Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Людям про людей » Цыганский костер светит всем бездомным

Цыганский костер светит всем бездомным

Людмила на свадьбе Шуры (1981г.)
5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, которые занимаются бродяжничеством». Он приравнивал кочевых цыган к дармоедам и запрещал кочевой образ жизни. В результате «осело» около 90 процентов цыган бывшего Союза.

Регистрация брака для ромов не означает, что молодые стали мужем и женой. Цыганское общество признает брак только после свадебного гулянья.

Молодая жена у цыган становится полноценным членом семьи мужа лишь после рождения первого сына.

Неписаный закон у ромов не одобряет браков с не цыганами. Но и не запрещает их. Против бракосочетания бывает, как правило, «вторая сторона».

Как оно, быть нежеланной невесткой, почувствовала на себе Людмила Масленок из Щорса. Украинский парень Михаил после бракосочетания привел ее, свою цыганочку, жить в свой дом, к отцу и мачехе. Родная мама умерла, когда ему не было и двух лет. Не знал материнской ласки в детстве, не встретил понимания и в молодости. Но они с Людмилой любили друг друга, поэтому ничто их не разлучило.

Их история повторилась в 1981-м (тогда Масленки жили отдельно, а их дочь Люба уже должна была идти в первый класс) с совсем другой парой. И Людмила с Михаилом сделали все, чтобы молодые не потеряли друг друга.

— Все началось осенью 1979-го, — вспоминает Людмила. - Я тогда работала от ресторана поваром в Щорском ПТУ. Среди первокурсников училища увидела девушку-цыганку. Она приехала учиться на маляра-штукатура из Краснохуторского интерната. Совсем юная — после восьмого класса. И невероятно одинокая. Избегала ровесников, после занятий почти не выходила из своей комнаты в общежитии.

Ее было жаль — это одно. Другое - у цыган есть правило: не проходить мимо беспризорных и сирот. «Романы яг сарэнгэ бикхэрэнгиро све-тинэла» — гласит наша пословица. Это значит:«Цыганский костер светит всем бездомным».

Люся и Шура: 31 год спустя

Я достучалась до Шуры — так звали девушку. Разговорила. Наплакалась над ее судьбой: ребенок с трех лет по детдомам. Намаялась в чужих стенах среди чужих людей.

Чтобы как-то успокоить ее, звала к себе на кухню: будто бы помочь. Картофель чистим, разговариваем. Я ее вкусненьким угощаю. Повеселела немного моя девочка. А затем я начала забирать ее домой.

-    Это было больше тридцати лет назад, а помню все до мелочей. Как Люся в первый же день повела меня в магазин и накупила одежды и белья, как потом меня крестили. Они с Михаилом так хорошо ко мне относились, что я готова была за них и в огонь и в воду. Как-то даже их Любу отколотила за то, что не слушалась. Люба - в слезы, а я испугалась. Думаю: сейчас будет мне на орехи. А Люся обняла нас обеих, - светлеет взглядом теперь уже 48-летняя Шура.

В настоящее время она живет на Менщине — в селе Память Ленина (Куко-вичский сельсовет). Хотя и не так часто, как хотелось бы, женщины встречаются на протяжении всех этих тридцати с лишним лет — и никогда их встречи не проходят без воспоминаний.

...После второго курса Шура забеременела. Ей было всего 17. Отец ребенка — тоже ученик ПТУ, только на 7 лет старше, готов был жениться, но его родные были против. Не так родители, как бабушка не хотела, чтобы внук привел в дом цыганку.

Людмила, которая прошла через подобное, была на стороне молодых. Рассказывает:

—    Посоветовались с мужем и решили: отпразднуем свадьбу у нас дома. Только с условием: на ней будут родители жениха.

«Не переживай, — сказал тогдашний директор ПТУ Василий Гомонок, когда я, ему обо всем рассказала. — устроим им комсомольскую свадьбу в училище».

Но и этого не понадобилось: родители Анатолия в конце концов смирились с выбором сына. Праздновали у них в селе. Все было не хуже, чем у других. Только невеста поначалу путалась в длинном — до пола - платье, потому что надела такое впервые.

Расписывались в клубе. Сошлось почти все село: людям хотелось посмотреть на невестку Пономаренко, из-за которой было столько разговоров. Первыми молодых поздравили родители жениха. А родственники со стороны невесты — только мы с Михаилом. Самим всего по 33 года, но должны были быть вместо родителей. Они (или старшие по возрасту) на цыганских. свадьбах подносят молодым хлеб да соль и приговаривают: «Чтобы вы не стали друг другу немилыми, как не бывают немилыми друг другу соль и хлеб. Как не могут люди оторваться от хлеба, так чтобы и вы не могли оторваться друг от друга».

Я начала говорить и расплакалась. Дальше говорил уже муж.

Сначала молодые Пономаренко поселились у родителей Анатолия. Через несколько месяцев у них родился Андрей, а в 1985-м — Наталия. Они купили дом и стали жить отдельно.

Все это время Шуру не покидало желание найти родную мать. Расспрашивала в поездах у всех цыган, которых встречала. Говорит: просто хотела посмотреть ей в глаза и спросить о том, что мучило с детства: почему она ее бросила.

И таки нашла. Поехала к ней в Гомель. Но даже поговорить по-людски не удалось. Мать обрубила все вопросы фразой: «А может, ты совсем не моя дочь». У нее было еще две дочери, которые жили с ней. Шура сняла с себя золотые украшения, отдала им и ушла.

По обычаям ромов, цыган из неизвестной семьи или потерявший сведения о своей семье считается безотцовщиной и с ним в обществе мало считаются. Но намного больше Шура переживала из-за другого: мать отказалась не только от нее, но и от своих внуков.

— У меня есть моя семья, у меня есть Люся, — утешала себя по дороге домой.

Как все женщины, занималась хозяйством, обрабатывала огород, варила, стирала, растила детей. Со временем о скандалах по поводу невестки-цыганки в селе забыли. Все стало на свои места. Хотя семейная жизнь По-номаренко далеко не всегда была радостной. Когда ситуация заходила в тупик, Шура ехала к Люсе. Знала: она найдет выход, примирит, посоветует. И Анатолий, если бывал в Щорсе по работе (работает в железнодорожной дистанции), непременно заходил к супругам Масленкам.

Именно у них он был и в тот день 2000 года, когда случилось самое большое в их с Шурой жизни несчастье — погиб Андрей. Ему было всего 19. Красивый, чернявый, трудолюбивый.

— Его сбила машина, когда он ехал на мотоцикле на сено, — рассказывает Людмила. Шура не может говорить о смерти сына. Только благодарно обнимает свою Люсю: Масленки приехали тогда всей семьей {кроме дочери Любы, у них есть еще сын Янис), помогли, поддержали.

За то, что дочь Наташа сейчас счастлива в браке, Шура тоже благодарит Люсю.

Девушка была молода и неопытна, слепо верила каждому слову мужчины, в которого влюбилась. А он обманывал ее, потому что в действительности был женат. Это Людмила «увидела» на картах, когда ворожила на молодых. Обман раскрылся. Впоследствии Наталия встретила достойного мужчину. Сейчас они живут в Чернигове.

И когда два года назад Шура покалечилась, Людмила тоже была рядом с ней.

Это случилось во время сенозаготовки — как и с сыном. Упала с телеги и повредила шейные позвонки. Теперь на группе.

- Разница между нами — 16 лет, но Люся для меня и мать, и крестная, и сестра, и подруга, — растроганно говорит Шура.

Одно из ее самых больших желаний — дождаться внука и устроить большой, с цыганским размахом, праздник. И чтобы Люся была на нем самой почетной гостьей.

г. Щорс

Мария Исаченко,еженедельник "ГАРТ" №50 (2595) от 13.12.12

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: г. Щорс, Люся и Шура, Мария Исаченко, еженедельник "ГАРТ",

Додати в: