Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Почему стоимость услуг, оказываемых в Украине, зависит от стоимости национальной валюты… США

Почему стоимость услуг, оказываемых в Украине, зависит от стоимости национальной валюты… США

В последнее время самым главным вопросом для каждого украинца стал вопрос экономии. Привязка практически всех товаров и услуг, производимых и поставляемых в Украине к американской валюте повлияла на стремительный рост стоимости этих услуг. Почему это происходит, если услуги оказываются в Украине и вроде бы их стоимость должна быть стабильной, так как заработная плата среднестатистического украинца за последний год не то, что не выросла, а наоборот, уменьшилась?



На этот и другие вопросы мы постарались получить компетентные ответы в ходе Всеукраинского семинара-совещания по вопросам внедрения автоматизации и диспетчеризации в системе ЖКХ и энергетики в целях экономии энергоресурсов и повышению качества услуг, который на базе КП «Черниговводоканал» 13 ноября проводила Ассоциация предприятий строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

КП «Черниговводоканал» назвали одним из лучших

Семинар-совещание по вопросам внедрения автоматизации и диспетчеризации в системе ЖКХ и энергетики проводилось на базе КП «Черниговводоканал» не случайно. За последние годы на предприятии, благодаря кредиту Всемирного банка смогли не только закупить специальную технику и провести санацию магистральных водопроводов, но и заменить на энергоэффективные – насосное оборудование первого и второго подъема воды, канализационных насосных станций. На территории Чернигова было оборудовано 120 станций подкачки, что позволило стабилизировать давление воды в квартирах многоэтажек Чернигова. В результате напор воды стал стабильным, и повысилось ее качество. Кроме того, была автоматизирована система подачи воды и отвода канализации.

В результате проведенных работ потребление электроэнергии на предприятии сократилось вдвое. Кроме того, сокращение аварий и порывов на водопроводах таже уменьшило затраты на ремонт. Все это в свою очередь позволило КП «Черниговводоканал» «находиться на паву» несмотря на существенный рост стоимости электроэнергии и стремительного сокращение объемов потребления воды, как населением, так и предприятиями Чернигова.

О том, что КП «Черниговводоканал» – одно из лучших предприятий отрасли в вопросах энергосбережения и автоматизации по Украине заявил начальник управления инвестиционной политики и технического развития в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Александр Романюк.

В то же время понимая, что инвестиционные программы крайне необходимы предприятиям ЖКХ Украины, государство фактически не выделяет средств на это. Предприятия ищут льготные кредиты заграницей, но из-за нестабильной ситуации в Украине, по сути, становятся заложниками ситуации.

По словам Александра Романюка, главной проблемой для «КП «Черниговводоканал» на сегодняшний день является возврат кредита Всемирному банку. Стремительный рост составляющих тарифов и обвал гривны усложняет эту задачу даже, несмотря на реальную экономию по предприятию. Поэтому для погашения кредита КП «Черниговводоканал» придется искать дополнительные источники финансирования.

Инвестиционные проекты предприятий включили в тарифы

Александр Романюк отметил, что на сегодняшний день для предприятий сферы ЖКХ поставлена одна из главнейших задач – организация технологического и коммерческого учета предоставляемых услуг. В частности, на сегодняшний день вопросы коммерческого учета уже на 95% решены на промышленных предприятиях Украины; бюджет – на 83-84%. Но самый низкий охват коммерческим учетом – по населению. По многоэтажным домам средний показатель коммерческого учета – крайне низкий и составляет всего 38%.



– Когда мы видим, что затраты энергии на поставку потребителю 1м3 воды по предприятиям Украины колеблются от 0,15-1,8 кВт/ч, а на 1м3 канализации – от 0,2 до 2,15 кВт/ч электроэнергии, становится понятно, где на предприятии недоработки и что нужно делать в вопросах экономии энергии. На сегодняшний день основной причиной таких огромных затрат является отсутствие оптимизации на предприятиях Украины. Когда видишь насосную станцию, которая перекачивает 5 000 м3, а оборудование рассчитано на перекачку 25 000 м3, то, естественно понимаешь, какая здесь может быть экономия, – считает Александр Романюк.

Кроме вопросов учета и энергосбережения предприятия сферы ЖКХ должны переходить на более высокий класс точности приборов учета, что сократит потери предприятий поставляющих воду и тепло потребителям. Также предприятия обязаны автоматизировать процессы, чтобы устранить человеческий фактор и повысить качество предоставляемых услуг. Все эти задачи, которые ставятся сегодня перед предприятиями коммунальной сферы – финансовозатратны. Поэтому в Национальной комиссии, устанавливающей тарифы на услуги ЖКХ, разработан новый подход к инвестиционным проектам. Их финансирование стало составляющей тарифов на предоставляемые услуги.

За учетом – за кордон

Все четыре задачи, которые сегодня ставятся перед предприятиями, поставляющими населению тот или иной вид услуг, связаны с заменой технологического оборудования и оборудования учета. В то же время в Украине сложилась такая ситуация, когда это оборудование просто нельзя купить у украинского производителя, а необходимо везти из-за границы.



Выступая перед участниками семинара-совещания, руководитель компании «Техноприлад», занимающейся вопросами автоматизации и учета на предприятиях водо- и теплоснабжения, Петр Головачев рассказывал, оборудование каких фирм они используют в своих проектах. Все фирмы, которые он перечислил – европейские, с широко известными именами. И здесь те, кто устанавливает оборудование на украинских предприятиях сферы ЖКХ, платит не только за само оборудование, но и за бренд иностранной фирмы, которая его производит. Мы поинтересовались, не будет ли учет и автоматизация, купленные у дорогих западных фирм за валюту, дороже, чем сама услуга, предоставляемая предприятиями?

– Но вы же понимаете, что реально в Украине ничего нет: ни электроники, ни комплектующих. Даже тот теплосчетчик, который мы сами собираем, сделан на основе европейских комплектующих. Единственное, его отличие от собранного в Европе – это то, что мы адоптируем прибор к нашим условиям. Европейское оборудование не всегда соответствует украинским требованиям и условиям эксплуатации в Украине. И это нужно учитывать. Да, цены на приборы возрастают. Но приборы в Украине все равно берут, потому что энергоресурсы тоже дорожают, – считает Петр Головачев.

Основываясь на опыте установки модульных теплопунктов в бюджетной сфере и на промышленных предприятиях Киева, Петр Головачев пришел к выводу, что, несмотря на отсутствие украинского оборудования на рынке, украинским компаниям нужно искать свои технические решения проблем. В Европе все решения проблем учета и автоматизации довольно дороги и нам просто не по карману.





– Иностранные консультанты всегда наворачивают много требований. В итоге это приводит к значительному удорожанию теплопунктов, замораживанию инвестиционных средств и неэффективному их использованию. Так, например, если типовую схему теплопункта, который устанавливался в Украине по программе НЕФКО оптимизировать, то в полтора раза можно уменьшить ее стоимость при том же эффекте по экономии тепловой энергии. Конечно, сейчас с ценами неизвестно что будет. Но, вот, например, индивидуальный тепловой пункт, в ценах 2013 года стоил 57 тысяч гривен. Он – довольно эффективный и его окупаемость – 2-3 года. Если он более «навороченный», то его срок окупаемости будет 5 и более лет, – объяснил ситуацию Петр Головачев.

Комментарии:



Геннадий Горбачев, председатель Ассоциации предприятий строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины:

– Важность проходящей в Чернигове встречи заключается в том, что экономия энергоресурсов – основная задача, которая на сегодняшний день стоит в Украине. Экономия не возможна без автоматизации и диспетчеризации процессов. И я вам скажу, что буквально за несколько лет предприятия Украины поняли, что без экономии ресурсов им просто не выжить, и они сделали в этом направлении серьезные шаги. Сфера IT-технологий и автоматизации, сама по себе – не очень дорогая. Но коммерческие организации, зачастую необоснованно накручивают цену. Взять, например, тепловые насосы. Это приспособление – обратное холодильнику. А холодильник – прибор не дорогой. Однако тепловые насосы стоят очень дорого. Необоснованно дорого! Поэтому мы, и министерство, будем поднимать вопрос о производстве в Украине альтернативных источников энергии. Сейчас, для возобновления производства в Украине главным будет вопрос инвестирования.



Александр Шкинь, директор КП «Черниговводоканал»:

– Основная задача нашего предприятия – оказывать качественные услуги с их минимальной стоимостью. Для того чтобы эти задачи реализовать, нужно не только знать как это делать, но и делать максимально открыто и прозрачно. У нас всегда остается определенная степень недоверия между абонентом и производителем, особенно, если он монополист. Поэтому здесь важно показать, что услуга поставляется в необходимом объеме и это подтверждено показаниями приборов. Мы – обеими руками за то, чтобы отпущенное нашим предприятием количество воды измерялось приборами учета на всех стадиях. И сегодня наш регулятор – Национальная комиссия, требует это, и мы это делаем. В то же время мы сделали очень много для того, чтобы оптимизировать наши технологические процессы для удешевления и качественного водоснабжения Чернигова. Автоматизированная система управления на нашем предприятии – первый на Украине пример комплексного подхода к решению задач по обеспечению наилучшего соотношения цены и качества предоставляемых услуг.



Александр Романюк, начальник управления инвестиционной политики и технического развития в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг:

– Мы внимательно следим за тем, чтобы предприятия, оказывающие услуги в сфере ЖКХ не включали в тарифы все, что им захочется. Для этого в нашем управлении работает два отдела. Они проверяет правильность формирования инвестиционной программы. То есть отслеживает среднюю стоимость, как материалов, так и оборудования. Их стоимость не должна превышать среднюю по Украине. Сегодня можно покупать материалы втридорога, но мы этого не пропускаем. Очень много предприятий включает в инвестиционные проекты технику. Я понимаю, что чем-то нужно работать. И это может быть 1-2 единицы, но не 10-15. По концу года предприятия отчитываются, какой экономический эффект они получили. Путем включения инвестиционных программ в тарифы мы заставляем предприятия не только сокращать энергозатраты на производство единицы продукции, но и организовывать учет поставленной населению продукции. Потому что если нам дают отчеты по экономии, а на предприятии нет приборов учета, то это – только теоретическая экономия. А когда есть приборы учета, то можно конкретно показать, сколько взяли, сколько подали и сколько реализовали.



Иван Луста, председатель правления ПАТ «Облтеплокоммунэнерго»:
– Тепло, согласно постановлению Кабмина, должно быть качественным. И не важно, какая температура на улице. Главное, чтобы в квартире было +18 градусов. Значит, теплоноситель подается и подается качественно. Есть температурный график, который определяет, какой должна быть температура воды в батареях при той или иной температуре воздуха на улице. Если мы подаем тепло согласно этому графику, и в квартирах +18 градусов, значит, мы поставляем качественную услугу. Сегодня мы берем 250 тыс. кубов газа на отопление, а при температуре –23 градуса мы будем потреблять около 1 миллиона кубов газа в день. Поэтому мы не проводим перерасчета с населением, ни когда на улице тепло, ни когда холодно. Стоимость отопления квадратного метра установлена усредненным тарифом и действует на весь отопительный период.
В отношении поверки приборов учета, то постановлением КМУ поверка квартирных приборов учета горячей воды и тепла уже предусмотрена в тарифе. И мы начали выполнять эту работу с октября месяца. По домовым приборам учета – мы проводим поверку приборов, которые находятся в собственности нашего предприятия.
Что касается повышения стоимости услуг на отопление и горячую воду, то мы защитили перед Национальной комиссией все статьи затрат и готовы уже в этом месяце подать на пересмотр тарифы. Действующий тариф не покрывает наши затраты, поэтому будет пересматриваться. Я думаю, что уже с нового года произойдет увеличение стоимости услуг по ПАТ «Облтеплокоммунэнерго» не менее, чем на 25%.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: валюта, ЖКГ, КП «Черниговводоканал», Игорь Грищенко

Додати в: