Наши за границей

Более половины трудовых мигрантов из Украины трудоустраиваются за границей по устной договоренности с работодателем без юридического оформления трудового соглашения.



Полтора года странствовал по Италии в поисках работы 27-летний черниговец Вадим. Жаркое солнце дальней страны обогрело парня, а вот жизнь обожгла. Вот таким, "закаленным", он пришел к нам в редакцию.

Кем мне только не пришлось поработать в родном городе?! Грузил, слесарничал, сторожил, даже тестомесом пристроился в одно маленькое частное предприятие. Работы было много, а денег, как всегда, очень мало.

Когда женился, еще тяжелее стало. Полтора стольника нужно было отдавать только за квартиру. Кое-кто из друзей советовал "рвануть" за границу, там подзаработать, вернуться с деньгами, а значит и немножко утвердиться в жизни.

Решение ехать пришло совсем неожиданно. Те же друзья снабдили адресом знакомых в Неаполе, подсказали, как вырваться из Чернигова.

- Как это - "вырваться"?

- Законно уехать на заработки за рубеж - проблема из проблем. У меня не получилось. Пришлось оформляться туристом через одну из фирм, платить большие деньги. Потом - Венгрия, Австрия, Германия и - Италия.

В Неаполе разыскал знакомых своих друзей, которые дали мне адрес фермерского хозяйства, где брали на работу нелегалов. Эго все, чем они смогли мне помочь. Ферма находилась на окраине города. Распорядителем работ у италь-янца-хозяина был парень из Западной Украины. Он предложил грузить малину и капусту из теплиц. За услугу пришлось отдать "земляку" 100 ЕВРО из денег, с трудом собранных и одолженных на заработки.

- И как работалось, Вадим?

- Да не дай Бог! С 7 утра до 6 вечера, час - перерыв на обед. Перекуров там нет. Хочешь курить - кури, но только нигде не присядь, хозяин штрафанет.

Навещать мать уже не мог просто физически, да и времени свободного не было.

- А деньги платили хорошие? Жить можно было?

- Деньги-то хорошие. Но это, если по нашим меркам. Вот простая арифметика. За две недели работы хозяин платил 300 ЕВРО. Но за койко-место выкладывал 90, на питание уходило еще 100, а нужно было одеться, обуться. Прикиньте сами, что у меня оставалось.

Пришлось уйти. Устроился мыть посуду в ресторан. Через пару дней иллюзии разбогатеть немножко выветрились. Работа была адова. Тысячи тарелок, чашек, ложек, вилок. К концу рабочего дня буквально валился с ног. Но позже бармен обратил внимание на мое знание итальянского языка и предложил заменять при необходимости официанта. Честно, язык я знал на уровне дилетанта, но мог уже кое-что кумекать.

Ох, как живут эти итальянцы! Как едят! По 500-1000 ЕВРО выбрасывали за ужин среднего пошиба. От их стола перепадало и официантам в виде чаевых. Вот тогда у меня завелась лишняя копейка. Так что в один из выходных, вместе с приятелем - украинцем, и себе "вздрогнули" в одном из ресторанов. И - погорели. Нас задержал наряд полиции, доставили в участок. А что у меня за документы один заграничный паспорт, а визы на жительство не было. Я был просто нелегалом.

У нас сняли отпечатки пальцев и предложили немедленно уехать из страны. Иначе - тюрьма и - депортация. И - отпустили. Как мы поняли, нас просто пожалели. Но именно этот случай заставил меня скрываться от глаз бдительной итальянской полиции. Пришлось удариться в бега в поисках новой работы. Правдами и неправдами устроился на стройку недалеко от Неаполя. Представьте себе работу: с утра и до вечера носить кирпичи на 3-й этаж! Но и этому я был рад. Да ненадолго. Какой-то прораб -итальянец поинтересовался: есть ли у меня виза на жительство. Я тут же был уволен, получив только 100 ЕВРО рассчетных.

И снова Неаполь. На одной из улиц услышал русскую речь. Это были две девушки из Волыни. По одежде, внешнему виду нетрудно было догадаться о роде их занятий - уличные проститутки. Ко мне отнеслись с пониманием, приютили на ночь в своей старенькой квартире, обещали помочь с работой.

И помогли. Я попал в семью богатых итальянцев. Синьору Джулиано было 85, его жене - 83 года. В мои обязанности входило покупать продукты, убирать в комнатах, стирать белье и ... смотреть с ними телевизор. Старички, а особенно синьора Катрин, очень хорошо ко мне относились. Честно говоря, и я полюбил эту симпатичную пару.

Но вскоре произошло то, что не могло бы присниться и в дурном сне: синьор Джулиано приревновал меня к своей 83-летней жене. Уже по его молчаливости, недовольному виду я понял, что что-то происходит. А однажды, случайно, услышал семейный скандал: дедуля обвинял бабулю в супружеской неверности. А мне и смех, и слезы. А ну если выгонит - куда же я тогда подамся?! Все надеялся, что дедуля образумится. Но однажды синьор Джулиано заглянул в мою комнату и совсем неожиданно для меня, на ломанном русском сказал: "Вадим, ты бабник, пошел вон!"

Потом что-то кричал, показывая рукой на дверь. Через час она навсегда захлопнулась за мной.

Все, точка! Пора сматываться на Родину, в Чернигов! Не буду рассказывать о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться по пути к дому. Скажу одно: доехал, отдал жене заработанные 270 ЕВРО. Через несколько дней слег в больницу. Сейчас снова ищу работу. Но уже только в Чернигове. Чао, Италия! Лучше дома постный кулеш, чем на чужбине - жареная курица.



Записал Андрей Терещенко, "Семь дней" №44 (103) от 29 октября 2003

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Наши за границей, Италия, Андрей Терещенко, "Семь дней"

Додати в: