У каждого - своя каша

Нина Качура
От бабушки

Быть в Клюсах (Щорский район) 26 июня и не зайти к Нине Качуре было бы большой ошибкой. Ибо на эту дату приходится день Акулины, с давних времен известный в народе как праздник каши. А наша хозяйка (бывшая сельский председатель, сейчас ей 58) — большая мастерица ее готовить. Интересно, какая у нее сегодня? Обязательная гречневая (так как Акулина — гречишница) или какая-то другая?

— Всякая есть, — улыбается женщина, доставая из печи два чугунка и горшок. — Наварила много, потому что сегодня такой день, когда всех надо угощать. Бабушка рассказывала: когда-то выставляли столы прямо на улицу, и соседи выносили на них свои каши. Угощали друг друга. А особенно — нищих и путников, так как это обещало благосостояние на протяжении всего года.

Вот здесь у меня — пшенная, здесь — рисовая, а эта — из разных круп. Попробовать нужно каждую, — снимает крышку с первой каши. По дому расходится густой аппетитный запах. — Видите, поднялась ровно вверх. Это к добру, говорила когда-то бабушка. Ее звали Наталия Васильевна. Прожила 101 год — при памяти и на своих ногах.

Кто умел готовить кашу, так это она. Рис, магазинная гречка были дефицитом. Варила пшенную из своего проса. Его сначала нужно было долго толочь в ступе.

Я на бабушкиных кашах выросла, а на моих — трое наших с мужем детей. Любили мои каши и дочери соседей Воликовых — Пиля и Вита. Придут к моим девочкам играть, проголодаются, залезут на печь, и Лиля начинает: «А какую ты сегодня кашу варила?»

Подам на печь с горшком. Вместе к вечеру все уплетут.

Теперь уже взрослые, но этого не забыли. Когда приезжают, часто вспоминают, какая вкусная была та каша: из печи — на печи.

Теперь оба моих внука на кашу прибегают. И муж с сыном любят — на домашнем молоке, с домашним маслом.

Такой хозяйка и нас угостила. Еще и с собой дала.

Крестильная

В Горске познакомились с семейством Ильенко. Татьяна и Александр (они только что отметили медную свадьбу — 7 лет вместе) рассказали, что дома уже дважды подавали к столу особую кашу. Это было на крестинах их дочерей (Алине—6 лет, Дарине — 2).



— Справить крестины по старинному обычаю надоумила свекровь — Нина Андреевна, — рассказывает 37-летняя Татьяна. — Она хорошо знает весь обряд, так как ее часто берут почетной бабой.

Именно почетная баба (наша была из Щорса — подруга свекрови Нина Науменко) и должна варить в горшке крестильную кашу — с медом, маслом, сливками, яйцами, чтобы малыш рос здоровым и сильным.

Во второй горшок садят кролика, петуха или курицу. Оба горшка завязывают в большие платки и выносят к гостям.
Крестный отец ребенка должен отгадать, в каком — каша. У нас это было несложно, так как во второй горшок посадили наседку с цыплятами. Они там толкались, пищали — веселили всех гостей. Потом крестному необходимо   выкупить кашу. Если он дает мало денег, подключаются гости. Как на аукционе. Нашему куму Ивану Васильеву каша обошлась не меньше тысячи гривен.

Потом    крестный поднимает выкупленный горшок высоко вверх (чтобы ребенок не был низкорослым) и разбивает о край стола — на счастливую жизнь.

Один из черепков родители берут на память, остальные выносят на огород — на щедрый урожаи.

Кашу раскупают гости. Собранные деньги отдают матери малыша. Все проходит весело и шумно. В этом году также справляли крестины сына в семье старшего брата моего мужа.

В тему

На крестинах иногда подают еще и кашу «с потехой». Ее готовят специально для отца новорожденного: заправляют перцем, горчицей, хреном — чтобы мужчина хоть в какой-то мере мог ощутить, как несладко бывает жене при родах.
• Свадебный банкет на Руси называли кашей.
• Артельную кашу варили в большом котле. Ее ели все рабочие.
• Молодильную готовили из ржаного зерна молочно-восковой спелости. Петр Первый считал ячневую кашу «самой спорою и вкусною».
• В 18 веке популярной была каша из полбы (полудикий сорт пшеницы). Она была грубой, но полезной и питательной.

От свекрови

На плите или даже в духовке такой каши, как в печи, не сваришь. Может, поэтому среди горожан это кушанье не такое популярное, как в селе. Почти из двух десятков опрошенных в Щорсе женщин нашлась только одна, которая помнила нюансы приготовления каши в печи, — 51 -летняя домохозяйка Галина Приходько:



— Это не потому, что я по специальности повар, — говорит она. — А потому, что настоящую кашу меня научила готовить свекровь Ольга Кирилловна, которая живет на хуторе Гай Сосницкого района.

Она насыпала чуть больше четверти горшка промытых круп, заливала молоком, немного солила, перемешивала и ставила в печь. Когда каша становилась густой, добавляла масло, мак, изюм, яйца, сахар. И чернослив. От него каша была будто с дымком. Перемешивала, накрывала крышкой и оставляла в печи преть.

Потом ставила на стол это оассыпчатое горячее объедение, и мы с мужем (только поженились) в шутку выхватывали друг у друга кусочки с золотистой корочкой. Каша свекрови была самым лучшим деликатесом нашего медового месяца.

Я такую готовить не умела, хотя и выросла в селе (в Кучиновке на Що-рсовщине), потому что со школы вбила себе в голову, что замуж выйду только в город. «Там печки не будет, — говорила маме. — Поэтому и голову забивать нечего».

А судьба возьми да и пошли мне в мужья парня с хутора. Не один раз опрокидывала в печи чугуны и заливала шесток водой, пока научилась орудовать ухватами. Потом и кашу освоила.

Через два месяца после свадьбы мы с мужем переехали в Щорс. Живем здесь уже почти 30 лет. Но на протяжении всего этого времени я ни разу не смогла сварить здесь такой каши, какую варила на хуторе.

Однажды с сожалением сказала об этом моей дорогой свекрови: с того времени она передает нам кашу из своей печи. Ее очень любит и наш сын.

Щорский район

Мария Исаченко, еженедельник "ГАРТ" №26 (2623) от 27 июня 2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Щорский район, Мария Исаченко, еженедельник "ГАРТ"

Додати в: