Почему черниговские строительные компании становятся банкротами
Почему черниговские строительные компании становятся банкротами
– Виталий Николаевич, какая сейчас реальная ситуация в строительной сфере Чернигова?
– Сокращение объемов строительства в Чернигове за последний год – до 60%. Почему так произошло? Главная причина в том, что лидирующие (по-настоящему лидирующие) предприятия Чернигова обанкротились: это ОАО «Домостроитель и ОАО «Черниговбуд». И если по «Домостроителю» ситуация давно известна, то по «Черниговбуду» ситуация несколько другая. Официально о банкротстве предприятия еще не объявлено. И пока процедура банкротства еще не идет, но на сегодня ни одного объекта они уже не ведут. Из-за прекращения работы этих двух предприятий, по моему мнению, по городу и наблюдается такое резкое падение объемов строительства. Все это сильно ударило по нашему предприятию «Черниговбудинвест». По городу оно тоже скоро ударит, поскольку строительство – это развитие города.
– Но по «Черниговбуд» не будет такой ситуации, как с «Домостроителем»?
– Слава Богу, что самый проблемный дом по Зеленой,10 уже введен в эксплуатацию, и люди получили жилье. Если говорить официально, то некоторые проблемы с домом еще остались, но главное, что люди получили то, за что заплатили деньги. Да, не сделан подземный паркинг, но я повторю, люди жилье получили. А в паркинг деньги людей не вкладывались. Единственное, в чем проблема по этому строительству: «Черниговбуд» не отселил три семьи из ветхого дома по ул. Зеленая, 8. Эти три семьи не отселены, и дело находится в суде по факту невыполнения договорных обязательств акционерным обществом «Черниговбуд».
– А каким образом ваше предприятие стало участником судебного процесса?
– КП «Черниговбудинвест», как заказчик строительства, от имени городского совета вело переговоры с людьми. Обязательства на себя взял «Черниговбуд» и мы эти обязательства прописали в договорах. А «Черниговбуд» подписал договора и поставил печати, подтвердив то, что они проведут отселение людей. Все эти обязательства имеют нотариальное подтверждение.
– А не получится ли так, что впоследствии городскому совету самому придется выполнять эти обязательства?
– Не придется, поскольку на себя обязательства оп отселению людей брал именно «Черниговбуд».
– А как же так получается: вроде бы «Черниговбуд» построил хороший дом в престижном месте, все квартиры – проданы, а предприятие – тонет?
– Я не могу говорить именно по этому предприятию. В целом могу сказать, что, к сожалению, на сегодняшний день реальная цена жилья выше, нежели та, по которой оно продается. Вырос курс доллара, а вслед за ним подорожали все горюче-смазочные материалы, подорожал кирпич, подорожал газ. Вы спросите, а какое отношение цена газа имеет к строительству? Цемент получают путем обжига определенных видов известняка и глины с добавлением гипса. Поэтому в цене цемента порядка 80% – стоимость газа. На сегодняшний день если цены на жилье выросли на 10-15%, то цены на материалы взлетели до 50%. А так как предприятие продало квартиры, как говорится, еще «на фундаменте», оно не выдерживает роста цен и идет в «крутое пике». Некоторые строительные предприятия Чернигова не продавали дома на фундаментах, как это делал, например, Роговой. Эти предприятия поступали более взвешенно. Выполнив работы на 2 млн. грн, они продавали на эту сумму квартиры, и прекращали продажу. Потом, выполнив работы еще на миллион, продавали квартиры на такую же сумму, как вложили в строительство. Поэтому они смогли выдержать скачек цен. Те же, кто сразу получил деньги за недостроенное жилье, просчитались и не выдержали кризиса. Поэтому они или обанкротились, или сегодня идут к банкротству. Выживают люди прагматичные, которые все просчитали наперед. Кроме того, сроки в строительстве также играют решающую роль. Оптимальным является строительство объекта за год. Даже если стройка ведется полтора года и объект вводится в эксплуатацию, предприятие получает хоть минимальную, но прибыль. Если же объект строится три года (а в Чернигове некоторые дома – и по шесть лет), то о какой прибыли может идти речь? На строительстве есть условно-постоянные затраты, которые «тянут» любое строительство.
– Наверное, такая ситуация с домом по улице Войкова, 27, где вы выступаете заказчиком строительства?
– Там строительство ведется уже шестой год. Жилье в этом доме – не дешевое, но уже практически все продалось. И хотя в наше время прогнозировать что-либо трудно, я уверен, что это строительство будет завершено. Окончание работ все еще планируется до конца этого года, но я, как строитель, вводил бы дом в эксплуатацию весной. Дело в том, что платить всю зиму за энергоносители будет очень и очень убыточно. Какое решение будет принимать инвестор – я не знаю. Сдача объекта может произойти и до зимы. Хотя там не все работы еще выполнены, а я смогу предоставить декларации о выполнении только после завершения всех работ, которые предусмотрены проектом.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




