Доктор Реза из Яблоновки
Голамреза Хакими Нежад с женой Яниной и сыном Даниелем
Люди в селе называют его просто Реза или Резо. Советуют: «Едьте к детскому саду, Реза как раз поехал за сыном». Так мы и сделали. Возле детсада встретили всю семью — доктора Голамрезу, его жену Янину и сына Даниеля, которому 2,5 года. По дороге домой малыш разговаривал с отцом на английском.
— Даниель учит сразу четыре языка, — объясняет Реза. — Я говорю с сыном преимущественно на английском и фарси (это персидский язык), жена — на русском, а в саду с ним общаются на украинском. Сынок, какое ты недавно выучил украинское слово?
— Слово «дякую», — отвечает с улыбкой Даниель.
Мальчик красивый, черноглазый. И очень резвый.
У дома семьи Хакими Нежад растет калина. Хозяева гостеприимно приглашают в дом. Угощают настоящим пловом — с восточными специями, барбарисом и изюмом.
— Специально за рисом для плова ездим в Киев, потому что на Черниговщине такого не найдешь, — объясняет Янина. — Плов — любимое блюдо Резы, поэтому пришлось научиться его готовить по всем правилам.
Страна женщин
— Я родился в Тегеране, — рассказывает о себе Реза. — Мой отец был военным, поэтому, когда в Иране началась исламская революция, нам пришлось убегать из страны. Мы некоторое время жили в Италии, потом — в Германии. У матери была сестра в Арабских Эмиратах, поэтому мы переехали к ней. В Эмиратах я закончил школу, в совершенстве выучил английский и арабский. С детства мечтал стать врачом, но в Эмиратах овладеть этой профессией чрезвычайно сложно: нужно очень много денег, еще и хорошие связи. И я решил выучиться на врача в России или Украине. В конце концов в 1998 году приехал в Украину. Поступил в медицинский институт Сумского государственного университета.
Проучился там 7 лет на терапевта, а потом еще два года проходил в Киеве клиническую ординатуру.
— Трудно было приспособиться к жизни в Украине?
— Сначала да. Больше всего удивляло, что в магазинах тогда продавалось очень мало продуктов. Ежедневно приходилось думать, что приготовить поесть. Все знакомые украинцы лишь улыбались: «Разве это дефицит? Вот раньше вообще у нас ничего не было! Это мы еще хорошо живем!» Мне все время хотелось свежей зелени, овощей и фруктов. На своей родине я привык ежедневно есть салаты. У нас они на столе в любое время года, а здесь — только в сезон. Также хотелось фруктов, которых в Украине было мало, да и цены на них кусались, — гранатов, рамбутана.
Больше всего мне понравились украинские девушки — глаза разбегались от такого количества красавиц! Это правда, что украинки — самые красивые. Да еще и работящие. Мне вообще показалось, что Украина — это страна женщин. У вас мужчины, по-видимому, только для продолжения рода нужны, — шутит Голамреза. — Почему я так думаю? Потому что везде, в любой сфере есть женщины. Когда жил в Киеве, не поверил своим глазам, увидев женщину — водителя троллейбуса. Для меня это был шок! Зашел в парикмахерскую — там лишь женщины работают. В магазин — опять | женщины. В Иране 1 женщина может работать, но не на таких работах! Да, бывает, что женщина работает парикмахером, но она может обслуживать исключительно женщин. Мужчине нельзя заходить в «женскую» часть парикмахерской! Но со временем я, конечно, к этому привык...
О том, чтобы после учебы вернуться в Иран, даже не думал. Решил остаться в Украине, потому что жить здесь мне сразу понравилось. К тому же здесь я нашел свою судьбу.
Женились трижды
В Сумах Реза встретил свою будущую жену — сумчанку Янину Сулакову. Она была студенткой Сумского национального аграрного университета, училась на бухгалтера.
— Как-то подошел к ней на улице, спросил, можно ли познакомиться. Она мне сначала отказала. Но когда женщина говорит «нет», это не всегда значит, что она против, — смеется Реза. - Я ей сказал, что она очень мне нравится. Яна тогда ответила: «Оставь мне свой номер». Но разве девушки звонят по телефону, если им номер оставляешь? Я уговорил дать мне ее номер. Позвонил, пригласил на свидание. Так и начали встречаться.
— Мой отец — болгарин, поэтому моя мама не была против того, что я встречаюсь с иностранцем, — говорит Янина. — Реза ей сразу понравился. В 2008-м мы поженились. С тех пор мама называет его не иначе как «мой любимый зять Реза». А женились мы трижды. Сначала в ЗАГСе расписались, потом поженились по мусульманскому обряду в мечети, а третья наша свадьба — в посольстве. Реза — мусульманин, и для него самое главное, чтобы мы были женаты по его религии. Сразу скажу: принимать ислам не собираюсь. Так же и Реза никогда не окрестится. Мы считаем, что Бог один, и каждый молимся ему по-своему. Да и не так уж сильно отличается мусульманство от христианства, заповеди практически одинаковые.
— Действительно, у нас позволяется иметь несколько жен, но это уже пережиток прошлого. Никто сейчас так не живет. К тому же для этого нужно разрешение первой жены. Дашь мне разрешение? — шутит Реза.
— Чего захотел! — смеется Янина.
Поженившись, они года 4 жили в Киеве. Реза тогда получил вид на жительство в Украине, поступил в академию последипломного образования. Яна работала бухгалтером.
— В Киеве я практически не работал, лишь учился. Финансово нас поддерживал мой отец, однако незадолго до рождения Даниеля он умер, — рассказывает Реза. - Вообще, рождение сына очень меня изменило. Я понял, что нужно устроиться на постоянную работу, иметь свое жилье. В Киеве квартиры очень дорогие, да и работу найти тяжело. Как-то я позвонил своему другу Олегу, который работает врачом-ортопедом в Прилукской райбольнице. Он сказал, что в Прилуках нужен врач. Я приехал, поработал месяц или два. В это время жена и сын жили в Киеве. А затем я купил мебель, телевизор, и они переехали ко мне. Мы сняли квартиру и года полтора жили в Прилуках. Мне предложили стать заведующим Яблоновской амбулаторией. Я согласился. Около полугода своим автомобилем ездил из Прилук в Яблоновку на работу. Но бензин такой дорогой, что мы решили подыскать жилье в селе. Обратились в сельсовет. Там нашли спонсора — фирму «Наташа-агро». Они купили обычный сельский дом и пустили меня с семьей бесплатно здесь пожить. Платим мы лишь за коммунальные услуги.
«Больше всего в жизни люблю медицину»
— Яблоновская больница меня поразила, — говорит Реза. - Все старое, еще советских времен. Я ожидал лучшего, потому что в Иране больницу не отличишь от пятизвездочной гостиницы. Да и работа врача отличается. На моей родине врач лишь принимает пациентов и выписывает рецепты. В Украине же врачебная работа — это бесконечная писанина. В институте все книжки были на русском, а теперь на работе приходится писать на украинском. Ну и намучался я, пока научился! Тяжело было. Первые полгода чуть не плакал. Пишу какую-то справку, что-то напутаю — переписываю заново. И так по нескольку раз. Но уже научился. Лишь говорить по-украински не умею. Могу сказать: «Як ся маєш», «Я тебе кохаю», «жартую», «шпалери» — вот и весь мой словарный запас.
Считаю, что доктор должен лечить людей, а не заполнять справки, медицинские карточки и тому подобное. Рядовой терапевт в Иране или в Эмиратах зарабатывает 45 тысяч долларов, работая полдня. Кроме того, он может во второй половине дня работать еще и в частной клинике. Там это распространенная практика. В Украине же зарплата у врачей маленькая, да еще и задерживают ее часто. Вот что меня огорчает больше всего.
Реза — единственный врач на три села: Яблоновку и соседние Дубовый Гай и Сергеевку.
— Пациентов много, приходится и среди ночи вставать, потому что люди приходят ко мне домой. Чаще всего зовут, когда у кого-то резко подскочит давление или температура. Но случалось спасать людей и при инфарктах и инсультах.
— А как селяне приняли доктора-иранца?
— Наверное, с интересом, потому что сначала приходили смотреть на меня. Спрашивали: «Почему вы к нам приехали?», «Что вас здесь держит?» Поскольку мое полное имя людям выговорить трудно, то я представляюсь просто Реза. Но яблоновцы почему-то называют меня Резо. Но пусть, я не сержусь. В целом люди здесь хорошие, доброжелательные.
— Нравится жить в селе?
— Да, но всю жизнь прожить в селе я не хочу. Нужно стремиться к большему. У меня есть две сестры: старшая в Германии работает стоматологом. Младшая — домохозяйка, живет в Арабских Эмиратах. В Иране осталась моя мать. Я мог бы поехать жить в какую-то из этих стран, но не хочу.
Украина - это уже моя вторая родина. Здесь родился мой сын. К тому же я в июне этого года получил украинский паспорт. Но я четко понимаю, что если ситуация в стране не изменится, то нам придется искать лучшей жизни в другой стране. Скоро Да-ниель подрастет, а вместе с ним и его потребности. Я хочу, чтобы у сына было обеспечено будущее, поэтому уже сейчас думаю, что можно было бы переехать в Англию. Там я могу устроиться врачом, да и язык мне учить не нужно. Но так не хочется уезжать с Украины! Надеюсь, что мы и в самом деле скоро будем в Европе и жизнь наша изменится к лучшему.
Наталия Федосенко, еженедельник «ГАРТ» №48 (2696)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: врач, Прилукский район, Реза, «ГАРТ», Наталия Федосенко




