«Жениться надо, когда ты молод»

Согласно народному поверью, быть шафером (на украинском - «боярином») на свадьбе можно только дважды, если больше - можешь остаться бобылем.



А Дмитрий Прядко из Осьмаков Менского района был 14 раз. Смеётся: ходил как на работу. Не отказывать же парням, с которыми вместе росли. А те постоянно приглашали, потому что когда свадьбой командовал Митя, она превращалась в народное гулянье: возле хаты молодожёнов собиралось почти всё село и веселилось вместе с гостями.

— Так я переженил ровесников, потом — младших. А сам всё никак, — говорит Дмитрий Иосифович.

— Выходит, поверье всё же правдивое?

— Я так скажу: жениться надо, когда ты молод и глуп, потому что потом можешь и не захотеть.

Рано жениться ему помешала бедность. Отец погиб на фронте. Поэтому вместо школы («два класса окончил до войны, два — при немцах») подростком пошёл в колхоз — погонщиком волов. Помогал матери зарабатывать на хлеб.

— Лишь на него и хватало. В солдаты шёл в полотняных штанах.

Благодаря армии, по словам Дмитрия Иосифовича, он увидел мир. Служить выпало в железнодорожных войсках. Сначала — на защите объектов путей сообщения Китайской Чанчуньской железной дороги (соединяла Читу и Владивосток с Порт-Артуром. После того как она (в конце 1952 года) была безвозмездно передана Китаю — на строительстве железных дорог Кольского полуострова. Здесь впервые увидел сразу два моря — Белое и Баренцево, северное сияние. Потом служил в Монголии. Там выучился на шофёра.

Словом, после армии был первым парнем на деревне: видел такое, о чём многие в Осьмаках — ни сном ни духом. К тому же симпатяга, музыкант, певец, танцор, да ещё и за рулём легковушки (был водителем председателя колхоза). Девушки едва не дрались за Митю, а он ... женил приятелей.

Не скрывает: на мальчишниках, на которых женихи прощаются со свободой, ловил себя на том, что самому абсолютно не хочется её терять.

— Наверное, перегулял своё время, — разводит руками.

Говорит: мог бы остаться старым холостяком, если бы не Надя. Когда шёл служить, она была ещё девчонкой (на 7 лет младше). А вернулся — не сразу и узнал: красавицей стала. Начал провожать из клуба. Не забывал и о других девушках. Надя знала — в селе иголки в стоге сена не утаишь. Но вела себя — вроде так и надо: без ревности, истерик, ультиматумов «либо я, либо она». Была снисходительной — относилась к парню, как к ребёнку: наиграется и перестанет. Сама ничего лишнего ему не позволяла.

— Может, не любили его? — спрашиваю.

— Ещё как любила. Просто с Митей иначе нельзя было.

— Вы мудрая женщина.

— Да простая крестьянка, — отмахивается.

Так прошло 2 года. И наступил момент, когда закоренелый холостяк Дмитрий Прядко сдался. Решил: сейчас или никогда. Вызвал девушку из клуба и без лишних слов:

— К твоим родителям уже сваты с рыбой пошли.

Она совсем не удивилась. Даже не спросила, почему с рыбой, а не с караваем. Только улыбнулась:

— Тогда пойдём жарить.

Поженились на Троицу — в 1961-м. Жениху было уже чуть за 30. Это сейчас — в самый раз. А на то время — не только созрел, но и перезрел.

— Женатого уже не звали быть «боярином»?

— Звали, хоть и не положено. И меня из-за него на свадьбы приглашали, — отвечает за мужа Надежда Леонтиевна. — Были такие, что постоянно пальцами тыкали: что ты сидишь — смотри, как Митя возле молодок крутится. А я говорю: ему по чину положено гостей веселить. Кого-то обнимет, с кем-то потанцует — на то и свадьба. А самому и поесть некогда.

— Выкуп невесты, угощение всех и каждого, надзор за деньгами, которые собрали за каравай, «доставка» жениха в ЗАГС и церковь — все это на «боярине». За то, чтобы никто из гостей не скучал, тоже он отвечает, — перечисляет свои бывшие обязанности Дмитрий Иосифович. Он очень благодарен жене, что понимала и не скандалила. Ведь, кроме того что часто был «боярином», всю жизнь — в художественной самодеятельности (ещё 2 года назад — в свои 83 — выступал на сцене). А это значит — смолоду пропадал вечерами на репетициях, поздно возвращался после концертов. Можно было каждый раз накручивать себя по самое некуда.

— Зачем? Если Бог дал кому-то талант, ломать такого человека нельзя. Митя же без песен — не Митя.

Я хорошо изучила своего мужа. Знала, что на подлость он не пойдёт, а на всякие мелкие грешки просто закрывала глаза.

— Какие такие грешки?

— Да был у них в Доме культуры тайник. В бюсте Ленина (он был полый внутри) всегда стояла бутылка. Выпьют понемногу — и ладно. После работы время от времени можно. Митя же не всё время председателя возил - был слесарем, наладчиком в тракторной бригаде. Главное — не напивался. Ночевал всегда дома. Был хорошим хозяином. Построил дом, баню, завёл пасеку. Отцом тоже был хорошим.

Вырастили двоих сыновей. Младший — Анатолий — живёт с семьёй в Беларуси. У него всё хорошо. Старшего — Сергея — нет уже более 10 лет.

— Жена ему попалась непутёвая. Мужа и детей променяла на бутылку. Сын сначала прощал, верил, что возьмётся за ум. Она обещала, но ничего не менялось. И в конце концов он не выдержал, — плачут родители.

Надежде Леонтиевне перевалило за 60, Дмитрию Иосифовичу — за 70, когда стали родителями для осиротевших внучек — Тани и Юли. Первой было 10, другой — 14. Кроме стресса, у девочек ещё и переходный возраст. Да и самих смерть сына подкосила, как коса траву. Держались изо всех сил. Дмитрий Иосифович зачастил в церковь. До сих пор поет в хоре певчих.

Внучек дорастили, выучили. Обе живут и работают в Чернигове. Ещё не замужем.

— Пока только нашу свадьбу праздновали. Золотую. Она выпала на 2011-й — была в один год с Митиным 80-летием. Приходил поздравлять почти весь его хор из Дома культуры. Песни были на всё село, — вспоминает Надежда Леонтиевна.

Нынешним летом была изумрудная (вместе — 55 лет). Но её не праздновали: здоровье подводит.

Дмитрий Иосифович не позволяет себе расслабляться. А жену бережёт. В этом году весь огород (у них 15 соток) один обрабатывал. Держит пасеку, «потому что Надя мёд любит».

— Ну вот — тот, кто на одной ноге вертелся возле девчат, стал верным и заботливым мужем, — говорю хозяйке.

— Давно, — улыбается она. — Я знала, что так будет. Это тихоню трудно раскусить: на вид — смирный, слова лишнего не скажет, а что у него на уме - не угадаешь. А бедовые куда более открытые и искренние. Если полюбят, лукавить не будут...



Анна Ефименко, "ГАРТ" №51 (2803) от 15 декабря 2016

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Дмитрий Прядко, с.Осьмаки, Менский район, Анна Ефименко, "ГАРТ"

Додати в: