Два художника под одной крышей

Анна Вершинина и Леонид Заборовский
Говорят, двум лидерам под одной крышей тесно и неуютно. А как уживаются вместе два творческих человека? Ведь один из них – зрелый мужчина и состоявшийся художник, а второй – юная женщина и при этом уже признанный мастер по гобеленоплетению, настоящий профессионал. Побывав у них в гостях, могу отметить одно: они очень гармонично дополняют друг друга. В этой семье муж не станет ворчать из-за того, что жена не успела сварить борщ, ведь она готовилась к выставке! А жена вряд ли будет «пилить» мужа за то, что потратил деньги на рамы, холсты и краски, ведь это – главное дело его жизни. Наши сегодняшние собеседники – Леонид Заборовский и Анна Вершинина.

Гобелены – это наше, родное

– Леонид, Анна, мне почему-то кажется, что друг с другом вас свело творчество. Это так?

Леонид: – Интуиция Вас не подвела! Мы познакомились в Художественном музее, где у Ани проходила выставка. Пришел на открытие, правда, с опозданием, спешил из мастерской и был весь в краске. Я слышал эту фамилию, так как мы в Союзе художников присматриваемся к молодежи. Будет молодежь – будет существовать и наш Союз. Мне понравилось то, чем занимается Анечка, потому что ее работы очень серьезные, профессиональные и по технике, и по композиции, и по цвету. Она молодой мастер, и при этом у нее уже такой значительный творческий багаж! Гобелены – это традиционное искусство, аутентичное, родное, что мне тоже очень понравилось! В искусстве важно знать традиции, а Аня «копает» именно в глубину. Это подкупает. Таких художников действительно мало, в Украине их можно сосчитать на пальцах. Ее работы несут позитив, и в этом наши взгляды тоже совпадают. После посещения выставки человек должен радоваться жизни, у него появляются новые силы. А сегодня часто бывает наоборот, со всех сторон идет чернуха, и у человека начинается депрессия...

– Вот поэтому мне тоже очень хочется, чтобы как можно больше зрителей посетили выставку Анны Вершининой, которая недавно открылась в музее Коцюбинского! Ведь ее работы – и гобелены, и ширмы, и картины – действительно удивительные, прекрасные, несущие позитив!

Л.: – А вы только представьте, какой это кропотливый труд! На создание одного гобелена у Анечки уходит месяц, а то и больше, а на ширму – несколько месяцев. Аня – серьезный мастер, и в то же время она очень скромный человек. Это меня тоже привлекло. Так вот, когда мы познакомились, я пригласил Аню в свою мастерскую. Мне хотелось ее как-то поддержать, что-то подсказать, посоветовать. Ведь сейчас очень мало людей, меценатов, готовых поддержать художника. Мне жалко талантливых людей, у которых нет условий для творчества, которые вынуждены работать на кухне. Я сказал тогда: «Приходи, поставишь себе натюрморт, что-то напишешь». Так мы и начали общаться.
Анна: – Я не отказалась от приглашения, потому что мне было с ним интересно. Кстати, с того момента я и живописью увлеклась. Мне ведь всегда хотелось писать картины, но как-то
не складывалось. Некоторые из моих картин тоже можно увидеть на выставке в музее Коцюбинского. Теперь мы вместе с Леонидом ездим на этюды, пленэры, вместе пишем.

– Похоже, взаимное чувство зародилось именно на этой творческой волне... А как давно вы уже вместе?

А.: – Два года назад летом мы познакомились, а прошлой осенью поженились.

– Аня, расскажите, чем Вас покорил Леонид?

– Не всегда эти чувства можно объяснить словами. Самое важное то, что он – моя родная душа. Как творческий человек муж меня понимает без лишних слов и во всем поддерживает.

– И может что-то посоветовать?
Л.: – Я могу что-то подсказать, но больше в техническом плане: какую лучше основу для ширмы взять, какой подрамник заказать. Уже был случай, когда подрамник из реек чуть не погубил Анину работу – сломался буквально за день до выставки, ведь натяжение нитей очень сильное.
А.: – Я готовилась к триеннале по текстилю в Киеве, и когда накануне ночью заканчивала работу, рама треснула в двух местах. У меня был шок! Мы ее кое-как скрепили, а уже после выставки перетянули, и это тоже немалый кусок работы. Кстати, та моя ширма получила диплом «За удачный эксперимент».
Л.: – Дерево с текстилем очень хорошо сочетается. Только все, что касается столярки, тоже должно быть выполнено качественно и добротно. Так что я могу в этом помочь, а в творческий процесс не вмешиваюсь.

На вольных хлебах: то густо, то пусто


– Аня, а насколько Ваши работы востребованы, насколько популярно то, чем Вы занимаетесь?

– Если откровенно, то сейчас я творю больше для себя. Очень мало в нашей стране людей, которые понимают это искусство и могут оценить этот труд! Если продается хоть одна работа с выставки, это уже хорошо.

– Удивительно это слышать, потому что Ваши работы могли бы украсить холл шикарной гостиницы, создать колорит в кафе или внести изюминку в интерьер дома, квартиры.
– Я надеюсь, что рано или поздно так и будет.

– Я Вам искренне этого желаю! Леонид, а каков был Ваш путь к успеху?
Л.: – Когда-то я преподавал, работал в музее, но времени для творчества не оставалось совсем. В тот период за год у меня было около десяти работ, потому что не успевал физически. Да, это небольшой заработок, но ты за него держишься, потому что есть стабильность. А на вольных хлебах всегда так: сегодня – густо, а завтра – пусто! Проходит месяц, другой, третий – и ничего! Я поехал в Киев и выставил свои работы на Андреевском спуске. Ночевал и в общежитии, и у кого-то на кухне, и в мастерской. Мои картины продавались хорошо, но я все-таки ушел с Андреевского, потому что в среде профессионалов это считают признаком дурного тона. Теперь у меня уже есть постоянные заказчики. Часто картины берут на подарки – то послу Беларуси, то в Кабмин. Не все вопросы решаются с помощью денег – так было всегда, и дорогими подарками людей такого уровня не удивишь. А вот предметы искусства в этой среде ценят! Кто-то в доме их повесит, кто-то – в кабинете. Это тоже своего рода реклама для художника.

– Значит, творчество все-таки может прокормить художника?!
– Все познается в сравнении, но по черниговским меркам я, наверное, успешный художник. Мои работы находятся в частных коллекциях и в Украине, и за рубежом. В нашем музее есть несколько картин, в галереях Харькова, Севастополя. Но я понимаю, что надо самому крутиться и рассчитывать только на себя. А мои коллеги в основном сидят в своих мастерских и ждут, когда к ним кто-то придет и скажет: «Какой ты классный, давай мы тебе поможем». Да не будет этого! Путь художника очень непростой. И посвятить этому жизнь, заниматься творчеством нужно лишь тогда, когда не можешь иначе.

– А как вы отдыхаете? Ведь живопись и гобеленоплетение – это тоже работа.
Л.: – Аня – самый настоящий трудоголик! Нет такого дня, когда бы она не занималась ткачеством. Бывает, я ей говорю: «Аня, отдохни, ну, хоть книгу почитай!»
А.: – В последнее время очень много сил и времени отнимал ремонт в этой квартире. Мы тут все делали сами, так что свободного времени практически не оставалось. А если появлялась минутка, я делала вот такие фигурки животных (милые и забавные зверюшки из носков. – Авт.), а еще мне захотелось сделать вертеп с валяными куколками (Аня показывает очень симпатичные фигурки ангела, Марии с младенцем, выполненные в технике валяния. – Авт.).
Л.: – Что касается отдыха, то мы пока больше мечтаем о том, куда поедем. Правда, летом пару раз выбирались на рыбалку, Аня даже поймала щуку килограмма на три! Очень хотим снова отправиться в Карпаты – и грибы собирать, и что-то написать. Недавно возили туда выставку, но было очень холодно. Летом планируем поехать в Крым.
А.: – Леня чаще всего пишет с натуры, поэтому часто ездит на пленэры, а специфика моего творчества такова, что я работаю за станком. Тем не менее мы планируем вместе ездить и на этюды, и на пленэры. И раз уж мы оба художники, будем проводить семейные выставки.

– Удачи вам! Вдохновения! Еще больше благодарных зрителей и щедрых ценителей на вашем творческом пути! Спасибо за интервью!


Виктория Сидорова, еженедельник «Деснянская неделя» №5 (148)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: творческие люди, художник, «Деснянская неделя», Виктория Сидорова

Додати в: