О тех, кто помогал фронтовикам в тылу. Воспоминания очевидцев оккупированного Чернигова
Ольга Кугмерова о войне: "Ее дыхание осталось со мной на всю жизнь"
Ольга Кугмерова родилась в 1929 году. Ей не исполнилось и 12-ти, когда началась Великая Отечественная война.
- Жили мы на улице Совхозной (ныне Пухова. - Авт.) в доме, который сейчас находится в конце моего огорода. Вот здесь (Ольга Никифоровна показывает на середину огорода. - Авт.) мы выкопали окоп, когда пришли фашисты.
Местность до сих пор напоминает о незваных жестоких «гостях», ведь дом Ольги Никифоровны находится на том же участке, что и до войны.
Отец одним из первых ушел на фронт. Мама осталась одна с тремя малолетними детьми.
Немцы ворвались в город в начале сентября 1941 года. Они забирали еду, вытягивали животных из сараев, грабили, оставляя местных жителей ни с чем.
- До сих пор помню, первый «визит» фашистов в наш дом: сидим с мамой и братьями на кровати перепуганные, а они хозяйничают: открывают шкаф, берут обувь, садятся за стол, кушают наши продукты, хохочут... Мы от страха не могли и пошевелиться, - вспоминает Ольга Никифоровна.
Вместо сахара - свекла...
Выжить в годы оккупации было непросто: еда скудная, так как фашисты забирали все лучшее. Вместо сахара люди кушали свеклу. Повидло из тыквы для детей было вкусным лакомством. Чтобы испечь хлеб, на жерновах мололи зерно, муки не хватало, поэтому добавляли картофель, а когда он закончился, - свеклу. Эти лепешки и кушали.
Расстрелы на Яцево
Фашисты загнали евреев, цыган и непокорных в тюрьму, а потом водили их на Яцево расстреливать. Немцы жили недалеко, там, где сейчас Северное территориальное управление военной службы правопорядка по улице Шевченко. Возле себя они держали и пленных, которых водили работать на Бобровицу.
Однажды пленные не сняли шапки перед приехавшим немцем, который занимал высокий пост. После этого фашисты забрали у людей головные уборы.
- Морозы тогда были сильные. Так наши и ходили потом две зимы без шапок, прикрыв уши тряпочками, - вспоминает Ольга Никифоровна.
Двум пленным удалось бежать. Немцы в отместку сожгли все дома вместе с людьми на Яцево и Бобровице.
Враг жил рядом...
Кроме фашистов, над мирными жителями издевались свои же - полицаи. Порой они были более жестокие, чем немцы.
- На нашей улице жил полицай. Когда Красная армия ворвалась в город, он покинул его вместе с немцами. Говорят, обосновался в Ровно. Потом, уже после войны, наш водитель поехал туда в командировку и случайно его встретил. Бывшего полицая арестовали, - говорит Ольга Кугмерова.
Многих молодых людей и девушек фашисты вывезли в Германию работать на фабриках, заводах, полях. С людьми обращались, как с животными, а кормили - еще хуже.

В огне
- Когда наши начали наступление, мы спрятались в окопе. Летели бомбы, рвались снаряды, - делится Ольга Никифоровна. - 200 человек разведки переправились через Десну. Там, где сейчас Рокоссовского, простирались поля. Вдруг мы увидели танки, думали - наши, а оказались немецкие...
Вернувшись, фашисты подожгли дома. Все утонуло в огне, дом Ольги Никифоровны тоже сгорел... В районе Пяти углов фашисты успели расстрелять и мирных жителей.
В сентябре 1943 года Красная армия освободила Чернигов. Город вышел из оккупации в руинах...
Помощники фронтовиков
В 13 лет Ольга Кугмерова пошла работать. В артель «Промкоопшвей» набирали швей со своим оборудованием. Шить девушка умела, машинка у нее была, ее и взяли.
- Нам привозили одежду военных, взрослые стирали ее, мы латали и отправляли назад на фронт.
Это была тяжелая работа, где каждый как мог помогал тем, кто на фронте. На фабриках и заводах работали, по сути, дети, которых в итоге и назвали «детьми войны»...
День победы
Известие о безоговорочной капитуляции немецко-фашистской Германии ворвалось в Чернигов весенним майским днем.
- Мы и смеялись, и плакали, - вспоминает Ольга Никифоровна. - Жаль, отец с войны не вернулся. Он погиб где-то в Беларуси, ему было 38 лет.
Ветеран труда
После войны жизнь Ольги Никифоровны сложилась хорошо. В послевоенном Чернигове она познакомилась с будущим мужем Михаилом Андреевичем. Почти 52 года они прожили душа в душу. Но 11 лет назад его не стало.
Ольга Никифоровна - ветеран труда. Всю жизнь она проработала в артеле, что впоследствии стала фабрикой. 20 лет возглавляла ателье «Чайка», которое находилось на Родимцева (там сейчас «Хуторок»).
Много испытаний выпало Ольге Кугмеровой и ее ровесникам. Но со всем справились: и войну пережили, и город из развалин подняли. Сколько бы ни прошло лет, страшная песнь войны всегда будет звучать в памяти переживших ее, каждым звуком напоминая о потерянном детстве...
Наталья Найдюк, еженедельник «Деснянская неделя» №19 (162)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




