Атеист, реставрирующий иконы, или Парадоксы Валентина Шура
Валентин Шур
Родом из СССР
Впрочем, юношеские годы не предвещали бурных событий. Отец - партийный функционер, секретарь окружкомов, парткомов, правда, в одно время попал в немилость к советской власти за «неправильную политику партии». Наказанием для него стала должность директора спиртзавода в Новых Боровичах Щорского района. В течение последующей жизни, наблюдая за коллегами отца, их злоупотреблениями служебным положением, у Валентина Викторовича сформировалось негативное отношение к коммунистам. Сейчас он критически высказывается о советской власти.
Атеист, реставрирующий иконы
Хотя, как истинное дитя своего времени, он не мог не впитать в себя устои социалистического общества. Например, не верит в Бога.
- Там Гагарин летал, никакого бога не видел, - смеется.
Тем не менее, именно религиозные атрибуты - иконы, ризы, рамы, кресты - стали делом его жизни и основой коллекции старины. Ее запасы значительно пополнились в начале 60-х годов, когда по велению Никиты Хрущева массово закрывались церковные приходы.
- Сотни икон свезли в гаражи райисполкома, а потом сожгли, - с недоумением говорит он.
Иконы просто выбрасывали на улицу или продавали по дешевке. Тогда, в поездках по Брянской и Гомельской областям, он находил антиквариат иногда стоимостью в одну бутылку, иногда подороже. Одна старушка, торгуясь, трижды увеличивала цену, от 30 до 90 рублей, каждый раз приходилось добавлять деньги. С чердаков ему выносили уникальные прогнившие ризы, иконы с почерневшими ликами. В последние годы он приобрел сорочки, вышитые бисером. К бисеру он питает особую слабость, и сам вышивал этой техникой ризы и сорочки. Все это богатство со временем он как смог реставрировал, многое удачно, другое требует профессиональной реставрации и идеитификации. Из коллекции икон в 120 единиц самая старинная - икона Божьей Матери XVII века.
Золотых и серебряных рук мастер
Руки у него всегда были умелые. Особенно много усилий и выдумки требовали к себе старинные бронзовые и латунные канделябры и статуэтки, доставшиеся ему без рук, ног, крыльев. Эту коллекцию он регулярно пополнял на свалке цветных металлов, тогда вольготно расположившейся за железнодорожным вокзалом. Бронзовые мальчики и ангелочки стояли годами и ждали своего часа, когда найдется подходящая деталь, которую можно будет приварить, и из ущербной превратить в великолепную старинную вещицу.
Весь стол в его мастерской завален какими-то деталями, инструментами, железками. Во дворе стоят станки для резки камня, за которым он со своим сыном ездили на машине за Урал и на Волынь. Но в свои 87 лет Валентин Викторович уже не работает так, как прежде.

От сумы и тюрьмы не зарекайся
Такая бурная деятельность в советские времена не могла не вызвать пристальный интерес соответствующих органов. Не спасли высокие знакомства и записи в трудовой книжке о работе помощником прокурора по уголовным делам и юрисконсультантом в мебельной фирме. Пришлось пережить три уголовных дела: за скупку краденого, за спекуляцию иконами и сопротивление власти. Дело о спекуляции отменили за отсутствием события. Сопротивление власти, загребающей все подряд в свои карманы во время обыска в его доме, он действительно оказал - замахнулся на одного работника милиции шкатулкой. На следующий день в суде, куда его привели под пистолетом, по этому эпизоду Шура оправдали, так как случай происходил в его доме. Но один срок в восемь месяцев в исправительной колонии отсидеть все же пришлось. Отбывать должен был полтора года, но его амнистировали. Сейчас Валентин Викторович рассказывает, какое уважение ему, инвалиду войны, оказывал местный «пахан». Большую часть его коллекций, кстати, конфисковали и так и не вернули.
Дружба с великими мира сего
Будучи знакомым со многими городскими знаменитостями, в том числе высокого ранга, Валентин Викторович с легкостью познакомился и с Юлией Тимошенко во время одного из ее приездов в Чернигов. Во время встречи он подарил ей золотое кольцо, одно из двух, сделанных им самим же, и кулон из сибирского родонита с золотым ушком. Как святыню, сегодня бережет фотографию «Юлечки», сделанную у него в доме, там она уже с косой на голове, но еще брюнетка. Еще один раритет - телеграмма с соболезнованиями по поводу смерти жены. Телеграмма длинная, в несколько предложений, с теплыми словами участия. Валентин Викторович верит, что телеграмму написала сама «Юлечка».
С Виктором Ющенко он познакомился в Киеве, в клубе коллекционеров, где оба бывали довольно часто. Позже, во время визита Ющенко в Чернигов, Валентин Викторович подарил ему с трибуны бронзовый крест и через сопровождающих пригласил к себе. К его удивлению, Виктор Андреевич согласился, и вскоре обширный кортеж подкатил к дому. Тогда-то и угостил Президента самодельным «коньяком», после чего его чуть не обвинили в отравлении Ющенко. Дело осложнялось тем, что бутылку с оставшимся «коньяком» Ющенко забрал с собой, и это открывало возможности для манипуляций правоохранительными органами. Впрочем, через некоторое время Валентин Викторович опять встретился в клубе коллекционеров с Виктором Ющенко, уже с почерневшим лицом, тот на него зла не держит.
Сейчас Валентин Викторович мечтает издать альбом антиквариата, хранящегося у него.


Лариса Добрынина, еженедельник «Деснянская неделя» №23 (166)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




