В Стамбуле, с Османом
Немногие из нас могут позволить себе пожить в Турции даже семь-десять дней. А 24-летняя Мария Барабахина из Чернигова в Стамбуле — больше полутора лет.
В Турции Маша живет с молодым человеком, 23-летним Османом. В свободное время девушка гуляет, ходит в спортзал, а также работает СММ-менеджером в «Фейсбуке».
Осман — курд (этническая группа). Познакомилась пара, когда Маша приехала в Стамбул вместе с подружкой, поработать хостес*. В Китае таких девушек еще называют пати-герл (с англ, «девушка-вечеринка»).
— Обычно я не ношу хиджаб** и не прячусь в соседнюю комнату, когда приходят мужчины. Но делала так, когда приезжала в гости к семье Османа в маленький поселок. Стамбул— город-космополит. Там все живут, как хотят. Например, по улицам спокойно ходят трансвеститы, что точно не клеится с мусульманской культурой.
— Первый раз я побывала в Стамбуле еще когда училась в университете, — рассказывает Маша. — Тогда подумала: прикольно было бы здесь жить. Но Стамбул такой большой... Что бы я здесь делала?
После окончания университета поработала немного в банке. Подруга предложила поехать в Стамбул. Билет в Турцию тогда стоил меньше трех тысяч гривен. Купили сами и полетели.
Зарплата — около 50-60 долларов в день. Это как ставка. Зависит еще от курса, потому что платят в лирах. Плюс к ставке есть фишки. Одна — десять лир. Фишки даются в зависимости от того, будешь ли ты сидеть с кем-то из мужчин за столиком или не будешь.
Если сильно клеится кто-то из клиентов, а тебе это не нравится, можешь встать и уйти. Никто не заставляет сидеть. Просто заработаешь свою ставку, без бонусов. Но лучше же получать больше. Да и скучно сидеть одной целую ночь.
Бывает, оставляют чаевые. Иногда девочки просят эти чаевые сами. Я так делать не умею. Случается, хостес дарят подарки, если они куда-то потом с этими мужчинами из клуба выходят, встречаются. Я такого тоже не делала. Я особо и с турками не сидела. Да и Османа вскоре встретила.
Мы попали в самый нормальный клуб. Есть такие, которые заставляют девушек ходить на свидания с клиентами в дневное время, чтобы те потом приходили тусоваться вечером в клуб.
Турки в клубах — обычно в возрасте. Прям дедушки такие сидят! И хотя знают, что все девушки в клубе — на работе, реально думают, что они кому-то нравятся. Постоянно говорят: «Я куплю тебе билет обратно домой и ты улетишь, а потом когда-нибудь ко мне приедешь». Мне эта логика не понятна. Ведь ты же приехала не для того, чтобы с ним познакомиться и уехать домой. А турок считает, что он — спаситель-супермен. Что мы все находимся в Турции не по своему желанию. что нас угнетают.
— Что в плане безопасности?
— Клуб за тебя как бы отвечает. Туристам они тебя точно не отдадут. Другой вопрос — турки. Есть клиенты, которыми они очень дорожат. При деньгах, политики. Или, например, владельцы отеля «Риксос». Им даже отсылают фотографии девочек, которые приедут. Потом подсаживают им за столики. Не нравишься — уходишь.
Хорошо знать иностранный язык, чтобы турков-клиентов уболтать. А то некоторые девушки приезжают, сидят и улыбаются, ни слова на английском не знают. Что с ними туркам еще делать, как не руки распускать?
С Османом познакомились на работе. Пару раз пересеклись в клубе.
Осман работал «гостем», который заманивает в клуб туристов и, так сказать, «разводит» их на что-то. Обычно сам представляется «туристом из Эмиратов», рассказывает настоящим туристам, что ему посоветовали сходить в такой-то клуб. А этот клуб на самом деле его нанимает, чтобы он завлекал туда туристов и они тратили там свои деньги.
Немного позже стали жить вместе. Познакомились с его семьей. Потом приехали в Украину, познакомились с моей мамой.
— Живешь по традициям Турции?
— Я не хожу в чем-то коротком, прозрачном, с декольте. Люблю холодный период времени, когда не нужно слишком заморачиваться. Юбка может быть по колено, но если сзади есть разрез, то носить ее уже нельзя. Я раньше не замечала, что когда надеваешь короткое платье и садишься, то видно нижнее белье. Наши парни от этого с ума так не сходят. Но мне и самой очень короткое уже носить не хочется. Тем более в Стамбуле есть гористая местность. Ветер с Босфора подует, и, если короткое, сразу все видно.
Когда ехали к маме Османа, искали мне длинное платье. Нужно было еще сверху что-то надевать, так как без рукавов нельзя. Хотя была нереальная жара. В доме нужно ходить в носках. Потому что нельзя было открывать лодыжки. Паже если ты в длинной юбке.
Турчанка, если замужем, скорее всего не работает. Даже если нет детей. Мужчины у них по дому ничего не делают. Готовят иногда, если хотят. И то, что они хотят. Посуду за собой никогда не вымоют.
Если чистят какой-то овощ или фрукт, и мусорка стоит рядом, они никогда не выбросят в мусорку все эти лушпайки — оставят рядом. Даже бумажку от конфет оставят на столе.
А женщины у них приучены ходить за ними и подбирать. К Осману недавно приезжала мама, когда я была в Чернигове. Мы по «Скайпу» разговаривали. Осман положил бумажку на столе — мама сразу схватила, отнесла ее в мусорку. Бывает, Осман просит подать ему телефон, который лежит так близко к нему, что он может взять самостоятельно.
Осман сказал, не хочет, чтобы я работала. Почему бы не согласиться? Скорее всего, если бы я не согласилась, отношений бы у нас не было. Я занимаюсь дома СММ-менеджментом (работа в Интернете. — Авт.), потому что мне нечего делать — скучно.
Единственное, что мне нравится в турецкой кухне, — завтрак. Его особо готовить не нужно, потому что это просто нарезка сыров, оливки, маслины, овощи, фрукты, каймак (как густые сливки с медом). Есть еще менемен (это омлет с томатами, острым перцем). Что интересно, не едят яйцо всмятку или недожаренное. Пьют «открытый» «Айран». «Открытый» — это такой, который делают сами, он более кислый, чем бутылочный.
Готовлю в основном овощи с мясом. Мясо — говядина, телятина, баранина или индейка, курица. Иногда приготовлю себе какое-то пюре, суп или пасту — Осман не будет этого есть.
Чай пьется только горячий, только с сахаром, только черный в стаканах в виде тюльпанов. Причем если черный чай будет с какими-то добавками, например, с бергамотом, Осман его пить не станет. Говорят, турки постоянно пьют кофе — не замечала такого.
Едят много хлеба. Покупают белый длинный. И практически весь съедают за прием пищи. Приходится. На следующий день есть хлеб уже нельзя, потому как он уже несвежий. Выбрасывать его тоже нельзя — это грех, как и у нас. Но я беру все грехи на себя.
— Готовишь Осману украинскую еду?
— Нет. Однажды ели борщ с телятиной в «Даймонде». Но он ел потому, что просто был голодный.
— Сама свинину в Турции ешь?
— Свинина там не продается. И селедки не найду. Черного хлеба не хватает. Гречки нет. Причем гречку я раньше не ела и не любила. А теперь так хочется. А там только рис и булгур.
На рынки не хожу. Все время кажется, что меня обманут. Видно, что я не местная. Я почти не говорю на турецком. С Османом общаемся на английском.
Живем в Стамбуле в хорошей квартире на первом этаже. В центре там старые дома.
В Стамбуле невероятное количество бездомных котов. Если открыл на ночь окно, у тебя по любому дома будут коты: они заходят в квартиру, как к себе домой. Как-то просыпаюсь, слышу: кто-то ко мне в окно ломится. Смотрю: сидят три кота и стучат по стеклу — бабочка летает. Однажды вообще проснулась ночью, включила свет, а три кота разлеглись в зале и спят. Тех, которые мне нравятся, я могу сама впускать.
Бездомных собак в Стамбуле почти нет. Считается, мусульманам нельзя молиться в том месте, где есть собаки. В нашем районе есть только несколько старых собак.
Снег в Стамбуле — редкость. Зимой температура — до нуля. Обычно пять-шесть градусов тепла. Может целый день идти дождь.
Летом очень жарко. Дышится нелегко. Вечером может быть ветрено — наверное потому, что вокруг вода. Погода очень часто меняется, сегодня может быть дождь, завтра — жара.
Непонятное уважение к мужчине, если он старше хотя бы на пару лет. Я считаю, это — мой одногодка, не могу сказать, что он мудрее. Почему я должна перед ними что-то прятать или испытывать неудобство? А в Турции не так.
Когда, например, к мужчине в гости приходит другой мужчина, женщина уходит есть на кухню. Я такое видела. Этим женщина показывает свое уважение.
Я осталась, потому как я не местная — мне можно. Но со мной никто не разговаривал. Сидела, как монумент.
Мужчина может поднять руку на женщину. Если она его, конечно, выведет.
Свадьбы, как правило, ранние. Молодежь из традиционных семей до свадьбы сексом не занимается. Просто сидят, СМСки друг другу посылают, разговаривают по телефону, иногда выходят куда-то вместе. Особо традиционные — друг к другу даже не прикасаются, не целуются. Интересно, конечно. Не может взять ее за руку или прикоснуться, но может ударить, если она сделала что-то плохое. Например, куда-то ушла и не сказала ему, что вышла. Причем девушка не должна иметь на него какой-то зуб.
У матери моего гражданского мужа десять детей. Самой младшей дочке — лет пять.
Женщине — до сорока лет. Но выглядит она старше, чем наши женщины. Начала рожать детей лет в 14. Для маленького города, где семьи соблюдают традиции, это нормально.
В истинно мусульманских семьях не принято праздновать день рождения, Новый год, 8 Марта, дарить подарки. В школе у Османа была учительница, которая устраивала «тайного Сайту». Дети вытягивали попарно имена и дарили друг другу какие-то мелкие подарки. При этом учительница просила не рассказывать родителям.
Но в Стамбуле дни рождения отмечают. Обычно это — поход в кафе с друзьями. Дорогих подарков они не дарят. Поскольку я люблю все эти традиции, то Осман на каждый праздник дарит мне подарки и цветы. А я ему — нет. Его день рожденья мы не отмечали. Но без повода я могу подарить что-то из одежды или парфюм.
У меня постоянно спрашивают, почему я не выхожу замуж. Для турков более важна религиозная свадьба, чтобы я стала мусульманкой. Для нас, естественно,—то, что в паспорте. Выйдешь замуж — он твой и никуда не уйдет. В Османе я уверена и так. Он решает за меня все проблемы. Если нужен, он всегда рядом.
— Готова принять другую веру?
— От того, что я буду мусульманкой, лично у меня ничего не изменится.
— Не собираетесь с Османом переехать в Чернигов?
— Как мы планируем, он должен заработать какую-то сумму денег, а потом уже приехать. В принципе, он хотел бы переехать в Чернигов. Тут жизнь дешевле. И никто не ущемляет курдов. Вопрос открыт.
*Хостес — это красиво одетые девушки. Их работа в клубе заключается в том, что они танцуют, подсаживаются за столики к гостям (мужчинам) и общаются с ними. Мужчины в это время заказывают напитки — приносят клубу доход.
**Хиджаб — исламский женский платок и широкая одежда, скрывающая фигуру, запястья рук и шею женщины.
Алина Сиренко, «Весть» №20 (748) от 18 мая 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Барабахина, Стамбул, Сиренко, Весть




