. На стол — таблетки, на стене — иконы.
Бабулька работала до 70 лет. Награждена орденом Трудового Красного Знамени. На старости лет осталась одна-одинешенька.
— Сын Анатолий любил горилочку. И умер, — говорит Анна Тугай. — Олега я сдала в школу-интернат на Подусовке. Ему там было хорошо. Потом сын стал кандидатом психологических наук, доцентом кафедры Психологии Могилевского университета (Беларусь). 1 января 2012 года умер — якобы оторвался тромб.

Устроили в пансионат пенсионерку работники сельсовета Великой Веси и собеса. Она говорит, что умирать страшно и обидно.
До войны Анна Иларионовна была фельдшером в Угроедской больнице (Сумская область), в здравпункте завода укупорочных изделий Кинельского райздрава (Самарская область), в медпункте совхоза Акбупакского района (Оренбургская область). После войны работала в управлении НКВД, в медпункте в Прилуках — в лагере военнопленных, в Петрушинской амбулатории.

40 лет была зав. фельдшерским пунктом в Великой Веси. А могла ведь уехать на Кубу.
— С мужем Николаем познакомилась по дороге из Киева в Чернигов. Он был студентом Киевского института пищевой промышленности, сел не на тот маршрут. Выхватил у меня документ, прочитал фамилию, где работаю, записал себе. «В гости приеду», — заявил. Поженились, родились сыновья. Николай умер в 1947 году от ранения в голову — воспалился осколок, который застрял с войны, — рассказывает Анна Иларионовна.
— В 1963 году от Черниговщины на съезд Красного Креста в Москву направили 6 человек. Зав. облздравотделом, двух районных врачей и меня, сельского фельдшера. Со всего мира там были начальники. Даже из Америки.

Я выступала на трибуне съезда! После выступления подошел Фидель ко мне, с переводчиком: «Вам бы лучше к нам поехать, на Кубу. Вам бы было у нас лучше. Мы бы вам дали работу в Красном Кресте, будете ценным сотрудником. Мы и самолет за вами пришлем. Соглашайтесь». Не согласилась.
«У меня детки, родители, — говорю. — Старуха (мама) почти слепая, папа слабый, с язвой желудка». Мне от Фиделя еще в Великую Весь звонила. Моя сестра была в Чернигове. Сказала: «Не едь туда, не надо. Путящие люди за границу не ездят».

Фиделю понравилось мое выступление , выступала студентка из Киевского мединститута. А я раскритиковала. Да так, что министр говорил черниговскому зав. здравотделом: «Откуда ты ее взял?» «Наше достижение, что все у нас стали членами Красного Креста и платят взносы», — сказала студентка. «Разве это достижение? — возразила я. — Если бы те члены обошли все соседние колхозы да провели лекцию про санитарную работу, так, чтоб рабочие знали, как беречь здоровье,— вот это бы было достижение».
— А может, вы бы замуж за Фиделя вышли? Не пожалели потом? — спросила я, вспомнив о Галине Колотницкой из Броваров, любимой медсестре ливийского диктатора Каддафи. (Галина не побоялась поехать в Ливию и хорошо жила там, пока Каддафи был при власти. Фидель при власти и сейчас. И даже, говорят, жив).
— Конечно, симпатичный Фидель. Но по-русски не умел говорить. Да разве у него не было женок? У них, на Кубе, женок по несколько, я думаю. Да и особый талант иметь надо, чтобы за границу поехать. Люблю я своих, русских людей, да и все.

До войны Анна Иларионовна была фельдшером и медсестрой в Киевском окружном военном госпитале.
— Там я узнала Котовскую, жену известного вояки. Она была заслуженным врачом, зав. отделением военного госпиталя, моим начальником. Котовского уже в живых не было. Приезжают в госпиталь большие чины, полковники, академики. «Покажите жену Котовского». Не верили, что это она. Очень простая. Приезжали мамы проведывать тяжело больных, Котовская обязательно их спрашивала: «Где твоя мама будет ночевать?» Коль на вокзале, забирала к себе. Накормит, на дорогу даст.

В этом же госпитале Анну Иларионовну судьба свела с самим Георгием Жуковым — маршалом Советского Союза (1943), министром обороны СССР.
— Жуков приехал в Киевский окружной госпиталь как начальник. На собрании смотрю, возле меня такое начальство сидит. Жаль, фото не сохранилось.

* * *


В доме престарелых в рассказы Анны про Фиделя, Котовского и Жукова не очень верят. Так и я — слушала и не знала, верить или нет? Похоже на правду. А в трудовой книжке Анны Тугай все места работы значатся. И благодарности есть.

Алина Сиренко, еженедельник «Весть» №19 (496)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Анна Тугай, Фидель, «Весть», Алина Сиренко

Додати в: