Черниговские проекты – 2003: пациент скорее... жив?
Уходящий год, как ни один ранее, был богат проектами. Часть из них так и не пошла к презентации, часть тормознулась на каком-то этапе реализации. Что особенно обидно - все они мыслимые и немыслимые экономические, социальные, бытовые выгоды черниговцам. Нам даже представилась возможность выяснить, хороши ли были эти проекты в их окончательном решении закончился. Возможно, в будущем...Году?.. Пятилетке?...Столетии?..

"МЕТРОГРАД"
Так в городе окрестили подземный торгово-развлекательный центр, проект которого предложил черниговский предприниматель Геннадий Воронин. Мнения о проекте резко разделились почти сразу, причем сторонников было куда меньше, чем противников. 27 марта депутаты предложили снять вопрос с повестки дня сессии - по причине отсутствия всесторонней информации, которая позволила бы составить более-менее обоснованное мнение. В парке, на месте строительства будущего комплекса митинговали то пенсионеры коммунистической направленности, переживавшие, что в результате работ будет демонтирован памятник Ленину, то предприниматели-рыночники, справедливо предполагающие, что посетив "Метроград", покупатель до них уже не дойдет, то мамы с колясками. А тут еще и внеочередные выборы подоспели - и карту "Метрограда" разыграли кандидаты в нардепы. Даже самые что ни есть приезжие изболелись душой за рекреационно-парковую зону города. И тем не менее, июньская сессия горсовета таки выделила землю под комплекс. Впрочем, и здесь не обошлось без политических игр.
Неизвестно, как бы еще дело повернулось с голосованием, если б не вмешательство г-на Рудьковского, который потребовал провести его в открытом режиме: дескать, вот сейчас телевидение снимет, как вы голосуете, а затем покажет народу. А мы прокомментируем. Депутаты оскорбились, приняли решение о тайном голосовании и проголосовали "за". Прокурор города опротестовал решение народных избранников, мотивируя это тем, что строительные работы такого масштаба в рекреационной зоне Чернигова проводить нельзя. Дело застопорилось, а потом вопрос строительства ушел с повестки жизни города: начинать работы позже июня вообще не имело смысла. Чего мы лишились? Тот, кому приходилось бывать в столичном "Глобусе", знает - чего. Красиво, чисто, удобно, уютно. Фонтаны работают, эскалаторы вверх-вниз ездят, музыка легкая звучит. Нужно сделать покупку - делай. В отдельных бутиках, правда, цены напоминают номера мобильных телефонов. Но в соседних с ними товар вполне доступен даже небогатому кошельку черниговского журналиста. И в многочисленных кафушках цены так же не высоки.
Мы могли бы все это изучить. Или не могли? Противники "Метрограда" побаивались, что сроки реализации проекта могут тянуться, деньги закончатся, останется в центре города здоровенный котлован, ликвидировать который придется уже на бюджетные средства, которых, как известно, В Чернигове не густо.
МЕГАЦЕНТР
К счастью, о нем нельзя сказать, что это проект мертвый. Работы на строительстве комплекса ведутся. Правда, явно не теми темпами, которые были вначале. Предполагалось, что общая торговая площадь "Мегацентра” будет в два с половиной раза больше всех имеющихся в Чернигове торговых площадей вместе взятых. На 12 тысячах квадратных метров разместятся продуктовый супермаркет, супермаркет бытовой электроники, хозяйственных товаров, ресторан быстрого питания, бутики, торгующие обувью, мужской и женской одеждой, детскими и спортивными товарами, сувенирами, подарками, автотоварами. Согласно проекту, новый комплекс должен быть пятиэтажным, в нем планировались три основных и два вспомогательных этажа. Комплекс предполагалось оборудовать системой эскалаторов и травелаторов. Впечатлял и предполагаемый ассортимент товаров: 10 000 наименований товаров продовольственной группы и 50 000 - непродовольственной, по черниговским меркам - очень даже не слабо.
Ни к одному из названных представителями компании "Торгівельні мережі" сроку проект не поспел. Ни к концу мая - началу июня, ни к середине лета, ни к началу осени, ни к концу года. Параллельно уменьшались и обещаемые к вводу размеры площадей. Уже не весь комплекс, а "первая очередь", потом - "лишь продуктовый супермаркет". В августе-сентябре просочились слухи о явной нехватке финансов на окончание строительства. В ноябре - о том, что вот-вот состоится пресс-конференция, на которой "компетентные лица из руководства должны заявить о том, что какая-то часть комплекса вступит в строй в марте 2004-го. Но представители СМИ Чернигова пока что так и не услышали официального заявления на этот счет. Заканчивается декабрь. Вероятность, что пресс-юнференцию соберут в последние предпраздничные дни, стремится к нулю.
Сегодня даже сторонники "Метротрада", глядя на коллизии с "Мегацентром", вздыхают с облегчением: слава Богу, не начали строить. Потому как в Чернигове это дело ненадежное.
Теплотрасса, автобусы, костел…
В финале лета-2003 вдруг покрылась канавами улица гетмана Полуботка - в той части, что ближе к району Рокоссовского: началось строительство трассы, которая должна была доставить горячую воду от ТЭЦ в дома.
До 1 ноября, как обещалось, строительство не закончилось. Сегодня на улице Полуботка вновь идут строительные работы. Завершатся ли они доукладкой теплотрассы или нет, и успеют ли рабочие к новогодним праздникам - вопрос без ответа. Продолжится ли строительство в будущем году - сказать трудно: 2004-й объявлен "годом крыш" - в смысле того, что их надо ремонтировать.
Забавна история с черниговским автобусом. Предприятие "Черниговский автозавод" не только не приступило к освоению новых, перспективных моделей, как было заявлено в рамках празднования дня города, машин, но и не выдало обещанных 50 (по другим версиям - 20-ти) обещанных "Богданов". В октябре и ноябре предприятие простаивало, будут ли выполнены перспективные планы - сомнительно.
Ничего не слышно о производстве спортивной одежды, которое должно было начаться на черниговской экспериментальной фабрике. Во всяком случае, магазины и рынки пока что завалены ширпотребом турецкого, китайского, в лучшем случае - венгерского и польского производства. Обидно.
Еще более обидна - ну, до нелепости! - ситуация вокруг строящегося римо-католического костела. В течение трех с лишним лет черниговские католики воевали за возвращение им здания храма, где егодня находятся хранилища областного архива. Тщетно. В конце концов, общине было выделено место под строительство здания костела на углу улиц Киевской и Горького. В июне в фундамент растущего храма была заложена капсула с камнем из собора святого Петра в Риме. То есть связь костела с папским престолом установлена официально. В это строительство было объявлено нарушающим экологическое равновесие, поскольку стройплощадка находится в охранной зоне Стрижня. То ли русло реки во время работ сместилось, то ли сместилисъ какие-то "местные авторитеты".
ЕВРОРЕГИОН "ДНЕПР"
Н а этом безрадостном фоне более-менее благополучно выглядит еврорегион "Днепр". Естественно, он не сможет решить все проблемы, которые накопились на Черниговщине, естественно, от него нелепо ждать изменений в том, что регламентировано законодательными документами Украины о государственной границе, таможне и так далее. Но то, что касается местных проблем, связанных с разрывом привычных связей между областями, ставшими сегодня приграничными в трех суверенных государствах, вполне может быть решено в условиях еврорегиона.
Нельзя рассматривать "Днепр" как офшор. И с единым экономическим пространством (ЕЭП) путать тоже не стоит. Он - средство и механизм развития региона. Первые шаги - есть. Создано представительство Гомельской области в Чернигове. Начало работать совместное беларусо-украинское производство, производящее пищевые жиры. Это стало возможным благодаря созданию еврорегиона. Вероятно, будут новые проекты в области промышленности, туризма, культурного развития.
Предполагается, что новая структура послужит оживлению инвестиционного процесса. Хорошо бы. Только готовы ли мы к этому сегодня? Идей у нас - громадье. Но... Красочный проспект. розданный участникам ноябрьской международной конференции и рассказывающий о том, какие проекты предполагают реализовать черниговские предприниматели, забавен: почти в 50 процентах проектов, предлагаемых с совместной разработке и инвестированию, отсутствуют бизнес-планы. В остальных - планы в стадии разработки. Серьезный инвестор на таких условиях не согласится.дать ни копейки.
Поэтому на сегодняшний день главная заслуга еврорегиональной структуры - то, что она неизбежно заставит нас учиться. Стратегическому планированию развития, цивилизованному бизнес-планированию, разработке проектных циклов - в первую очередь. К слову, 6 представителей Черниговщины уже подобное обучение В Гомельском Агентстве развития бизнеса.
Иными словами, инструмент для развития - еврорегиона "Днепр" - есть. Сумеет ли Черниговщина грамотно им использоваться - покажет время, совсем не лишним было бы бюджетное финансирована организационного цикла мер по еврорегиону - сегодня в этой структуре нет ни одного штатного сотрудника.
Подготовила Майя Руденко "Семь дней" №1 (112) от 31 декабря 2003
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: проекты, строительство, Майя Руденко, "Семь дней"




