Льёт и льёт!!!

142. И это еще не финал.

В Чернигове, с 1 по 25 июля (на момент утра), как сообщают синоптики областного гидрометеоцентра, выпало уже 142 миллиметра осадков. Это при норме для июля — 80 миллиметров. Так, во вторник, 24 июля, в Чернигове выпало 25 миллиметров осадков.



«Чтобы слить в унитазе, муж с ведром спускался вниз, искал воду»

Жители верхних лажей в районе ЗАЗа почти сутки сидели без веды. 21 июля залило два подвала жилых домов и канализационно-насосную станцию №4

— Это уже второй раз в этом году нас топит дождем, — возмущен житель дома №247-а по проспекту Мира, 45-летний Сергей Подорога. — И месяца не прошло! Первый раз подвал залило 30 июня, после Дня Конституции. Тогда вообще сутки без света сидели. Уровень воды в подвале достиг щитка, электричество отключили. Соответственно и в кране воды не было, ни горячей, ни холодной. У нас в доме газа нет, электроплиты. Еду ни приготовить, ни разогреть. Интернета не было, телевизора, жизнь остановилась.

— В эту субботу (21 июля) вода исчезла под вечер, а появилась только на следующий день, — вспоминает жена Светлана. — Из-за слабого напора выше пятого этажа вода на микрорайоне не поднималась.

— Воды не было почти сутки, пока насосную станцию делали, — говорит 59-летний Виктор Дейнеко. — Пропала сразу после ливня (ливень был в субботу утром) и до следующего утра. Я уже хотел в горисполком звонить, но в 9 воду дали.

— Из туалета не текло, но сходить было невозможно — слива не было, — вспоминает жена Алла. — Муж спускался за водой куда-то вниз, может, к колонке ходил.

— Да нет, набирал в ведро на первом этаже в технической комнате, — поправляет Виктор. Дом ведомственный, находится на балансе 18-го лицея. Квартплату мы им платим. Было общежитие, в 2014-ом сменило статус на жилой дом. За 20 лет ни разу не ремонтировался.

В доме №263 тоже залило подвал.

«Когда полилось через верх, ничего сделал» уже не могли»

КНС №4 (канализационно-насосная станция) находится на въезде в Чернигов. Если смотреть с проспекта Мира, слева, — конечная остановка троллейбусов на «ЗАЗе». Справа дорога на туберкулезный диспансер. Но это все дальше, а насосная станция стоит в глубоком овраге в березовой роще. Так положено по технологии, чтоб канализация текла туда самотеком.

Так и дождевая вода стекала со всех сторон к станции. Залилась в помещение и заполнила приемные отделения: сточные ямы глубиной 10 метров, в которых работают насосы. Канализационные воды смешались со сточными. Вокруг КНС образовалось озеро шириной 170 на 50 метров.

В понедельник вокруг КНС много грязи, но вода осталась только в лужах. Поваленная яблоня, поскручивались листья на цветах в клумбе.

Рядом со входом будка, лает собака-охранник на цепи. А он как не утонул?



— Спасли собачку, — гладит пса по пузу машинист КНС 48-летняя Наталия Деревянко. — Это наш Черныш.

Я дежурила в ту ночь, — вспоминает Наталия. — Была одна в здании. В пять утра начался сильный ливень. В начале восьмого вода начала заливать двор, Черныша я отвязала от цепи. Но он бегал тут, под ногами.

Я позвонила диспетчеру, прислали машину. Но наша машина может 8-10 тонн воды за раз взять. А за сутки тогда откачали 200 с лишним тонн.

На станцию приехали электрики, техники от водоканала.

С этой стороны в яме находится машзал с насосами. Над ними — электрощитовая.

Насосы сами по себе справлялись, но когда ливневые воды пошли через верх, никакое оборудование уже справиться не могло, — продолжает Деревянко. — Когда начала вода прибывать, я собаку внутрь занесла. Посадила в электрощитовую, это самое высокое место. На метр выше уровня пола. Черныш там в угол забился, боялся. Когда была угроза затопления электрощитовой, свет отключили. Могло произойти замыкание.

Мы находились в самом здании, закрыли дверь, чтобы меньше был поток. Иначе затопило бы за несколько минут.

Когда уже надо было выбираться, двери открывались под большим давлением. Потому что уровень воды снаружи был сантиметров на 30 выше порога. Вода хлынула внутрь. Если бы не работали насосы, вода поднялась бы до электрошкафов. Потом, когда нас, пять человек, эвакуировали, спасатель и за собакой пошел. До электрощитовой вода так и не дошла. Спасатели действовали быстро, без паники.

Насосную станцию включили в 23.30 в субботу. Давление воды возобновили около 9 утра в воскресенье. Ограничение водоподачи было в 12 домах микрорайона ЗАЗ.

* * *

24 июля на веб-портале Черниговрады появилось разъяснение.

Возможную причину затопления КНС-4 в Чернигове во время ливня 21 июля назвал на совещании в горсовете руководитель КП «Черниговводоканал» Сергей Малявко.

По его словам, в районе станции под проспектом Мира ранее функционировал водоотвод. Но после строительства газовой АЗС и ремонта дорожного покрытия был засыпан.

«А депутаты носа не сунут»

Казалось бы, Чернигову сказочно повезло. За мажоритарные округи №№205 и 206, на которые поделен город, отвечают не просто депутаты, а настоящие миллиардеры (гривневые) — 34-летний Сергей Березенко и 37-летний Максим Микитась. Второй, кстати, ко всему прочему еще и известный строитель. И именно на округе Максима Викторовича находится часть пострадавшей улицы Декабристов, а также трещащее по швам общежитие на Текстильщиков, 23 (район Шерстянки). Улица Селюка — округ Березенко.

Но почему-то в подтопленных районах их не видели, о помощи не слышали, люди не рассказывали. Или, может, помогли тихо?

— Я вчера (во вторник, 24 июля) пришла с работы. И как раз ливень начался. Вода пошла со всего города к нам. Я и считать перестала, какой раз за это лето нас топит. Мне уже и терять нечего, просто страшно, — вздыхает 53-летняя Валентина Едомаха, жительница пострадавшего от воды дома на улице Селюка. — Дмитрий Блауш (депутат областной рады) сразу к нам. Выгребал туг все с лопатой. В понедельник, 16 июля, где-то в обед ходила в приемную Максима Микитася. Там мужчина был.

Объяснила: мне не деньги нужны, помогите стройматериалами. Щебень, песок, цемент, гипсокартон — что из этого можете дать? В ответ: «Мы благотворительностью не занимаемся».

Ходила и в приемную «Батьківщини». Сказали: «Можем песок в детскую песочницу привезти, но не вам».

Фирма «Абвер» привезла входные двери. Покупали материалы в «Будмайдане» на «Ремзаводе». Попросили сделать скидку. Хорошо уступили. И сказали, чтоб приходили еще. Знаете, как приятно. А депутаты и носа не сунут.

В субботу, как дождь лил, Атрошенко (Владислав Атрошенко — мэр Чернигова) приехал. Спасибо ему огромное. Побыл полчаса, и то приятно.

Черниговские эксперты ущерб оценивали впервые

По пять тысяч гривен Черниговрада выделила 153 семьям, пострадавшим от дождя. По три с половиной тысячи из этой суммы пришлось отдать экспертам, оценщикам ущерба. Почему так?

— Многие возмущались: почему не могли сделать оценку бесплатно?

— Черниговская региональная торгово-промышленная палата выступила с инициативой делать эту работу бесплатно для трех категорий льготников: участников АТО, многодетных семей и инвалидов войны.

Эта работа достаточно дорогая. Ведь требует составления сметы. Должен быть сертифицированный сметщик. У нас, например, на тот момент такая услуга стоила 7500 гривен. Взяли половину расходов на себя. Договорились опуститься до 3500 гривен с НДС (не выше), — объясняет Людмила Болотная, вице-президент Торгово-промышленной палаты. — Мы организация, которая не финансируется из государственного бюджета. А люди за свою работу должны получить заработную плату.

Насколько мне известно, за экспертной оценкой обратились порядка 43 пострадавших. То есть треть от общего количества. Никто не может дать гарантии, что им компенсируют средства из государственного бюджета. Очевидно, многие жители подумали: лучше оставить себе «синицу в руке» от Черниговрады, чем гоняться «за журавлем» и платить за экспертизу.

Всего ущерб частных домовладений, по оценкам, более 31 миллиона гривен.

— Ранее уже оказывали такие услуги?

— С оценкой ущерба от стихийного бедствия столкнулись впервые. Ранее оценивали недвижимость для других целей (например, для унаследования, купли-продажи).

— Как проходила процедура оценки?

— Договаривались на осмотр домовладения с людьми на определенное время.

У них должен быть пакет документов: акт о затоплении, технический паспорт и документы на недвижимость. Знакомились с актами, — объясняет Оксана Михайлик, эксперт-оценщик отдела экспертиз Торгово-промышленной палаты. — Смотрели, что есть в действительности. Есть важный момент: дефекты после подтопления могут проявляться со временем. И чем дальше, тем их лучше видно.



Проводили опись, замеры. Обязательно все фотографировали. Отчет предоставляв собой документ на 15 страницах. В нем описание повреждений, стоимость материалов и восстановительных работ, их расчет.

— Какие повреждения в основном?

— Пострадали обои, штукатурка, полы потолки, гипсокартон на стенах.

— А мебель? Техника?

— Мы оценивали ущерб исключительно недвижимого имущества: дома, строения, гаражи, погреба. Остальное — это уже другие эксперты. Но не всегда целесообразно проводить такую эксертизу, так как стоимость работы иногда превышает стоимость самого имущества.

— Писали, что ущерб по некоторым домам был оценен в три с половиной тысяч гривен.

— Таких сумм у нас не было. Разные площади, разная степень повреждений. В целом от 70 тысяч до полумиллиона гривен.

— Никто не оспаривал результаты оценки?

— Все согласились. Наверное, каждому хотелось больше. Но есть определенная методика расчета.

* * *

В Чернигове экспертов-оценщиков, согласившихся работать на таких условиях, не так и много. Работали с пострадавшими от затопления специалисты Торгово-промышленной палаты, ООО «ЕКФ «Десна-эксперт», ООО «Центр недвижимости», ПП «Гео Граф», ООО «ЕК», ИТЕО», ФЛП Солдатова В.С., ФЛП Волченкова О.С.

Более 58 миллионов

58 миллионов 346 тысяч 493 гривны — именно такой ущерб понес Чернигов и его жители от дождя. Потери считали специалисты.

Из них:

31 354 014 гривен — по жилым домам;

23 307 251 гривна — по объектам коммунальной собственности;

3 000 000 гривен — было потрачено на ремонт и восстановление системы водоотвода;

424 200 гривен — ликвидация последствий разрушения объектов уличнодорожной сети;

187 460 гривен — восстановление зеленых зон, насаждений, кладбища;

45 000 гривен — укрепление склонов в историческо-культурной зоне города;

17 590,14 гривен — расходы на откачивание воды из частных домохозяйств;

10 978 гривен — восстановление сети уличного освещения.

Таким образом, масштабы бедствия расширились до регионального уровня. А значит, есть предпосылки для того, чтобы получить компенсацию уже из государственного бюджета.

Из городского бюджета для пострадавших было предоставлено 679 тысяч гривен материальной помощи.

Марина Забиян, Елена Гобанова, «Весть» № 30 (810) от 26 июля 2018

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: горсовет, ливень, компенсация, Забиян, Гобанова, Весть

Додати в: