Черниговские армяне шьют обувь, мелют муку и развлекают в клубе «777»
Вы писали, что в Чернигове на Масанах есть армянская мельница. Что это значит? А чем еще занимаются армяне?» — такие звонки были в редакцию.

53-летний лидер Черниговской армянской общины Самвел Мовсесян рассказал, что в Чернигове проживает полторы тысячи армян, а в области — до трех тысяч.
Сам Самвел Генрихович в Чернигове с 1993 года. Приехал на свадьбу к другу, который женился на местной девушке да так и остался.
Заработки — бизнес
— Большинство армян занимаются бизнесом: пекарни, строительство, две мельницы, дорожно-строительные фирмы, маленькие обувные цеха. Обувное дело в Армении славилось еще при Союзе. Штампуют «Италию». Армянских точек на рынках в Чернигове максимум две-три. Это те армяне, которые пытаются как-то выжить и ничем другим заняться не могут. В основном же задействованы в производстве. Ресторан «Армения» — семейный бизнес армян. Лично я и шитьем занимался, и литьем пластмассы, в 1995 году организовал типографию «Левон», жива до сих пор. И клуб «777». Меня три года упрашивали, чтобы я забрал себе этот клуб. Можно сказать, взяли «на слабо». Два года работал себе в минус, на третий вышел на самоокупаемость.
Мы не боимся начать какое-то дело. Я занимался полиграфией в Армении. Жил в Ереване. Не побоялся заняться и здесь.
Сложность ведения бизнеса иногда в том, что украинцы бывают безответственны. Могут пообещать и не сделать. Мы можем, не подписывая договора, выполнить обещание.
До кризиса 2008 года нефтебазы области были в руках армян. Потом все продали, — утверждает Самвел.
Чернигов - пригород Киева
— Мы любим большие города. Когда я переехал в Украину, большую часть времени проводил в Киеве. Теперь хочется спокойствия и тишины. Дом себе в Красном Черниговского района строю. У Чернигова плюс — он пригород Киева. Я за день по два раза могу съездить в столицу.
О войне — это знакомо
— Мы не понаслышке знаем, что это такое. Поэтому поддерживаем украинских военных, помогаем АТОшникам. Обидно только, когда керосин военным отвозишь, а его через час на трассе продают. На Майдане первым погиб армянин Сергей Нигоян. Это наше отношение к тому, что происходит. Несколько ребят из Черниговщины получили повестки, а некоторые пошли добровольцами.
Донецкие армяне приезжали в Чернигов. Но погостили у родственников или знакомых и уехали дальше.
Язык — уважение
— Я свободно говорю на украинском языке, только не с кем. Не хочется быть балбесом. У меня был бизнес в Ивано-Франковске, Тернополе. Приезжал туда — говорил на украинском. Партнеры шутили: «Успокойся, Самвел, мы и так знаем, что ты не москаль». Знание языка — это уважение к стране. Когда я ехал в Германию, три месяца ходил на курсы немецкого.
Хачи — от неграмотности
— Украинцы — это хохлы, русские — кацапы. А армяне?
— Черные. Хачи. Притом и мы, и азербайджанцы, и прочие национальности. Это идет от неграмотности. Нужно различать, кто перед тобой. Хотя бы для своей безопасности. Чего от него ждать: нож в спину или накрытый стол.
Негатив — понаехали
— У некоторых людей присутствует. Возмущаются, мол, понаехали, занимаются бизнесом, а наши не у дел. Ну, кто не дает заниматься бизнесом черниговцам?
Чернигов, как город отставных военных, многонациональный. И толерантный.
Виктория Товстоног, «Весть» №33 (709) от 18 августа 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




