Штрафы ГАИ и гопстопы черниговцы отрабатывают в Горсаду
Рано утром в Горсаду Чернигова было тихо. Тут и там торговцы готовились к рабочему дню, первые любители купания направлялись к Десне, а на тротуарах и дорожках неторопливо подметали мусор молодые люди. Именно ради них я и зашел в тот день в Горсад. Это были не просто дворники, выполняющие обычную для себя работу. С метлами в руках на боевой пост выходят черниговские «штрафники», которым суд назначил общественные работы, как меру наказания за содеянные правонарушения.
Первым, с кем мне удалось побеседовать, оказался молодой человек, назвавший себя Женей (как я позже выяснил, «Женя» свое имя выдумал – но пускай будет так). Он сначала без энтузиазма согласился на разговор, но потом более-менее разговорился, и выяснилось, что парень он общительный.
На мой вопрос, за какие грехи он оказался на общественных работах, Женя коротко ответил: «Гопстоп».
Потом он объяснил, что позволил себе («по пьяни дело было…») украсть телефон и кошелек.
Суд назначил ему штраф в сумме 500 грн., а в довесок к этому – еще и 80 часов общественных работ, которые ему лично не по душе, и по его словам он лучше заплатил бы штраф.
Но не тут-то было, суд решил по-иному, и ничего не поделаешь. «Хотя, ничего напряжного», – говорит Женя. Однако четыре часа в день, с шести до десяти, рабочей зарядки ему оказалось достаточно, чтобы ответить отрицательно на мой вопрос, не повторится ли «гопстоп» снова.
Еще Женя мне помог найти человека, который контролирует качество выполняемых работ. Им оказался заместитель директора Центрального парка культуры и отдыха Владимир Яковлевич Лившиц.
К моему счастью, он как раз разговаривал со старшим инспектором Черниговского городского отдела криминально-исполнительной инспекции Ириной Вениаминовной Акуленко. О применении общественных работ к нарушителям правопорядка в качестве их наказания я у них и расспросил.
Ирина Акуленко рассказала, что инспекция исполняет приговоры судов в отношении лиц, которые осуждены без лишения свободы. Из суда в отдел официально приходят материалы – либо приговор, либо постановление. Инспекторы принимают документы к исполнению, вызывают человека к себе, заводят на него дело, а потом определяют на разные объекты, где нарушители затем отбывают общественные работы.
Помимо этого, начиная с января 2009 года, отдел криминально-исполнительной инспекции исполняет постановления судов о привлечении к ответственности лиц, которые были пойманы при управлении транспортными средствами в нетрезвом состоянии.
Так, недавно инспекция за один день получила 13 постановлений о подобных нарушениях.
В этом году уже триста человек прошли через отдел. За такие правонарушения есть разные штрафы: это общественные роботы, и арест, штраф, или же лишение прав управления транспортным средством. «Лучше метлой помахать, – говорит Ирина Акуленко, – чем платить от 2,5 до 3,5 тыс. грн. штрафа за вождение в нетрезвом состоянии».
Также следует упомянуть, что есть общественный работы в уголовном порядке, и административном порядке.
Общественные работы в уголовном порядке присуждают в том случае, если человек совершил уголовно-наказуемое преступление (кража, мошенничество и т.д.). Таким нарушителям дают от 60 до 240 часов работ.
Что касается административного порядка, эти цифры иные – от 30 до 60 часов.
Бывают и случаи, как с нашим Женей, что суд присуждает нарушителю и штраф, и общественные работы.
Если же человек хочет заплатить именно штраф, а работать не намерен, все равно эти решения принимает только суд. Он может удовлетворить эту просьбу, либо же заставить заняться облагораживающим делом, то есть поработать физически.
А бывает и такое, когда людям в качестве меры наказания присуждают только штраф. Если они отказываются его оплачивать, то служба государственных исполнителей может обратиться в суд, чтобы штраф заменили общественными работами.
Почему человек не хочет работать, понятно. Кто-то стесняется, кому-то стыдно показаться в своем районе с метлой, да еще если тебя подгоняют и ругают за некачественную работу. Такое было с одним армянином, о чем мне поведал Владимир Лившиц. Сначала он говорил, что не намерен работать, потому как он горец, и не к лицу мужчине выполнять чисто женскую работу.
Потом пытался увильнуть от работ, предложив нанять человека, который исполнял бы положенные на него обязательства по уборке территории. Естественно, получил отказ, и ему таки пришлось взять инструменты в руки и поработать. Сегодня у ответственных за него людей к нему вопросов нет.
Кстати, если уже мы вспомнили о Владимире Яковлевиче, то скажу, что под его началом чуть ли не самое лучшее место для отбывания общественных работ. В Горсаду свежий воздух, птички поют – природа. Однако Горсад – не единственное место для отбывания наказания. Горсовет определил 13 объектов, на территории которых ведутся общественные работы, это: Горсад, ЖЭКи – объединение ЖЭКов КП «Деснянськое» и КП «Новозаводское», Троллейбусное управление, КП "Спецкомбинат коммунально-бытового обслуживания", ОАО "Черниговское Химволокно", КП «Зеленстрой», а также Коммунтранс (КП «АТП 2528»).
Сначала на этих 13 объектах никто не хотел, чтобы к ним присылали штрафников – зачем эти проблемы с бумагами, с самими нарушителями, необходимостью их контролировать, т.д. Сейчас же все наладилось, и штрафники даже помогают сэкономить предприятиям на уборке территорий.
Так, Владимир Лившиц рассказал, что в их парке 1 час работы дворника стоит 5,75 грн. Если подсчитать, сколько в деньгах Горсад сэкономил, сумма получится немалая. В прошлом месяце в Горсаду работали 6 осужденных, всем им вместе было назначено судом 360 часов работ, хотя фактически отработали 240 часов – за месяц не успели, потому что в день штрафник может работать не более четырех часов. Так вот, за май ориентировочная стоимость исполненных нарушителями работ составила 1380 грн., в апреле – 2334 грн., 2633 грн. в феврале – тогда было много людей.
Качество исполненных работ контролируют люди, которые работают в указанных коммунальных предприятиях. В Горсаду – это Владимир Лившиц. В ЖЭКах работу штрафников контролируют мастера. А вообще, их прикрепляют к дворникам, и те занимаются нарушителями.
И чем лучше работает штрафник, тем меньше работы остается дворнику. То есть ему выгодно следить за тем, как штрафник выполняет положенное на него задание, - продолжает Владимир Яковлевич.
Если у человека есть постоянная работа, которой общественные могут помешать, в таком случае лучше договорится с ответственным человеком, чтобы составить удобный график, дабы штрафник успел сделать свою работу.
«А еще, – говорит Ирина Акуленко, – у нас бывают такие ситуации, когда человек не хочет работать. Вот допустим, мы его вызвали, ознакомили с порядком отбытия этого взыскания, направили на объект, они пришли, а потом перестали выходить. Ну не хочет человек отрабатывать и все тут!
В этом случае мы направляем это дело в суд для принятия решения по существу. А принятие решения по существу – это арест. 5 часов работ равняются одному дню ареста. То есть, если человеку дали 40 часов общественных работ, и он их не отработал, значит, он на восемь суток помещается в изолятор временного содержания. И у нас таких дел за прошлый год где-то около сорока. Один случай был, когда гражданин сразу сказал, что работать не хочет, и просил работы заменить арестом».
Сам лично имел возможность убедиться в истинности ее слов. Был свидетелем инцидента, когда начальство «воспитывало» одного незадачливого штрафника, который не хотел работать, но и сидеть не хотел – отсюда и стратегия его халтурной работы. Не знаю, какое решение приняло бы начальство, но того парня «спас» сотрудник милиции, забравший штрафника в отдел для выяснения каких-то обстоятельств.
После разговора с Ириной Акуленко и Владимиром Лывшицем решил поговорить еще с одним нарушителем. Но, честно говоря, разговор с молодым человеком не получился. Зарядившись подробной информацией о механизмах присуждения и отбывания общественных работ, и послушав несколько ответов одного штрафника, сразу понял, что выслушиваю откровенную неправду. Далее вести беседу не было смысла, и я, пожелав парню удачи, ушел.
Говорят, за границей общественные работы очень популярны, их отбывали Наоми Кэмпбелл, Мел Гибсон, Вайнона Райдер, Джорж Майкл, Пэрис Хилтон... В нашей же стране применение общественных работ так же становится все более распространенным.

Владимир Лившиц

Ирина Акуленко

Помещение администрации Горсада



Виталий Слипко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Виталий Слипко, Горсад, штрафы, общественные работы




