Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Богдан Гуляй: «Успех – это когда ты понял, кто ты и зачем»

Радио
Радио

Богдан Гуляй: «Успех – это когда ты понял, кто ты и зачем»

- Я не умею о себе рассказывать. Я умею смеяться над собой.
«Да пиши что хочешь! Обо мне уже столько всего говорят, что значения не имеет!» - улыбается Богдан. А говорят, что он - и контркультурщик, и нахал, и маньяк, и снимает девушек обнаженными, «...а потом делает с ними всё что хочет».

Что снимает мрачные клипы и устраивает провокативные выставки. Богдан Гуляй всматривается в мир вокруг и фиксирует его в черно-белых снимках и выразительных стихотворных строчках. Участвует в квартирниках и арт-проектах.

Живет, дружит, любит, чувствует. Ведет блог на сайте gorod.cn.ua - «Фото и слова». Недавно из этого сложилась книга - «Иллюстрированные стихи о любви и о войне». Начнем разговор с нее, а там посмотрим.

Сущий я

- Это самиздат, конечно. Сам смакетировал, сам вычитывал - раз сто! - сам издаю. Хотелось, чтобы то, что я делаю, получило какой-то законченный вид. И попало к людям, которые понимают, о чем я говорю.

...Эта книжка - сущий я. Вообще-то я не согласен с тем, что произведение должно «показывать глубокий внутренний мир художника», но вот так выходит: что, только выбросив что-то из себя, ты можешь решить что-то внутри!

- Книга называется «Про любовь и про войну». Какие войны ты ведешь?

- Войну с собой прежде всего. Мне нужно преодолеть то, что в себе не нравится, и заместить его любовью. Это внутренняя война, понимаешь?

Художник не должен быть голодным. Но у него должна быть какая-то серьезная проблема. Неразрешимая. Если у тебя есть серьезные проблемы, тебе приходится подниматься над собой, над всем временным и неважным - и расставлять приоритеты.

Пусть учатся

- Твою выставку «Форма женщины» назвали провокативной и скандальной. Ты анализировал потом - почему?


- Да мне все равно. Какая разница? Я знаю, зачем я делаю эти фотографии. Знаю примерно свою аудиторию. А те, кто не понял, пусть займутся повышением уровня своей культуры, я готов им помочь. По сути, я и взял на себя эту миссию. И полностью сознаю, что результаты не будут масштабными. Но если после каждого проекта, после каждого события хоть пару человек поменяют свой взгляд на какие-то вещи — это будет круто!

- Я так поняла: люди «обиделись» на то, что женщина на твоих снимках показана «некрасивой»...


- Ну как - некрасивой? Это их плохой вкус! Пусть смотрят хорошие фотоальбомы, учатся, сравнивают.

- Расскажи, как твои снимки порвали посетители выставки на Черниговфотофесте.

- Не порвали - сорвали со стены, но три снимка действительно повредили при этом. Но потом эту ситуацию разрулили, люди извинились и материальный ущерб компенсировали.

- Где ты находишь моделей для своих фото?

- Знакомлюсь. Вообще моделей в Чернигове найти трудно. Большинство настолько зажато. И даже если человек сам по себе нормальный, смелый и открытый, и прекрасно понимает, что такое художественная фотография, а что - б.ство, общество будет на него давить. И неизвестно, что возьмет верх.

- Интересно. Значит, дефиле в нижнем белье на светских событиях - это нормально, а ню-фотография - за рамками?

- Это общественный штамп. Я не анализирую, но думаю, что нужно глубоко что-то менять в культуре вообще. В Украине нет подлинной аристократии и элиты - их уничтожили, выжили, расстреляли. И сегодня вместо элиты - быдло. Которое организовывает свои быдло-тусовки, потому и светские события настолько низкопробны. И отличаются они от тусовок пацанчиков в местном клубе только количеством вложенных денег. «Элита» может заказать моделей в трусах, пацанчики - телочек. Я смеюсь, но.

- Ты написал: «Я думаю, в мені багато від жінки». Правда? Как смотрит на мир твоя женская составляющая?

- Она сентиментальна. Вообще женщины круче мужиков, и кто это будет отрицать, тот просто слепой. Как можно не понимать, что женщина - на голову выше мужика? На две - вряд ли, но на одну точно! Так что это хорошо, что во мне многое от женщины. Хотя - подход к фотографии ню у меня абсолютно мужской. Как фотограф я все-таки мужчина.

Магия черного и белого

- Почему среди твоих работ почти нет цветных?

- Есть, но очень мало. Цвет, с одной стороны, сложнее - потому что нужно согласовывать тональности, с другой стороны, с ним проще - потому что ты можешь цветом расставлять какие-то акценты. И один и тот же кадр в цвете и в ч/б будет выглядеть совсем иначе. Это разные вещи совсем.

...Фотография сама по себе -абсолютная фальшь. Все визуальные искусства фальшивы. Потому что. Ну, ясно почему: это кусочек действительности, и что происхо-
дит за ним, никому не понятно. Но черно-белая фотография интересна тем, что можно какими-то средствами (тем же зерном, например, способом обработки) что-то показывать дополнительное. Черно-белые снимки лаконичнее - и мне это нравится, и в них очень важен свет - что мне нравится не меньше.

- Ностальгия какая-то за этим отсутствием цвета прячется? И за тем, что ты снимаешь на пленку?

- Нет, нет! Не в ностальгиии дело. Лично для меня тут важен элемент.. Да, магии, пожалуй. Цифровое изображение этой ма-гичности абсолютно лишено, это тупая и неинтересная физика. В цифровой фотографии интересен только сам процесс нажатия на затвор, всё, что после этого, можно отдавать «ассистентам». А с пленкой, тем более черно-белой, так не поступишь, там интересно всё. Проявка, печать. Эти чувства, может, кому-то и надоедают, но когда ты в темной комнате ждешь проявки, машешь руками, чтобы что-то вышло, вглядываешься в ванночку, где на листах проявляется изображение... Это кайф тако-о-ой!

Это же метафизика! Можно приводить какие-то технические параметры, аргументы... Но на самом деле всё просто: пленка живая, цифра - мертвая. Да, цифра - это оперативность, скорость, возможность сразу получить результат и сделать с этим результатом в пять раз больше, чем с негативом. О'кей.



Обложка книги Богдана Гуляя

Юные интеллигенты

- В 97-м году я приехал сюда учиться из Бахмача. Семья? Провинциальная интеллигенция. Родители познакомились в Киеве, в институте. А с 86-го мы поселились в Бахмаче. «Сектор Газа» знаешь? Вот всё то, о чем Юра Хой поет, там и было - очень жизненно. Мне кажется, этот человек читал жизнь как книжку и говорил то, что есть. В таком месте я и жил. Девяностые годы, конец СССР. Занимаешься какими-то дебильными вещами, вроде поездок с картошкой на базар, тогда только с этого и можно было жить - все равно зарплату никому не давали. Слава Богу, что были эти сотки - никто ни секунды не голодал... Только надо было пахать, как сволочь, чтобы все это вырастить!

- А фото? Фото где? Явно не хватает сентиментальной истории о том, как «в семилетнем возрасте ты получил в подарок свой первый фотоаппарат - и мир вокруг изменился»...

- Есть такая история. Фотоаппарат «Вилия» мне подарили в 12 лет. Советское убожество, еще хуже, чем «Зенит».

- Ну вот, взял и обидел всех владельцев «Зенитов». Он же считался хорошим аппаратом.

- Да я не против, можно любить и «Зенит». Любить можно что угодно, любят ведь автомобилисты свои «копейки». Любят страшных некрасивых баб. Почему бы «Зенит» не любить?

Так вот, мне подарили «Вилию», и для меня действительно все переменилось! Как раз начался развал СССР, у людей еще какие-то деньги на руках оставались, а в сельских магазинах всё стоило какие-то копейки.

Так вот мы с двоюродным братом скупили все фотоматериалы, которые были в наличии! Помню, как мы приволокли домой огромные стопки фотобумаги и горы пленок. Я столько всего благодаря этому потом напечатал!

Вообще мы там были два таких «юных интеллигента»: книжки покупали. В сельскую библиотеку ходили. Замечательные были мальчики.

- Фотокружок посещали?

- Нет, кружка на тот момент уже не было, всё развалилось. Но книжки типа «Занимательной фотографии» мне удавалось доставать. Правда, в советских книжках очень много говорилось о технике - и ничего о «голове». Там были прекрасные советы о том, к примеру, как самому выточить особые линзы - но именно творческие аспекты практически не рассматривались.

- Окончив школу, ты переехал в Чернигов. И..?


- И стал студентом Института экономики и управления. Я вообще-то бухгалтер по образованию, это всех страшно веселит. Поступил на платное, но была такая фишка, что если ты учишься на одни пятерки, то переводят на бесплатное. И мне четыре года пришлось учиться на «отлично», чтобы не платить за учебу! Представляешь?

Доучился, даже попробовал бухгалтером на двух работах поработать. Беда!

- А теперь?

- А теперь работаю принципиально сам на себя. Это ужасно, когда ты себе не принадлежишь!



Деньги — это свобода? Неправда!

- В современном мире желание поделиться радостью постоянно уступает место желанию заработать бабло. В том числе и в искусстве. Потреблядство съедает даже самых красивых и разумных, и никуда им от этого не деться! Сейчас вообще не так важно создать какой-то объект искусства, как написать под него концепцию. Получить под это грант. И многие тратят на это себя.

И все же по-настоящему талантливые люди все-таки занимаются творчеством не ради продаж, а потому что это их на самом деле волнует.
- Давай поговорим о свободе. И о панках: все-таки твоя книга — это сорок страниц «панк-лирики».

- Панк - это свободный человек. Для которого нет никаких социальных условностей! И в этом смысле я - панк. Когда человек говорит: «Я зарабатываю бабло», можно спросить: «А что такое бабло?» Типичный ответ:
«Деньги - это свобода». Да неправда!

Я могу напечатать свое голое фото высотой 10 метров, заказать — и вот там вот, на билборде, вывесить. И ни во мне, ни в моем мире ничего не изменится — какой-то скандал произойдет, может быть, — но я буду жить, как и раньше. Может ли так поступить человек, зависимый от своей должности, денег, еще чего-то? Конечно нет.

Я свободный человек. Я могу сказать, что я неправильно живу, что у меня куча внутренних проблем, что я - глубоко депрессивен и вообще. Но я - свободный человек, и хотя бы этому я рад!

- Почему ты здесь, а не в Киеве?

- Не знаю. Я ведь сюда приехал. Все едут в Киев? О'кей. А кто тут останется? Тут жить и что-то делать намного интереснее: потому что ты реально видишь, как что-то меняется. А в Киеве задача одна: косить бабло.

- И тебе удалось что-то изменить в Чернигове?

- Ну, как минимум появилось много людей, которым интересно то, что я делаю. Их уже несколько десятков. А вообще, даже если один человек изменится - это классно!

- Если не попадание в Союз фотохудожников, и не победы в конкурсах, и не деньги, и не персональные выставки, то что тогда такое - успех?

- Успеха нет, не надо на этом зацикливаться. Успех - когда ты понял, кто ты, что, зачем ты. Меня всегда интересует выход на глобальное. Я хочу понять, что такое любовь, что такое человек, разум. Понять, зачем я живу - я этого не знаю.

Главное - я понял: единственное, что действует и движет, - это любовь! Вот пока и весь итог.

Стара любов не ржавіє –
вона укривається паростками.
Діти бавляться нею
у очеретових заростях.

Хазяїн встилає нею у хаті долівку нову.
Любов виблискує.
Жінка поїть нею корову.

Стара любов - наче рана.
Вона сукровить передмістями.
Любов шкіриться.
Вітер вкрива її палим листям.

А ввечері (місто стомлене)
Вона стає кави чашкою.
Ти вдихаєш. Любов вдоволена.
Неприкаяній, було їй важко.

І любов вибирає залишитись,
і вгризається в тебе, лютая.
Нахабна, у кріслі твоїм сидить,
І по килимуходить взутая.

Її спіткаєш, вмиваючись,
Вона увікнімаршруточнім.
Глумиться. Любов вдоволена.
Її ранець забитий трупами.

І вона усміхається радісно
І Жбурляє тебе, курва збочена.
Очі котяться, губи скривлені.
Вітер грається, кровоточивии.


ДОСЬЕ

Богдан Гуляй родился 2 января 1980 года в Киеве. Детство и школьные годы провел в Бахмаче, затем переехал в Чернигов. Образование высшее: окончил Черниговский региональный институт экономики и управления, по специальности - бухгалтер.

Семейное положение: не женат. Хобби и увлечения: фотография, музыка, поэзия, всё, что лежит в плоскости искусства. И - баня раз в неделю.

Все остальное — в ЖЖ: http:// boukgday.livejournal.com

Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №3 (532)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», Богдан Гуляй, фотограф

Добавить в:
 
 


Центр Комплект