Горькое возвращение на родину

Горькое возвращение на родину
Реальным подтверждением трагических событий в Крыму для черниговчан стало возвращение из теплых краев наших земляков. Они вернулись на родину, но что их ожидает дальше?

Поможем, чем сможем


Ныне народный депутат Валерий Пацкан разрабатывает законопроект, касающийся крымчан. По его словам, «люди, переселяющиеся из АР Крым на материковую часть страны, не будут иметь статус «беженцев», они - граждане Украины, временно переселенные на другие территории. После того, как закон вступит в силу, будет создана специальная программа Кабинета Министров, регулирующая проблемы переселенцев, в том числе вопросы пенсионного и социального обеспечения, а также въезда и выезда из Крыма».

Пока же большинство из 29 прибывших в Чернигов крымчан живут без прописки, работы, денег, с малыми детьми на руках и проблемами разной сложности: кому-то нужно перевести алименты или пенсию из Крыма в Чернигов, кому-то устроить ребенка в садик, кому-то негде жить, нужна прописка, работа. К решению этих вопросов подключены все управления социальной защиты населения. Как сообщил заместитель Черниговского городского главы Станислав Вихров, самая серьезная проблема для переехавших из Крыма -постоянное жилье.

- Закон четко гласит, что эта категория населения не имеет права на первоочередное получение жилья, - объясняет заместитель мэра. - Несколько человек мы прописали в центре для бездомных, чтобы они получили статус жителя Чернигова и могли стать на очередь в управлении квартирного учета.

Но для руководства города главные проблемы впереди. Станислав Вихров рассказал, что в скором будущем возле Чернигова будут размещены два авиационных полка. Если их обеспечат финансированием, жилье для военнослужащих построят, если нет - придется решать эту проблему за счет города.

Военнослужащие разъезжаются кто куда

Первое, что бросилось в глаза при встрече с Аленой, недавно вернувшейся из Крыма, - усталость и опустошенность. Свою историю она рассказывает кратко, с неохотой. И неожиданно, со слезами на глазах, произносит: «Я не хочу жить вместе с ними на оккупированной территории!»

Уже после референдума к ней на работу, в государственное землеустроительное учреждение, пришли неизвестные россияне, забрали штатное расписание и ушли. Несколько дней сотрудники автоматически ходили на работу, потом учреждение закрыли. Через неделю, посоветовавшись с мужем, Алена с сыном уехали в Чернигов к маме. Нажитое имущество оставили в квартире, которую снимали, перевозить его в Чернигов за 9 тысяч гривен, как предлагает «Новая почта», не имело смысла. Больше никакой возможности переправить вещи из Севастополя нет, о централизованном вывозе военных на материковую Украину никто даже не заикается.

Позже приехал муж Александр, офицер-связист, молчаливый и подавленный. Все же рассказал, что его часть расформирована, но приказа о дальнейшем продолжении службы не было. У Александра одна надежда - на передислокацию флота в Одессу и Херсон.

В поезде при въезде в Украину его досматривал наряд из так называемых «зеленых человечков» и казаков. Выспрашивали, почему уезжает из Крыма, ведь у него севастопольская прописка. Обыскали чемодан, со злостью порвали военно-морской флаг Украины, который он вез с собой, забрали берцы и банковскую карточку. Здесь, в Чернигове, Алена быстро метнулась в банк и заблокировала карточку, но когда они смогут снять свои деньги, в отделении банка не знают. Сейчас семья живет у мамы-пенсионерки, отсыпается, но без денег и определенных планов на будущее.

Долог ли «брак» России с Крымом?


Бывшие крымчане говорят о пережитом с горечью, о многом умалчивая и предпочитая не называть свои имена. Видно, что чего-то опасаются. В Крыму остались родственники, друзья, и неизвестно, что ждет их здесь, так зачем заранее рассказывать о своих планах?

Наталья, военный специалист и жена военнослужащего, вернулась к маме в Чернигов из Ялты с двумя детьми. Муж приедет позже. Физическому насилию их семья не подвергалась, но Наташа столкнулась с такой неслыханной ложью россиян, что не хочет жить с ними в одной стране:
- В Крыму происходит колоссальное нагнетание страхов. Знакомые при встрече помалкивают и не позволяют себе даже малейшей критики российских порядков. Друг другу шепотом рассказывают о бан-деровцах, которые скоро придут и заставят всех разговаривать на украинском языке, сбросят все памятники Ленину и еще неизвестно что сделают. Многие действительно верят в это, поэтому неудивительно, что все мои знакомые на референдуме проголосовали за присоединение к России.

Россияне много лгут. Например, о том, что украинские воинские части сразу сдались, в то время, как они держались до последнего. Заявляют, что весь Крым проголосовал за них, но почему на референдум не допустили международных наблюдателей? Такая откровенна ложь кардинально изменила мое отношение к России. Я не чувствую себя спокойно, когда по городу ходят военнослужащие без опознавательных знаков. Впрочем, к населению они относятся лояльно, такие вежливые «зеленые человечки».

В Крыму сейчас неразбериха, так называемый «переходный период». Закрываются банковские отделения, и население не может снять деньги. Увеличенные на 30-50% пенсии выдают в почтовых отделениях, но возросшие цены «съедают» разницу.

И все же обещать, что Крым скоро вернется в состав Украины - большая глупость. Сейчас Крым и Россия, как жених с невестой, считают, что нашли друг друга. Вмешиваться в этот медовый месяц бесполезно и даже опасно, нужно время, чтобы они присмотрелись друг к другу, выявили недостатки и захотели разойтись. А пока остается только ждать.

Лариса Добрынина, еженедельник «Деснянка» №16 (492)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Крым, Россия, переселенцы, «Деснянка», Лариса Добрынина

Додати в: