Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Людям про людей » Элина Быстрицкая: "Мой жизненный девиз: не изменять себе!"

Элина Быстрицкая: "Мой жизненный девиз: не изменять себе!"

Элина Быстрицкая
Красавица Элина Быстрицкая всегда была необыкновенной. Все, казалось, должно быть у ног актрисы: звездная карьера, звездная жизнь. Но красота - это еще не гарантия успеха в профессиональной и личной жизни...

МАЛЬЧИШЕСКИЕ ИГРЫ И ДОМАШНИЙ ТЕАТР

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, в семье военного врача-инфекциониста Аврама Петровича и больничного повара Эсфири Исааковны.

Элина росла в основном с мальчишками, играла в мальчишеские игры, дралась, стреляла из рогатки. Когда в их доме появился бильярд, она уговорила отца научить играть и ее. Тот удивился, но просьбу дочери исполнил.

Еще одним детским развлечение ем Элины был домашний театр. Причем театрализованные представления устраивались для всего дома. В день «премьеры» на лестничной площадке устанавливались стулья для зрителей, сценой служила площадка между этажами, закулисьем — балкон, а бабушкина широкая юбка — занавесом. Вместе с подружкой и двоюродным братом Элина разыгрывала театрализованные представления с песнями, стихами и танцами.

ВОЙНА

Перед самой войной капитан медицинской службы Аврам Быстрицкий получил новое назначение - на Черниговщину, в Нежин. Уже через несколько дней после их приезда Нежин попал во фронтовую полосу, а его окрестности превратились в арену ожесточенных боев. Какое-то время Элина помогала матери — ухаживала в госпитале за ранеными, но затем, когда враг прорвал нашу оборону, их семье пришлось срочно эвакуироваться. Отступали через Сумы и Харьков до самой Астрахани. Там Элина продолжила учебу в школе, а все свободное время проводила на курсах медицинских сестер. Причем устраиваться на эти курсы ей пришлось чуть ли не с боем. Дело в том, что в свои тринадцать лет роста она была небольшого, и врач, который записывал девушек на эти курсы, увидев ее, решил, что к нему на прием пришла чуть ли не первоклашка. Но Элина удачно сдала экзамен, и ее взяли санитаркой в госпиталь, а чуть позже она стала лаборанткой в клинической лаборатории.

ДИПЛОМ АКУШЕРА - ГИНЕКОЛОГА НЕ ПРИГОДИЛСЯ

В ноябре 1944 года Быстрицкие вернулись в Нежин (киевский дом был разрушен при бомбежке), и Элина поступила в медицинский техникум. Ее приняли как участницу войны и медсестру, окончившую курсы Красного Креста. Учиться она начала сразу со второго семестра. Однако на первом же практическом занятии ей стало плохо. Их преподаватель-хирург должен был сделать челюстно-лицевую операцию, но во время ее проведения больной скончался от наркоза. После этого Быстрицкая поняла, что никогда не сможет стать врачом, Однако бросить техникум она не решилась. Доучилась до конца, прошла всю практику (приняла 15 родов) и получила диплом акушера-гинеколога в 1947 году.

Но всеми ее помыслами завладел театр. Мать восприняла эту новость спокойно, а вот отец был категорически против. «Что это за профессия такая - актриса? — возмущался он, —И кто тебе сказал, что у тебя есть актерский талант?» Но, видя, что словесные доводы не доходят до дочери, отец принял решение доказать свою правоту на деле: «В институт мы поедем вместе!» — заявил он, тем самым как бы подводя итог первой части дискуссии.


ФИЛОЛОГ С МЕЧТОЙ СТАТЬ АКТРИСОЙ

В Киевском театральном институте Аврам Быстрицкий произвел большое впечатление, когда, войдя в кабинет ректора, с порога заявил: «Объясните, пожалуйста, моей глупой дочери, что в вашем институте ей делать нечего!» За свою долгую карьеру в звании ректора Семен Михайлович Ткаченко повидал множество ходоков-родителей, миссия которых обычно заключалась в том, чтобы проталкивать своих чад в его учебное заведение. А тут все было наоборот.

В конце концов разговор с ректором завершился победой Аврама Быстрицкого — Элина отказалась от поступления в театральный и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного педагогического института.

Учась в педагогическом, Быстрицкая в душе ни на минуту не расставалась с мечтой стать актрисой. Поэтому она занималась балетом в музыкальной школе, а параллельно организовала там же свой танцевальный кружок, который уже через несколько месяцев победил в престижном конкурсе. За эту победу Быстрицкая была награждена путевкой в дом отдыха профсоюза «Рабис» — работников искусств, где отдыхали настоящие артисты. Там-то знаменитая актриса Наталья Александровна Гебдовская, увидев Элину на сцене, посоветовала ей бросать филологию и идти в театр. Этот разговор и стал той последней каплей, которая переполнила чашу ее терпения. Вернувшись в Нежин, Элина забрала документы из педагогического и в 1948 году вновь отправилась в Киев, где поступила в Институт театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого.

БЕЗ ПОЩЕЧИНЫ НЕ РАЗОБРАТЬСЯ

31 августа, когда Элина приехала в Киев, чтобы начать занятия в институте, ее ждало неожиданное известие — оказывается, в документах, поданных ею в институт, не хватает какой-то справки, разрешающей ей учиться. Из-за этого мандатная комиссия приняла решение отчислить ее из института. Но девушка добилась встречи с министерским чиновником, отвечающим за работу с абитуриентами, и получила от него гарантии своего зачисления в институт без нужной справки, с условием, что приложит ее позже.

В стенах института Быстрицкая считалась не только лучшей студенткой (с первого курса она была отличницей), но и одной из первых красавиц. За ней ухаживали многие студенты, но найти отклик в ее сердце практически никому не удавалось. Многие сверстники Элины не понимали ее и недолюбливали, называли «синим чулком». Тех, кто не понимал слов, Быстрицкая осаживала довольно резко — с помощью пощечин. Так, на последнем курсе института она «наградила» ими сразу троих студентов. Причем последний случай получил широкую огласку и привел к довольно драматическим событиям. 21 января 1953 года вся страна отмечала траурную дату — 29-ю годовщину со дня смерти Ленина. Как и во многих учебных заведениях страны, в Киевском институте театрального искусства в тот день студенты выступали перед преподавателями со стихами, посвященными траурной дате. Не стала исключением и Быстрицкая, которая выучила «Сказку о Ленине» Натальи За-билы. И вот, когда до ее выступления оставались считанные минуты, некий второкурсник незаметно подкрался к ней и, желая подшутить, свистнул ей из пищалки в ухо, на что в ответ получил увесистую оплеуху, от которой отлетел метров на пять. Свидетелями этой сцены стали не только студенты, но и преподаватели, которые и дали этому делу ход. Элину обвинили в хулиганстве, припомнив ей, что только за последний месяц она умудрилась подобным образом поступить еще с двумя студентами. И в тот же день один из педагогов вызвал ее к себе и потребовал, чтобы Элина немедленно написала заявление о переводе в Харьковский театральный институт. В противном случае он пообещал отчислить ее из вуза, на что Быстрицкая ответила ему довольно резко: «Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре». Девушку еще с первого курса знали как человека, который не бросает слов на ветер, поэтому руководство института побоялось брать грех на душу и переложило это дело на плечи комсомольской организации, которая приняла решение: студентку Быстрицкую исключить из комсомола и ходатайствовать перед дирекцией об исключении ее из института.

В институте ее оставили, видимо посчитав, что одного наказания вполне достаточно. Однако большинство ее однокурсников считали это несправедливым и практически прекратили всякое общение с Элиной.

ПОИСКИ РАБОТЫ

После института Быстрицкую распределили в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал главный режиссер театра Павел Морозенко. При этом повел он себя так, будто был султан, набирающий девушек для своего гарема. Увидев красавицу Элину, он ткнул в нее пальцем и с ходу назначил ей свидание у ресторана «Спорт» в семь вечера. Будь он помоложе, наверняка не избежал бы участи тех трех студентов, которые испытали на себе силу оплеух Быстрицкой. Ему же она ответила как отрезала: «Я никуда не приду!» - «Ну смотри, тебе у меня работать», — пригрозил он ей. Утром следующего дня Быстрицкая отправилась в Министерство образования и потребовала отправить ее куда угодно, но только не в Херсон. «Почему?» — удивились тамошние чиновники. Сказать правду она не решилась, поэтому в просьбе ей отказали.

Элине повезло, в те дни в Киеве гастролировал Театр им. Моссовета, и Быстрицкая напросилась на прием к его главному режиссеру — Юрию Завадскому. После просмотра ее зачислили в труппу столичного театра. Однако поработать в нем ей так и не довелось. «Доброжелательницы» написали в театр около двадцати анонимок, будто Элина хвасталась, что станет любовницей главного режиссера...

Получив отказ из Москвы, она стала искать возможность устроить свою творческую карьеру в Литве, где ее приняли в Вильнюсский драматический театр.

ИЗВЕСТНОСТЬ В КИНО

В середине 1954 года Вильнюсский театр был на гастролях в Ленинграде, и во время одного из спектаклей на Быстрицкую обратил внимание кинорежиссер Ян Фрид. Он тогда приступал к съемкам фильма «Двенадцатая ночь» и искал актрису на главную роль. Пробы прошли великолепно, однако во время того посещения «Ленфильма» на Элину обратил внимание еще один режиссер — Фридрих Эрмлер. Он искал исполнительницу на главную роль в картине «Неоконченная повесть» и очень хотел, чтобы в ней снялась никому не известная актриса из Вильнюса. В итоге Элина сделала выбор в пользу Эрмлера.

По результатам опроса читателей газеты «Советская культура» 1955 года Быстрицкая была названа лучшей актрисой. А в декабре того же года ее включили в официальную делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж.

Во время этой поездки актриса Алла Ларионова рассказала Элине, что режиссер Сергей Герасимов приступает к съемкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей. Элина удачно прошла пробы, но чашу весов в ее пользу перевесил сам автор романа — Михаил Шолохов. Когда ему показали все отснятые пробы, он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!»

Первые две серии фильма «Тихий Дон» вышли на широкий экран в 1957 году и имели грандиозный успех у публики. За год картина собрала богатый урожай призов на различных кинофестивалях, в том числе в Москве, Брюсселе, Карловых Варах, Мехико.

В 1958 году Элина получила приглашение перейти в труппу Малого театра — сначала по договору, а затем (в марте 1959 года) с зачислением в штат.

С 1979 года Быстрицкая — педагог ГИТИСа им. А.В. Луначарского, профессор Российской академии театрального искусства.

С 1980-го в течение 17 лет она возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, являлась активным участником Антисионист-ского Комитета Советской Общественности (АКСО), почётным президентом Федерации бильярда, являлась членом Совета по культуре при президенте РФ, а сейчас — президент благотворительного Фонда в поддержку искусства и науки, профессор, академик нескольких академий. Быстрицкая — вице-президент Международного фонда охраны здоровья матери и ребёнка, активный участник политической организации «Стабильная Россия».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Поклонников, как, впрочем, и романов, у Быстрицкой было довольно много. Но все они — мимолетные, отношения заканчивались, не оставив никакого следа в судьбе актрисы. Для семейной жизни она искала человека основательного, которого сможет не только уважать, но и любить.

Её избранником етап Николай Иванович Кузьминский, сотрудник отдела переводов Министерства внешний торговли. Это был далекий от театральных кругов человек. В прошлом он был трижды женат. Кузьминский сделал предложение Элине буквально через несколько дней после знакомства, и она, очарованная элегантным образованным мужчиной, тут же дала согласие. С этого дня личная жизнь актрисы изменилась. Она познала женское счастье, ей было хорошо рядом с любимым человеком. Николай Иванович часто ездил по служебным делам за рубеж, баловал жену модными импортными вещами. Но осталась неосуществленной одна мечта: она так и не смогла стать матерью.


Идиллия продолжалась 27 лет. А потом Быстрицкая узнала об изменах мужа. Характер она имела бескомпромиссный, поэтому тут же потребовала развода.

Это был большой удар по женскому самолюбию. Элина Аврамовна долго носила в себе эту боль и разочарование. Далее её ждало одиночество: о новой попытке выйти замуж она не думала. Однако сейчас Быстрицкая утверждает: только пережив радость любви и горечь расставания, актриса может быть искренней на сцене.

«Из-за потерянного мужчины горевать не стоит. Значит, не для него ваше умение, ваша работа, ваши поступки... Надо много работать, чтобы отвлечься после развода. Надо реализовывать то, что дано природой, Богом. Для меня главное -быть востребованной. Я всегда в борьбе. У меня судьба нелегкая, но она удалась и будет еще удаваться. У меня есть еще и силы, и желание! Мой жизненный девиз: не изменять себе».

«Я СОБИРАЮСЬ ЖИТЬ ДОЛГО!»

На вопросы о своем здоровье Элина Аврамовна отшучивается: «Не дождетесь! Я собираюсь жить долго!» Ее одолевают приступы тахикардии, несколько раз она даже попадала в больницу. Но как только приступ снимали, Элина Аврамовна просилась домой, отказываясь от длительного лечения. В таких случаях она говорит, что очень переживает за своего любимца - пекинеса Фифу.

В молодости сердце ее никогда не беспокоило. И лишь сейчас, в пожилом возрасте, она столкнулась с этой проблемой. Недоумевает — почему, ведь она давно бережет свое здоровье: «Курить я бросила еще в 1976 году. Отказалась от алкоголя, питаюсь умеренно, уже много лет не ем ничего острого, жареного, соленого. Всю жизнь делаю зарядку. Живу по жесткому расписанию, не позволяю себе расслабляться».

Кроме аритмии, у актрисы еще болят ноги: ходит, опираясь на палочку.

- За кулисами она передает палочку помощнику и осторожно, шаг за шагом, идет к микрофону без поддержки, - говорит актриса Инна Макарова. - Она не хочет, чтобы ее видели немощной и больной.

Подготовила Марина Плеснивая, еженедельник "ГАРТ" №18 (2615) от 2.05.13

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Элина Быстрицкая, Марина Плеснивая, еженедельник "ГАРТ"

Додати в: