Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » «Be Free»: два дня свободы над Десной (фото)

«Be Free»: два дня свободы над Десной (фото)

22—23 августа на берегу Десны, чуть в сторону от гостиницы «Брянск», под открытым небом прошел Третий международный фестиваль рок-музыки «Be free». Его лозунг — «У тебя есть право быть свободным!».
Собралось на фестиваль 20 групп из Украины, Беларуси, Франции и Польши и около 2,5 тысяч слушателей (примерно 500 — приезжие, жители палаточного городка, более 100 поселились в «Брянске», пару десятков гостей приняла «Придеснянская», ну а сколько «вписалось» у друзей на квартирах, сосчитать сложно).

— Конечно, Украине можно по-хорошему завидовать, — говорит хедлайнер второго дня фестиваля Олег Скрипка (в первый день зажигал «Ляпис Трубецкой»). — У нас уже есть сложившаяся фестивальная культура, у нас есть свои традиции, у нас развивается наша собственная музыка. В этом году прошел очередной фестиваль «Країна мрій» — на него собралось несколько тысяч человек — из них 80% в вышиванках! Я  такого раньше и представить не мог! Вы могли? Мы жалуемся порой, но у нас, к счастью, отношения между музыкальной культурой и государством сложились достаточно свободные. Мы просто уже привыкли к хорошему…
Вы сегодня приехали позже обещанного — говорят, поднимали какой-то необыкновенный флаг в Киеве?
— Да, — улыбается Олег. — Можно сказать, пытались попасть в Книгу рекордов Гиннесса… Сегодня ведь День национального флага. И мы в Мамаевой слободе (это на днях открывшийся в Киеве новый этноцентр) развернули огромный, 75 метров длиной, флаг Украины — держали его все вместе… Удивительное чувство.
Значит, днем вы были в Мамаевой слодобе, вечером выступили на фестивале, а сейчас передохнете и еще поедете в паб «Вареникс» диджействовать? Как у вас сил хватает?
— А я не устаю от этого. Мне так нравится… Когда делаешь то, что любишь, не устаешь.

Действительно ли мы не замечаем собственного счастья? Судя по словам жителей палаточного городка, приехавших из Беларуси, — да.
«У нас бы за такое  музыкантов уже в милицию отвели». «Когда я ехал на первый «Be Free», помню, автобусы с ребятами за Минском развернули и всех назад отправили. Хорошо, что мы на поезде ехали…» «Этот флаг (бело-красно-белый) у нас запрещен. Все флаги, которые вы видите над палатками, запрещены, за их использование наказывают»…
— Но вчера на сцене огромный флаг БНР разворачивали…
— У нас это было бы невозможно.
Верится и не верится. Конечно, не исключено, что ребята просто рисуются. Но…

«Приходится ехать к вам»

Спрашиваю у одной из организаторов фестиваля, Марии Садовской:
Мария, получается, белорусы едут в Украину за свободой?
— Упрощенно говоря — да. У нас все процедуры по проведению подобных мероприятий (фестивалей опен-эйр) невероятно заформализованы, нужно получить массу справок и разрешений, и все равно даже за два дня до начала фестиваля невозможно быть уверенным, что он состоится, а не придет какой-нибудь очередной проверяющий и все закроет. На каждое выступление в клубе группа должна получать отдельную лицензию. А об опен-эйрах и говорить нечего — их нет.
Одна из публикаций о предыдущем фестивале начинается словами: «Музыка в Беларуси — это некий призрак. Она как бы есть (попса) и ее как бы нет (запрещенный властями рок)». Все действительно так грустно?
— Нельзя говорить о прямом запрете, это неверно. Но есть негласная установка продвигать «официозные», лояльные музыкальные направления. Попсу, но не рок. Есть квота — 75 процентов эфира должно быть отдано белорусским исполнителям. Но в результате как-то так «само собой получается», что рок-музыки почти не слышно.

Песни «про тесто»?

— Только ж вы не напишите, ради Бога, что это василек! Это Вифлеемская звезда, — Евгений специально подошел ко мне объяснить, что за флаг вывешен над его палаткой. Он рассказывает мне о своем движении (белорусские христианские демократы), о гербе Гедиминовичей, о бело-красно-белом флаге Белорусской Народной Республики, использовавшемся до 1995 года…
«Бел-красна-белых» флагов над палатками много — есть и черно-красный, есть самодельный флаг Минска, флаг музыкального клуба. И наш желто-голубой, конечно. А еще флажки нарисованы на лицах у, наверное, половины участников.
— Говорят, что фестиваль этот — в поддержку белорусской оппозиции?
— Ну знаете, — смеется Мария Садовская. — Если считать, что раздача информационных листовок о правах студентов при распределении после вуза или о том, что является уважительной причиной для неявки по повестке, это оппозиционные действия, то да, мы поддерживаем оппозицию. Но на самом деле мы всегда четко отмежевываемся от политики. В прошлом году во Львове, правда, одно из ваших политических движений предложило нам свою поддержку — но с условием, что фестиваль «оденется» в их цвета и называться будет… «Пора быть свободным». Конечно мы отказались. И в этом году условия те же. Никаких партийных флагов или символики на сцене вы не увидите.

А кто от нас?

С черниговской стороны организатором выступил рок-клуб. «Чернигов — музыкальный город, рок-н-ролльный город, — говорит  его руководитель Александр Железнов. — Сначала мы хотели в другом месте фестиваль проводить, на базе отдыха… Потом там возникли некоторые сложности, и я выбрал это место. Теперь уверен: здесь гораздо лучше! Базы — это для корпоративов…»
Глядя на довольных, веселящихся молодых людей — танцующих, обнимающихся, сияющих, — с ним сложно не согласиться.
Есть, правда, два момента, которые несколько смутили.

«Такие люди — и без охраны»

Пожалуй, это самый серьезный недочет, который мне хотелось бы отметить. Организация безопасности. То, что фестиваль прошел без серьезных инцидентов, на мой взгляд, удивительное везение. Собрать на берегу реки пару тысяч молодых людей (преимущественно неформалов), напоить их пивом — и никак это не контролировать — идея достаточно рискованная. Да, возле сцены стояли сотрудники частной охранной фирмы. Да, часам к пяти подъехала машина «Беркута», в которой сидели три человека. Чуть позже подошли еще четверо в милицейской форме. И — все.
— На предыдущих фестивалях, — говорит Мария Садовская, — было иначе, было больше охраны. Мы не ожидали, что здесь так получится.
— Вчера вся милиция уехала в Батурин, — поясняет Александр Железнов. — Но все равно все было в порядке. А сегодня здесь наряд, и мы держим связь, они все наготове, если что.

«Если чего», к счастью, не случилось — ни на концертной площадке, ни в палаточном лагере. «Скорую» туда, правда, вызывали утром второго дня: некто с похмелья повалился в костер — слегка обжегся и порезал руку.
— А еще какие-то происшествия были? — спрашиваю у экипажа «скорой». — Да в общем нет… Пьяных, правда, очень много…

Пивной вопрос

Во всех анонсах фестиваля конкретно  указывалось: проносить на территорию напитки в стеклянной таре запрещено. То, что это правило не соблюдается, было видно с первого взгляда. И если днем я умиленно наблюдала, как парень-волонтер собирал осколки бутылки в пакет, к вечеру стало понятно, что за всеми не уберешь. Без пива в руках — единицы.
— А вы знаете, что нарушаете правила? — попыталась я поучить жить парочку белорусов из палаточного городка. Они страшно удивились: «Так это же все прямо здесь продается…» И, увы, были правы.
К чести организаторов надо отметить — территорию убирали тщательно, мусорные контейнеры искать не приходилось,  ну и биотуалеты для тех, кого пиво зовет, были в достаточном количестве.

Дополнительные удовольствия

Чуть в стороне от слушателей был организован «уголок экстрима», где все, кто хотел, могли попрыгать на джамперах, на батуте, самые отчаянные — ринуться вниз с вершины дерева. Вокруг слушательской площадки — палатки с напитками и шашлыками. У информационного столика всего за 30 гривен можно было записаться на автобусную экскурсию по Чернигову. На тот момент, когда я подошла полюбопытствовать, еще ни одного желающего не оказалось, но, возможно, позже они нашлись —  по крайней мере, многие расспрашивали, что у нас можно посмотреть, «открыты ли пещеры» и как проехать на Вал.

Ну и, собственно, о музыке

Если бы кого-то интересовало мое мнение, я бы ответила цитатой из хорошего фильма: «Ай донт лайк рок-н-ролл мьюзик. Ай лайк найс, софт мьюзик. Полка!» Но фестиваль был рассчитан на другую публику, и публика эта была довольна сверх меры — а уж выступления хедлайнеров, конечно, привели в восторг всех без исключения.
Довольны были и музыканты. В почти полной темноте, когда уже окончились все выступления и зрители разошлись, в тусовке за сценой бродил (явно не избежавший знакомства с местным пивом) француз и каждому пытался излить душу. «У нас арендована машина… Нам придется уехать! Но как здесь классно! Спасибо вам!» Ему было очень хорошо. Как в общем-то и нам всем :)

Справка

19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», утвердивший бело-красно-белый флаг. 10 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета был принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь».
В 1995 году по результатам проведенного по инициативе Александра Лукашенко референдума бело-красно-белый флаг был лишен статуса государственного символа и вместе с гербом «Погоня» попал под негласный запрет. 16 мая 1995 года управляющий делами Президента Республики Беларусь Иван Титенков снял с крыши Дома правительства бело-красно-белый флаг. С этого времени флаг используется оппозиционными силами как один из символов борьбы против Президента Беларуси А. Лукашенко.

Вера Едемская, еженедельник "Взгляд" №35 (116)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, фестиваль, Олег Скрипка, «Be Free»

Додати в: