«Моя душа всегда плачет...»

52-летнюю Наталию Дворичанскую из Сильченково Талалаевского района много лет знаю приветливой, улыбающейся. Ее глаза всегда светятся добром и искренностью. Она из тех женщин, кто пережил на себе сельские сплетни и домыслы, ведь у нее ребенок-инвалид, с мужем рассталась. Но она, красивая и привлекательная, гордо несет на своих плечах этот жизненный груз, кому трудно - всегда протянет руку, успокоит словом, а на свою судьбу плачется разве что цветам, которых у нее много - и комнатных и во дворе: они не изменят и не осудят.



Взлелеянная в мечтах доченька

Наташа, как большинство женщин, имеющих маму-подругу, мечтала о собственной дочке. Вышла замуж, в 24 родила сына Ярослава, в 26 — дочь Машу, как и мечтала. Это было 10 ноября, 26 лет назад. Роды были очень трудными. Более суток медики районной больницы боролись за ее жизнь, но радость материнства заглушала и побеждала боль. Ее девочка родилась весом Зкг 650 г, встретила жизнь криком, как и все новорожденные, имела хороший аппетит. Сначала Наташа даже не замечала, что с дочкой не все в порядке. Правда, она позже братика научилась сидеть, не могла взять игрушку. Это тревожило родителей, но местные медики утешали: не все дети быстро развиваются, мол, научится и сидеть, и играться. Но время проходило, а развитие девочки отставало. И в Чернигове, и в Сумах медики говорили, что все будет хорошо.

«Моя душа уже чувствовала, что хорошо не будет, — рассказывает Наталия,- искала всякие рецепты, чтобы научить ребенка ходить. Маше исполнилось три года, а она не ходит, не говорит. В газете «Сельский вестник» я нашла адрес одной целительницы из Обухова на Киевщине, которая вправляла сложные вывихи. Я думала, что у моей девочки мог быть вывих природах. Повезли ее туда с мужем, едва нашли. Я даже забыла, что была как раз суббота перед Троицей, потому что я ни о чем не могла думать, кроме того, как ребенка на ноги поставить. Целительница не принимает, аяв коридоре плачу и говорю (там еще люди были), мол, если она от Бога, так разве не пожалеет этого несчастного ребенка, которого я через две области перевезла? Она это услышала и позвала нас. Осмотрела Машу и говорит: «Ходить она будет. А на все остальное наберись мужества...» Больше ничего не сказала, выпихнула нас, не захотела и копейки взять. Маша действительно быстро стала на ножки, но уже было видно, что ребенок болен».

Маша ни разу не сказала «мама»

Уже обследования у столичных светил подтвердили, что девочка получила травму при родах. Как следствие — левое полушарие головного мозга, которое отвечает за речь, память, способность к письму и чтению, не действует.

«Д правое полушарие развито хорошо, — рассказывает о своей трагедии Наталия. — Мне предложили установить вину врачей, которые принимали роды, но я не смогла, не захотела. Я понимаю, что они не хотели беды, они не отходили от меня, спасали мою жизнь, а девочка тогда всем казалась здоровой. Когда Маше дали II группу инвалидности «А» (степень потери здоровья, которая приводит к полной неспособности к самообслуживанию, зависимости от других людей, необходимости постоянного присмотра, ухода или помощи. — Авт.), мне не хотелось жить, - делится горем мать, - до этого я еще на что-то надеялась. Как-то спросила у врачей, почему нас никуда не посылают, а просто продолжают группу. Они рассеяли мою наивность, мою надежду. Вот так и живем. Моя взлелеянная в мечтах доченька ни разу не назвала меня мамой. Она только плачет, когда у нее что-то болит, а с ней плачу я и прошу Бога подсказать мне, что у нее болит. Ведь за 26 лет - ни одного слова. Но я чувствую, что во мне она видит защитника, тянется ко мне. Она радуется, когда в гости приезжает старший брат из Харькова, там он выучился на юриста и работает, имеет семью. Маша помнит его, он ее так жалел. Я до сих пор не знаю, как воспринимает мир мой ребенок».

«Все и всем я простила»

17 лет Наталия работала специалистом в районе электросетей. До работы в райцентр ежедневно преодолевала 6 километров. Трудно представить, как еще и дома успевала, где строили большой дом, держали корову, несколько свиней, много птицы. Помогала мама, сын. А муж Александр в один момент заявил, что у него есть другая женщина, и выехал из села, Ярослав стал студентом. Она осталась в недостроенном-доме с сыном-подростком и больной дочкой. Переступила через нежелание жить, потому что жить было для кого. До 50 лет работала младшим воспитателем в сельском детсаду. И только недавно вышла на Ренсию по уходу за инвалидом. Ее и Машиной пенсии едва хватает на памперсы (без которых жизнь девушки-инвалида невозможна, ведь из-за болезни у нее нет этого рефлекса) и плату за энергоносители. С Наталией живет еще ее родной дядя, мамин брат, также инвалид с детства, но он сам себя обслуживает, еще и по хозяйству помогает.

Исповедь Наталии о ее горе терзает сердце: «Я неутешно рыдала, когда ровесники дочки шли в школу, потом, когда у них был выпускной. Бывало, на работе все рассказывают о своих детях, а я молчу. Сначала мне было стыдно, что у меня такой ребенок, потом страшно, а теперь мне хочется сказать всем матерям, чья душа, как и моя, всегда плачет: держитесь и никогда не оставляйте их, наших несчастных детей. Я простила всем - кто изменил мне, кто оставил, кто, бывало, говорил, что я «манипулирую ребенком». С теми, кто мне советует избавиться от дочери, устроив ее в психоневрологический диспансер, я избегаю общения. Не общаюсь и с теми, кто говорит, что мне было бы лучше, если бы моего ребенка быстрее не стало. Я прощаю их комментарии и никогда не желаю им почувствовать это на себе. Когда раньше кто-то говорил мне: «Наташа, держись!» - я плакала.

Теперь я реже плачу и все удары воспринимаю лишь как свою судьбу. Конечно, теперь возможности медицины намного больше, но знаю, что все равно тяжкая участь матери ребенка-инвалида постигает молодых мам. Боритесь за своего ребенка, не стесняйтесь, не оставляйте его никогда».

Пока мы среди буйных хризантем разговаривали с Наталией, Маша несколько раз подходила к маме: что-то хотела, на что-то, понятное только маме, жаловалась, потому что для нее весь мир — это ее верная любящая мама.

Александра Гострая, "ГАРТ" №31 (2731) от 30 июля 2015

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Талалаевский район, Наталия Дворичанская, Александра Гострая, "ГАРТ"

Додати в: