«Нового бы нам «Петю». Но это нереально»
На территории ПАО «Порт Чернигов речпорт) на ремонте катер «Полісся-1». Раньше принадлежал речпорту. Сейчас его выкупил предприниматель из Николаева.

— Рассказывать особо нечего, — говорит 48-летний Александр Рожденный, генеральный директор ПАО «Порт Чернигов».
— В свое время пассажирское судно «Полісся-1» принадлежало фонду коммунальной собственности. В 1986 году катер ходил по Десне на Ушню Менского района. Вечером выходил из Чернигова. В Ушне ночевал. Утром возвращался с пассажирами. Ездили дедушки-бабушки, возили, мешки с картошкой. В 1993 году катер выставили на продажу. Мы купили. Запустить его так и не получилось. Нерентабельный. Расход топлива 100 литров в час. Как и «Казбек», дотировался государством. Сейчас «Казбек» принадлежит городскому управлению образования.
Так что мы выкупили «Полісся-1», он просто стоял. Теперь и мы решили его продать. Что предприниматель будет с ним делать, неизвестно. Это уже его проблемы. Все работы — внутренние, механическая часть — по этому судну практически окончены. Весной, скорее всего в мае, отправится к владельцу.
Пассажирский у нас только один — «ПТ-150» (в народе «Петя». — Авт.). Ходит по Десне. В сезон неплохо себя чувствует, зарабатывает. В следующем году цену поднимать не будем. Оставим по 25 гривен за поездку. По расходу он экономичный. 16 литров в час. Конечно, уже старенький, но мы за ним ухаживаем.
В Украине что-то похожее на «ПТ» сейчас уже не строят. При Сталине это проект считался одним из самых удачных. В этом году у него юбилей, 50. Нового бы нам «Петю», но это нереально.
И «Казбек», и «ПТ» зимуют в Жавинке на воде. «Полісся-1» нужно поднимать. У него алюминиевый корпус. Может быть деформация.

Зимой ремонтируем частные катера. По Чернигову таких немного. Мы обслуживали «Гайдамак», «Санрайз», «Геенист». Все остальные — гаражного хранения.
Если пробьем «стену непонимания» наших контролирующих-надзирающих органов, будем добывать песок, расчищать речку. Если заметили, в этом году мы были вынуждены принимать пассажиров не с причала возле речпорта, а за мостом. Речка очень заиленная. Глубина доходила до 80-90 сантиметров. Возле Кордовки (район Чернигова) речка очень пересыпана. Наш «ПТ» пройти не мог. Минимальная глубина должна быть хотя бы метр.
Государство этим не занималось два года. На данный момент делаем проект. Документация стоит 120 тысяч гривен. Плюс согласования в разных инстанциях: экологической, водных ресурсов. Для работы у нас есть вся необходимая техника. Уже и люди, которые будут работать, нашлись. Поэтому, если все сложится хорошо, будем расчищать Десну хотя бы в районе Чернигова. Всю речку не потянем. Работы будут проходить за наши деньги. Территория речпорта не только в Чернигове. Вся наша промышленная зона перенесена в Жавинку. Там хранится техника, поднятые с воды на зимовку лодки, катера.
На данный момент работает 36 человек. Даже в сезон количество сотрудников не очень отличается. Если займемся расчисткой речки, человек двенадцать добавится. В 1989-1990 годах в речпорту работали тысяча сто человек. Перевозили по Десне шлак, щебень. Уголь возили на ТЭЦ. До 2009 года ходили по Дунаю с грузовыми перевозками.
Зарплата рабочих выше минимальной — от 2500 гривен. Но у нас нагрузка на 50 процентов. Например, человек работает приемосдатчиком на полставки и на пол — кладовщиком. Капитан «ПТ» — он еще и капитан-наставник, это работа с документами.
Капитан буксирного работает только в сезон. Больше капитанов нет.
Сдаем в аренду баржи, помещения в нашем здании. Это ночной клуб «Ричмонд», много предпринимателей снимают под офисы. Первый этаж практически весь сдан. Стоимость — 40 гривен за квадратный метр. Раньше руководили флотом на речке Дунай. Сейчас флот под руководством нашего акционера «Укрречпорт». 97 процентов акций принадлежит им.

В речпорту работаю с 1985 года, всю жизнь. Родом из Семеновского района. В 1981 году поступил в речное училище в Киеве. По направлению попал сюда. Начинал рулевым-мото-ристом. Потом третьим, первым помощником капитана. Дальше был замом начальника по эксплуатации. Позже — начальником службы перевозок, общим замом. Третий год тружусь директором.
Средний возраст рабочих 45-50. Если страна будет процветать, то и мы будем жить.
Юлия Семенец, Виктория Товстоног, "Весть" №51 (623) от 18 декабря 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: речпорт, Юлия Семенец, Виктория Товстоног, "Весть"




