Черниговские «хрущевки»: мнение специалистов
В наше газете от 2 февраля этого года был опубликован материал «Хрущевские проблемы черниговчан», в котором, напомним, речь шла о вопросах технического состояния, пожарной безопасности и реконструкции городского жилья, построенного в 60-70-х годах прошлого столетия.
Сегодня мы публикуем ответы официальных лиц Чернигова, комментирующих сложившуюся ситуацию.
Юрий Федоров, начальник ГУ МЧС Украины в Черниговской области:
Все проблемы, касающиеся состояния противопожарной защиты жилых домов, на что было обращено внимание в статье, действительно существуют. Как результат, только в прошлом году в многоквартирных домах областного центра возникло 95 пожаров, из них 22 - в подвальных помещениях. Пожарно-спасательными подразделениями в ходе пожаротушения было спасено 77 человек, плюс материальных ценностей на сумму 2 млн.270 тыс. гривен.
Для предотвращения подобных ситуаций проводятся специальные профилактические мероприятия. Так, городским отделом ГУ МЧС Украины в Черниговской области ежегодно осуществляются. рейдовые проверки обеспечений пожарной безопасности жилых домов. О результатах этих проверок информируются горисполком, райисполкомы. Инициируется рассмотрение вопроса противопожарной защиты жилого сектора и на заседании комиссии по вопросам техногенноэкологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Руководителям ПУЖК, жилищно-коммунальных организаций по данному поводу также направляются информации о состоянии дел, органами Госпожнадзора им вручаются предписания для устранения существующих недостатков, а также составляются протоколы о привлечение к админответственности за невыполнение противопожарных мероприятий. Однако, к сожалению, ситуация изменяется в лучшую сторону еще довольно медленно.
При этом хочу обратить внимание, что пожарно-спасательные подразделения со своей стороны делают все возможное, чтобы предупредить пожары, а в случае их возникновения всегда готовы своевременно принять меры по ликвидации загораний. Однако жители домов должны и сами соблюдать меры пожарной безопасности, ведь, как свидетельствует статистика, именно по их вине или бездеятельности возникает большинство пожаров.
Относительно кровель, которые протекают, или слабых мест в канализационных либо отопительных системах домов, то это не входит в компетенцию МЧС, а относится к ведению коммунальных служб. По этому поводу могу сказать одно: когда в области происходили случаи сильного подтопления подвалов жилых домов и организаций и коммунальные службы не могли сами с этим справиться, то наши подразделения неоднократно оказывали помощь по откачке воды. Однако при этом в первую очередь учитывается важность той или иной ситуации. Скажем, если один автомобиль выехал к месту происшествия, то резервный должен находиться в подразделении на случай другого ЧП, которое в это время может возникнуть и поставить под угрозу жизни людей. Также берется во внимание и оперативная обстановка, то есть количество пожаров, других чрезвычайных происшествий, которые возникают на протяжении суток.
Естественно, учитываем и количество резервного запаса топлива в подразделении. Дело в том, что из госбюджета на закупку горюче-смазочных материалов выделяется очень мало средств. Поэтому мы вынуждены обращаться к местным властям, руководителям организаций за помощью в приобретении бензина. Однако у них не всегда имеется возможность помочь нам. Вот и приходится беречь топливо для более экстремальных ситуаций, таких, как пожары, аварии, другие происшествия, при которых могут пострадать люди, их имущество, строения.
Александр Сердюк, заместитель городского головы Чернигова:
Проблемы жилого фонда Чернигова назревали давно и действительно требуют безотлагательного решения, тем более что актуальны они не только для «хрущевок», но и для большинства многоэтажек Чернигова. Хотя, на мой взгляд, в домах серий 60-70-х годов эти вопросы часто стоят не так остро, как в других. Строили в те времена не только много, но и качественно.
О пожарной безопасности
У городских властей гораздо большее беспокойство вызывают проблемы пожаротушения черниговских высоток - отсутствие, в ряде случаев, аппаратуры для автоматического тушения возгораний, проблемы аварийной эвакуации людей и др.
Архитектурно-строительная проблема
Решить проблему реконструкции «хрущевок» только за счет городского бюджета сегодня не представляется возможным. У нас есть некоторый опыт решения данного вопроса. Мы пытались реконструировать общежитие по ул. Кирпоноса. Получилось дорого и не очень красиво. Радикальное решение проблемы заключается в сносе старых домов и привлечении средств инвесторов для строительства новых. Но законодательная база несовершенна, поэтому инвестор иногда просто не защищен от произвола жильцов старого дома, требующих у него квартир не только для себя, но и для всех своих родственников. Некоторые люди, жалуясь на власть, предпочитают по этой причине жить в тесноте, в старых домах, но не переезжать в новые квартиры. Государство, ранее гарантировавшее людям новое жилье, теперь в большинстве случаев перекладывает эту ношу на плечи инвесторов, не оговаривая при этом их прав. В результате решение вопроса откладывается на неопределенный срок.
О нерегулярной оплате коммунальных услуг
В «хрущевках», в основном, проживают люди старшего поколения. У них часто небольшие пенсии, тяжелое материальное положение, но именно они являются наиболее добросовестными плательщиками коммунальных услуг.
О возможном обвале аварий систем канализации, тепло - и водокоммуникаций
Слухи о возможном обвале аварий систем канализации, тепло - и водокоммуникаций явно преувеличены, хотя, действительно, в послед нее время в городе наблюдается некоторое увеличение числа аварий коммуникационных систем. За счет городского бюджета мы пытаемся латать возникающие прорывы. Сегодняшние реалии таковы, что государство не выделяет достаточного количества средств для решения этой проблемы, а бюджет областного центра просто «не вытягивает» ее.
Мы достаточно много теряем тепла и воды при тепло- и водоснабжении домов - это правда. Правда также и в том, что допускаются значительные потери воды самими жильцами из-за неисправных кранов, бачков и т. д. Коммуникационные системы изношены и требуют реконструкции. Но правдой является и то, что у нас отсутствует достаточное количество оборотных средств на капитальный и текущий ремонт домов и коммуникаций, а неплатежи населения не позволяют вести речь о кардинальном изменении ситуации. Мы умалчиваем о том, что коммунальные организации города, возможно, в угоду политическим решениям, практически выведены из системы рыночных отношений. А за все приходится платить. По рыночным ценам. Поэтому, чтобы окончательно не развалить жилищно-коммунальное хозяйство города, вероятно, придется пересматривать систему коммунальных тарифов в сторону их увеличения. Ведь в ближайшее время, будем говорить честно, реального увеличения бюджетных ассигнований на развитие ЖКХ не предвидится.
Кроме этого, городской совет предлагает несколько вариантов решения всех этих вопросов. В первую очередь, предполагается заменить в домах запорную арматуру, для того, чтобы эффективно управлять системой коммуникаций. Второй путь предполагает привлечение инвесторов к реконструкции старых домов.
Подготовил Игорь Стужук, еженедельник «Семь дней» №7 (171), 16 февраля 2005 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




