Война – осколком в горле
Мы с ней наведались к Пантелеймону Плюте незадолго до Пасхи. Ветеран по мере сил старается помогать родным. Еще ухаживает за кроликами, может прополоть цветы. А вот слух и память подводят. Но о той войне ему напоминает осколок, который остался в горле на всю жизнь.

Родился Пантелеймон Васильевич в соседнем селе Печи. В Хорошее Озеро его забрала дочь Анна. Все вместе разговариваем в ее доме. Пантелеймон Васильевич больше молчит. Изредка что-нибудь добавляет.
— После 6 классов он работал столяром в колхозе, — рассказывает Оксана Лазоренко. — На войну его забрали вместе с отцом, однако служили они в разных местах. Пантелеймона отправили в Житомир. Был и связистом, и пулеметчиком, и разведчиком. В бою под Тернополем получил то ранение в шею.
Фронтовая разведка, рассказывал мне Пантелеймон Васильевич, — очень опасная работа. Страшно было ходить в тыл врага. Часто из группы разведчиков (10 человек) с задания возвращались два-три. Рассказывал и о языках, которых приходилось брать, — одетых с иголочки, в кожаной обуви, выбритых, пахнущих одеколоном. У некоторых были при себе рюкзаки с консервами, печеньем, конфетами. Вспоминая это, Васильевич всегда улыбается: «Вот тогда, бывало, мы с товарищами полакомимся».
На разведчиков постоянно охотились снайперы. Однажды под прицелом оказался и Пантелеймон. Тогда жизнь ему спас... котелок, что был в вещмешке, — пуля попала именно в него.
Запомнились и встречи с маршалом Георгием Жуковым, который часто приезжал к их командиру и всегда здоровался с ними, простыми солдатами.
В 1945 году Васильевича вместе с другими разведчиками отправили эшелоном во Владивосток. Потом семь дней пароходом добирались на Сахалин, где как раз закончилась операция по освобождению его южной части от японцев. Впервые в жизни парень увидел столько рыбы (ею даже собак кормили). На острове он прослужил 3 года. Выпекал для солдат хлеб, развозил его на санках, запряженных собаками.
— Домой я вернулся только в 1948-м, — говорит ветеран. — Работал на свиноферме. Женился на Евдокии.
— Родители родили и воспитали шестерых — трех сыновей и трех дочерей, — присоединяется к разговору 65-летняя Анна Пантелеймоновна. — Двух моих братьев уже нет.
Когда в 2015-м мобилизовали ее 41-летнего сына Виталия, Пантелеймон Васильевич очень переживал. Никогда не думал, что и его внуку придется воевать. Не понимает до сих пор, ради чего эта проклятая война...
За год службы Виталий получил хорошую характеристику от командира, благодарность за службу. А вот у Пантелеймона Васильевича награды, к сожалению, не сохранились — растерялись в многочисленных переездах. Уже и не вспомнит, какие были.
До Берлина – пешком

Посетить второго фронтовика нам не удалось. Пересказ его воспоминаний Оксана Петровна начала с трагической истории отца Ивана Васильевича.
— Василия Афанасьевича забрали на фронт осенью 1941-го. В бою под Конотопом он попал в плен. Из лагеря его выкупили тамошние вдовы. Он вернулся домой. А после освобождения Борзнянщины, в 1943-м, был призван опять. Мобилизовали и Ивана. Сначала обоих направили в Комаровку (село в Борзнянском районе. — Авт.), оттуда отца — под Славутич, сына - в российский Орел. Под Славутичем Василий Афанасьевич и погиб. Уже потом очевидцы рассказывали, что на месте того боя еще долго грохотали танки — бойцов засыпали землей. Сын так и не узнал, где именно лежит отец.
Из Комаровки до Орла Иван с другими мобилизованными добирался пешком. В Брянской области он попал в запасной полк, потом в составе 35-й гвардейской минометной бригады принимал участие в операции «Багратион» (одна из наибольших стратегических наступательных операций советских войск в годы Второй мировой войны, проведенная 23 июня — 29 августа 1944-го в Беларуси. — Авт.).
...Во время боя на реке Березине, под белорусским Борисовом, Иван был ранен. После лечения его отправили уже не на передовую, а в прифронтовой учебный батальон. 6 апреля 1945 года начался штурм Кёнигсберга. Пулеметная рота, в которой он тогда воевал, окопалась в небольшом пригородном поселке. Было грязно и холодно. Иван Васильевич принес из опустевшего дома перину и, роя окоп, подослал ее себе под ноги. Вдруг начался вражеский обстрел. Он снова получил ранение - в голову. Уже думал, что на той перине и примет смерть. Но обошлось — выжил.
9 Мая Иван встретил на Эльбе, неподалеку от Берлина. Но тот день был для него с побратимами не радостным, а наоборот — трагическим. Командир роты, чтобы сообщить о победе над врагом, приказал бойцам собраться в круг. Садясь, кто-то из них случайно нажал на курок автомата и расстрелял своих. Командира арестовали, а солдатам велели идти в направлении Минска. Добрались туда уже осенью.
В Беларуси Иван Васильевич прослужил до 1950 года. Награжден медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга», «За отвагу». Ему предлагали остаться в армии, обещали офицерское звание, но он отказался. Как и до войны, пошел в колхоз. Комбайнером проработал 40 лет. С женой, Марией Константиновной, воспитал двух сыновей.
* * *
Мы благодарим Оксану Лазоренко за содействие в подготовке материала. Хотелось бы, чтобы все мы — и среднее поколение и молодежь — вспоминали о ветеранах той войны не только в День Победы, а всегда помнили о них и записывали, как Оксана Петровна, их воспоминания для внуков и правнуков.
Алина Ковалева, еженедельник «ГАРТ» №19 (2771)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Пантелеймон Плюта, война, ветеран, 9 мая, Иван Зима, «ГАРТ», Алина Ковалева




