Один с 13 лет. И выжил!
Костя Бурый на присяге в университете
Этим летом я решила непременно узнать, как же сложилась жизнь Кости. И повода побывать у него долго искать не пришлось: 30 июля парню исполнилось 20 лет. Позвонила, спросила разрешения приехать в гости. «А разве вам это интересно? — искренне удивился юбиляр. — То ведь тогда было необычно, что я остался один в 13 лет. А сейчас живу, как все». Но и не отказал.
Вдвоем с бабушкой
Даже если бы где-то на улице встретила Костю, сразу бы его узнала. Да, он вырос, возмужал. Но глаза его остались такими же грустными. Парень радушно пригласил в дом. После того как в октябре 2008-го трогательный материал о нем вышел в менской районной газете «Наше слово», в этом дворе побывали десятки журналистов. Но Костя так и не привык фотографироваться, давать интервью. Как и тогда, он неразговорчив, отвечает односложно. Время от времени будто раскрывается, начинает рассказывать, улыбается... А потом осекается, умолкает.
— Костя, в свои 20 ты осознаешь, что уже взрослый?
— Если честно, я не чувствую разницы — что 13, что 20. Мне кажется, каким я был, таким и остался.
И это неудивительно, ведь повзрослеть Косте пришлось еще тогда, в 13. Да и до этого его детство не было безоблачным. Родители Кости гусавские, а жили в Санкт-Петербурге. Когда Косте исполнилось 4 года, они разошлись. О питерском времени Костя помнит мало - cвою старшую сестру Аню (сейчас ей 26 лет) и урывками детский сад. А может, просто не хочет лишний раз вспоминать, как мама заставляла его попрошайничать в подземных переходах, учила убегать, прятаться от милиции. Долгое время мальчик панически боялся людей в форме. И парадоксально, что для себя выбрал профессию, связанную с ней. Но об этом позже.
Несколько раз Костю привозили в Гусавку к бабушке Марии, матери отца. А в 4 года привезли и... не забрали. Дедушки Константина, в честь которого назвали парня, на то время уже не было. Поэтому всей родней в одном лице для Кости стала бабушка. Учила внука, как варить суп, как сажать и полоть грядки, как ухаживать за коровой и домашней птицей. Вдвоем они хозяйничали, обрабатывали огороды, во всем советовались. Время от времени приезжал отец, жил с ними. Редко бывала в селе и мать, останавливалась у своего отца (ее мать, вторая Костина бабушка, умерла в 1989 году). Навещала и Костю, но радости от этих визитов было мало.
Когда бабушка Мария заболела, Косте было 12. Он не только стал сам доить корову, готовить, но и кормил, переодевал старушку, менял ей постель. А переделав все дела, бежал в школу. Мальчик получал бабушкину пенсию и умело ею распоряжался: оплачивал коммунальные услуги, покупал сено корове на зиму, еще и откладывал «на черный день». И он наступил.
— Бабушка каждую зиму слабела, весной ей становилось лучше, — вспоминает Костя. — А до весны 2008-го не дожила. Что она умерла, я даже не сразу понял. Накануне вечером (23 января) принес ей еду. Бабушка поела и как будто уснула. Утром я встал готовить реферат (нам задали в школе). Когда дописал, попробовал ее разбудить. А она никак не просыпалась. Тогда позвал соседей. Пришел сосед, сказал, что все...
С похоронами Косте помогла крестная — двоюродная тетя по папиной линии Надежда Столенец, а также певчая из церкви, соседи, учителя, одноклассники. Вообще, все эти последние 6 лет никто в селе не оставался равнодушен к Костиной судьбе. В школьной столовой его кормили бесплатно, еще и с собой давали. Учительница Ирина Шакун носила молоко, а перед 1 сентября ежегодно покупала ему тетради. А директор школы Наталия Картун стала настоящим неофициальным опекуном Кости (официальным позже назначили Надежду Столенец). Наталии Александровне он после бабушкиной смерти отдал на хранение документы на дом и свои небольшие сбережения — тысячу гривен. Ведь после похорон дед, мамин отец, стал наседать на мальчика: «Давай оформим тебя в интернат, дом продадим, а на эти деньги я буду тебя навещать». Удивительно, что на первый взгляд нерешительный Костя тогда был непреклонен: «Никуда из своего дома не уйду!» Не согласился идти жить ни к Наталии Александровне, ни к крестной.
— Я привык в своем доме. И бабушка говорила дом не бросать.
Как жил все эти годы
Всем миром небезразличные отстояли, чтобы Костю не забрали в интернат. Так 13-летний мальчик стал хозяином. Растил телочку Малину, оставшуюся от зарезанной из-за болезни коровы, держал с десяток курочек, уток, индюков да еще котика. И не считал, что кто-то должен ему помогать. Даже когда болел, сам топил печь и отогревался, пил какие-то травы, но ни к кому не обращался.
Вскоре после бабушкиной смерти к Косте приехал отец. Уже тяжелобольной. Сердце... Немного пожил с сыном. Потом уехал в Санкт-Петербург лечиться, но безрезультатно. Там и умер.
— Костя, как тебе жилось все эти годы?
— Нормально, — отвечает он. Потом добавляет: — Только грустил по отцу, по бабушке. Да и до сих пор скучаю. Тогда делал все, как при бабушке, но уже сам. Вставал рано, в 5 или в 5.10. Доил корову, в 6 выгонял ее на пастбище. Вернувшись, выпускал птицу, кормил и шел в школу. Учился не на отлично, но и не плохо. Нравились история, физкультура. Приходил из школы, хозяйничал. Уже вечером делал уроки. С огородом помогала крестная.
— А мама?
— Мама приезжала. Но уже давно не была.
Костино доброе сердце не таит обиды на мать, он простил ее. Говорят, женщина и сейчас живет в Питере со старшей дочерью. Аня общаться с братом и не пытается.
Захотел стать пожарным
Еще маленького Костю верующая бабушка приучила ходить в церковь. И когда её не стало, он не забыл ее науку. Был в церкви за дьячка. Даже хотел пойти учиться в духовную семинарию. Но передумал. Сам не может объяснить, почему пошел в Черниговский лицей с повышенной военно-физической подготовкой. И таки поступил по окончании 10 классов (но шел как после 9-го).
— Раньше поступать не осмеливался. А однажды встретил друга, тот говорит: «Попробуй, а может, получится». Сказал о своем намерении крестной. Она сначала отговаривала, потому что год теряется. Потом согласилась.
Учиться в лицее, говорит, было нетрудно. Каждые выходные приезжал в село, зимой — к крестной, в теплое время года — домой. Отучился два года. Там же, в лицее, у Кости появилась мечта стать пожарным. Решил поступать в Национальный университет гражданской защиты Украины в Харькове. И снова удалось!
— Из газет обо мне узнал народный депутат Олег Ляшко. Приезжал ко мне. Потом не раз бывал и его помощник, Василий Васильевич (Амельченко. — Авт.). Они помогли и в лицей документы подать, и в Харьков собраться. Перед отъездом корову я отвел к крестной. Птицу порезали.
Об учебе Костя говорит с охотой:
— Мой факультет называется «Гражданская защита». Я отучился год. Уже была практика. Разматывали рукава. Спускались с четырехэтажной башни.
— Но работа пожарного очень тяжелая.
— Да, тяжелая. Зато нужная.
— Когда приезжаешь домой на каникулы, не скучаешь один?
— Нет. Хотя сначала непривычно. После казармы, где нас живет 77 человек, свой дом кажется таким маленьким. Потом привыкаю. Нахожу себе дело: там траву подкосить, там забор упал - надо починить. Иногда в гости заходят друзья.
Хозяин
Пригласил Костя и в дом. В зале - свежие обои, новенькая мебель, на окнах — жалюзи.
— Это мне сделал ремонт менский предприниматель Василий Кондаков.
Во всех комнатах чисто, опрятно. Аккуратно застелена постель.
— Стараюсь поддерживать чистоту, — сказал. Затем достал из письменного стола фотоальбомы: — Покажу вам свои фотографии.
Вдвоем листаем. Костя рассказывает, где он и с кем. Видно, что учеба в университете — это его самая большая гордость.
Во дворе у Кости тоже порядок. Трава недавно покошена. Цветут флоксы.
— Цветы от бабушки остались. А вот эту яблоню я сам сажал, еще когда отец был жив. Эту грушу самую первую прививал, — по-хозяйски ведет по своему двору.
— Может, уже пора жениться? Привести в дом хозяйку. Благо, есть куда.
— Я считаю, что надо сначала выучиться, — серьезно ответил Костя.
Пока мы разговаривали, с улицы кто-то позвал. Это сосед вернул велосипед. Велосипед — один из подарков, которые после статей в прессе поступали Косте не только из района и области, но и из разных уголков Украины. Были даже из-за границы. Тогда подарили парню телевизор, компьютер, мобильный телефон. Переделали систему отопления и заменили котел. Передавали продукты, одежду, постельное белье, деньги.
— Возможно, сейчас тебе нужна еще какая-либо помощь?
— Больше нет. Я очень благодарен, что мне тогда помогли. После публикаций приходило столько посылок, что кое-что до сих пор осталось. Одна женщина из Киева по сей день ежемесячно присылает по 100 гривен и не указывает адрес. Только имя - Любовь Хоменко. К тому же в университете нас одевают и кормят. Словом, я на полном обеспечении. Получаю и стипендию. На все хватает.
Таким он и остался — непритязательным, искренним, стеснительным. Светлый человек! Пусть судьба будет к нему благосклонна! Пусть и в дальнейшем везет ему на добрых людей! И успехов ему в новом учебном году!
Материалы по теме:
Як склалася доля Костянтина Бурого, який з 13 років живе сам
Костя мріє про трактор
Заберете мене з дому – повішуся!
Алина Ковалева, еженедельник «ГАРТ» №35 (2684)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Костя Бурый, Гусавка, судьбы людские, «ГАРТ», Алина Ковалева




