• Брухт ДальнобойСервис


Сделай сам!

21 Декабря 2013 09:24   Просмотров: 3580
Метки: ссср, музыкальные инструменты
Нравится Рейтинг поста: + 7


Доброго здоровья!
 
Во времена не столь отдалённые, в условиях всеобщего дефицита, многие вещи приходилось мастерить самому. Хорошо, если это какая-нибудь безделушка вроде крючка для полотенец. А если музыкальный инструмент, да ещё и электронный? Немного предыстории.

   Советскому музыканту (что бы считаться таковым), в-первую очередь, необходимо было добыть себе инструмент. Именно "добыть", а не купить. Потому что даже при наличии денег, торговые полки в магазинах были пусты, а продавщицы только разводили руками. Конечно, кое-что в наличии имелось. Например пионерские горны с пластмассовыми мундштуками и барабаны, из той же организации. Черниговская фабрика поставляла пианино "Украина", акустические гитары, бандуры. Изредка можно было увидеть скрипку, трубу, сопилку, баян. Это было хорошо (за исключением качества продукции), но с "винила" доносились совершенно другие звуки, которые изобразить с помощью вышеописанного, не представлялось никакой возможности. Нужны были электрогитары, синтезаторы, ударные установки, толковые микрофоны, ревербераторы и проч.

На удивление, самая плановая промышленность в мире это производило. Рижский комплект барабанов, электроорганы "Перле", "Юность","Электроника". Ситезатор "Поливокс","Аэлита", гитара "Урал", колонки "Родина"... и ещё достаточно много наименований различных поделок, которые можно было охарактеризовать одним словом - БАРАХЛО.

Скорее всего они выпускались из отходов военной промышленности, по остаточному принципу - "я его слепила из того, что было". Печально пылились они на витринах, вызывая скорее чувство жалости, чем желание играть. Покупали ? Да. Само государство и покупало, наполняя этими "калеками" многочисленные школы, ПТУ и Дома культуры. В общем, для человека более-менее серьёзно играющего, ничего больше не оставалось, как изыскивать вожделенный инструмент всеми правдами и неправдами.

Вариантов было немного. Тем, у кого в родне присутсвовали особы приближённые к "императору" (работники обкомов, райкомов, зав.маги и зав.склады) могли расчитывать "урвать" настоящий муз. инструмент напрямую, с базы. За наличный расчёт и только от социалистических производителей (ЧССР, ГДР). Это уже было нечто похожее на правду. Органы и пиано "Wermona", барабаны "Амати", гитарёхи "Елана" - долгое время присутствовали в различных группах того времени. Тем гражданам, которым нечем было гордиться в плане партийной "родословной" приходилось компенсировать этот недостаток денежной суммой, в качестве благодарности. Оттого, все директора промышленных баз, были толстые и румяные ))

Особым шиком считалось обладание фирменным зарубежным инструментом. Всё что производилось в кап.странах, не шло ни в какое сравнение с местным ширпотребом. Легендарные синты "Yamaha DX7", "Korg Poly800". Гитары "Gibson" и "Fender", установки "Ludvig" и "Pearl"... сотни, тысячи моделей самого современного музыкального оборудования, на которое мы могли только смотреть и облизываться из-за своей "железной занавески". Выход был один - копить деньги. Зарабатывать и копить. Мечта стоила дорого. Как хорошая машина или квартира, иногда многокомнатная. Требовалось время, а хотелось сразу. Да и для того, чтобы работать в приличной "точке", необходимо было соответствовать аппаратурой.

Никто не заставлял слесаря покупать себе токарный станок, лётчика - самолёт или официанта - приносить из дома тарелки. А музыканты были должны. Все "коробочки" стоявшие на сцене, приобретались из личного бюджета. При таком подходе, совершенно естественно развилось то, что можно назвать кустарным промыслом. Различные "кулибины" умудрялись "на коленке" мастерить колонки, усилки и другие "примочки". Находили схемы, адаптировали их к советским комплектующим и клепали-клепали-клепали. Низкий поклон им и вечная уважуха во веки-веков! Пришлось и мне однажды побывать в такой роли. История забавная, решил рассказать. Итак...
*****

   Начало 90-х. Ялта. Уже как бы и не СССР, но всё на своих местах. Пацаны решили убить всех наповал на танцплощадке и заработать денег. Собрали групешник и скинулись тысяч по 10 советских денег, в общий "котёл". На эту сумму они купили 3 "клавиши" и одну "коробочку". Хорошо помню... Два Роланда Д20-х, модуль Протеус-1 (полагалось говорить с придыханием) и тогдашнее чудо из страны "жёлтого дьявола" - синтезаторную рабочую станция "Ensoniq SQ1" . 28000 "деревянных" и она твоя, всего делов-то ))) Обычная зарплата тогда была рублей 200-ти в месяц. Где покупали ? У фарцовщиков-перекупщиков, которые в свою очередь трясли иностранных студентов именем Патриса Лумумбы, шоб он был здоров.

Иногда в африканском селе был магазин, который продавал только "Ямахи", а с соседним посёлком (где можно было купить необходимый "Роланд") был отрыт "топор войны". Приходилось ждать. И ждали. Будущий чернокожий "сеятель коммунизма" получал чемодан с деньгами, а музыканты свою "клавишу", которую тут же заматывали в целофан, чтобы не дай Бог царапнулась или чего похуже. Чек не выдавался, а гарантия не полагалась. Какая ещё гарантия - бери и беги, пока не отобрали.

Купленный "Энсоник" проработал месяц. И сдох. Правда не совсем... Инструмент всё-таки работал минут 30-ть, а затем самопроизвольно перезагружался, приходя в девственно чистое, заводское состояние. Трагедия. Сделали, что смогли - пригласили переводчицу и позвонили в Америку на фирму производителя. Там порекомендовали обратиться в ближайший СЦ, в Англии. Пришлось объяснять, что такая поездка равносильна путешествию в другую галактику. На том конце провода задумчиво помолчали, уточнили адрес и пообещали рассмотреть данный вопрос.

Прошло пол-года... Всё. Надежда умерла последней, как и полагалось, а иностранный "кирпич" занял своё место у стены музыкальной комнаты, в качестве декорации. На этом история могла бы и закончиться, но чудо всё-таки произошло.

Музыканты были не местные и иногда заходили на ялтинский главпочтамт, чтобы проверить наличие корреспонденции "до востребования" и однажды... В общем, им прислали материнскую плату этого инструмента с инструкцией для её установки.

Бесплатно.

Старую "мамку" вынули, новую поставили - всё заработало. Сказать, что все обрадовались - не сказать ничего. Хорошо то, что хорошо кончается. После ремонта осталась никому уже не нужная запчасть и тут "нарисовался" я.

- Чуваки, продайте...
- Нафиг тебе ?
- А вдруг починю
- ))))
- Вам какая разница, я деньги заплачу
- Сколько ?

За бесплатно не отдали, но и сумма была в пределах разумного. Им нужен был цветной VGA монитор, я его купил и с ними обменялся, с условием, что плата запустится самостоятельно. Пригласил знакомого радиоинженера, раскрутили "клавишу". Внутри было четыре детали. Сетевой трансформатор, материнская плата, плата с дисплеем и клавиатура. Всё это надо было "прозвонить", чтобы в дальнейшем попытаться воспроизвести кустарно. С трансом проблем не возникло, а вот с клавиатурой... Её шлейф уходил под дисплейную плату, которую надо было снять. А она не снималась. Всё, что можно было открутить - было откручено. Результат - ноль. Не идёт. Начали потихоньку раскачивать. Страшно, до ужаса, особенно вспоминая цену. Всю ночь, трое мужиков тянули злополучную запчасть из недр инструмента, попеременно бегая на кухню за элексиром храбрости. И только под утро, не шучу, она поддалась. Причиной была капелька клея на одном конце платы, добавленная призводителем для надёжности и всё.

Клавиатура на поверку оказалась банальной диодной "матрицей" 8х8, а из трансформатора выходили два переменных напряжения 11 и 22 вольта. Странные цифры, но не более того. Можно было забирать материнку, только она к тому времени перекочевала в Москву. Там на неё делали блок питания и она дожидалась своего часа у кого-то на квартире.

Выезжал из Чернигова, думал на один день - ни вещей не взял, ни паспорта. Приезжаю. Надо проверять товар и ехать назад. А как ? Блок питания сделан, лампочка горит. На торце платы стоит разъём миди-интерфейса. То-есть туда можно подключить вообще любую клавишу и управлять "энсоником". Сделали. Подключили усилитель с колонками. Включаем - не играет. Лампочка на "самопальном" блоке питания горит. Звука нет.

- Я покупать такое не буду
- Должно работать!
- Так не работает же! А за горящую лампочку - слишком большая цена.
- Надо её воткнуть назад в родной инструмент и посмотреть
- Так он же в Ялте ?
- Ну так поедем, дорогу оплатим сами, не переживай
- У меня же ни вещей, ни паспорта, ни денег
- Без проблем!
- Надо хоть жене перезвонить, предупредить, я же на один день только...
- Валяй! Заодно скажи, что мы ещё в Ленинград по дороге заскочим ненадолго. Э-ээээ, ты чего побледнел? Да не жохай, всё пучком будет )))

И оно было. Жизнь без денег, посадка в самолёт без паспорта и многое-многое другое, которое может случиться в подобной ситуации. Главное - было выяснено то, что плата оказалась рабочая. А вот БП, московские "умельцы" сделали абсолютно неправильно и вместо двух переменных, забабахали постоянный ток. Хорошо ещё, что дым не пошёл. Приехал домой из Крыма, отдохнувший и с покупкой. Жена простила )))

А дальше начиналось самое интересное. Надо же было как-то конструировать эту систему и я поступил так...

(продолжение следует)
Добавить в:
 
 


Центр Комплект