Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Город и регион » Черниговские таксисты рассказали, что думают по поводу легализации перевозок

Черниговские таксисты рассказали, что думают по поводу легализации перевозок

Сфера пассажирских перевозок давно попала в поле зрения народных депутатов. Более 200 тысяч работающих автомобилей, из них около 3000 в Чернигове и годовой оборот в 20 млрд грн. устраивал бы всех, если бы не малая доля перевозчиков, работающих легально. По данным «Укртрансбезпеки» в Украине работает 95% нелегальных таксистов.



А как известно, Закон Украины «Про автомобильный транспорт» гласит, что предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси является лицензируемым видом хозяйственной деятельности.



К тому же, 15.09.2015 депутатами Верховного Совета был предложен Законопроект №3107 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо врегулювання роботи таксі, легкових автомобілів на замовлення та інформаційно-диспетчерських служб», согласно которого - если вы предоставляете услуги перевозок на такси или просто частным автомобилем по заказу, работаете с диспетчерами типа Uber, Тачку или подвозите попутчиков с помощью BlaBlaCar, у вас обязательно должна быть лицензия.

Однако, как показывает статистика 90, а по некоторым данным и 95%, то есть 5 человек из 100 работают без нее, не платят налогов, не отвечают за безопасность пассажиров и оставляют вне конкуренции таксистов, которые работают официально. Кроме этого, растет недовольство в обществе, вызванное множеством случаев ДТП с участием «серых» таксистов.




Видео сайта Челайн, от 2 октября 2018 года

2 октября этого года мэр Атрошенко дал поручение экономической полиции и органам ГФС проверить бизнес такси в Чернигове. С тех пор, как отмечают сами таксисты, пожелавшие остаться анонимными пошли рейды по городу транспортной инспекции:

- Мой друг недавно от Переправы подвозил женщину к ЦНТИ. Во время передачи ею денег за поездку, выбежали молодчики из машины, что была припаркована возле здания и выписали ему штраф на несколько тысяч гривен. Он его сейчас оспаривает в суде.
- Еще один инцидент произошел с парнем из «КЭБ». Он стоял на жд вокзале, туда же приехал бус транспортной полиции на киевских номерах, и тоже попытались оформить на него штраф, кричали матерились, он их снял на видео и вызвал  патрульную полицию, также коллеги съехались. Видео всем разослал по вайберу. В итоге штраф ему не выписали, но думаю таких случаев будет все больше. Гайки закручивают, - рассказывает водитель Ланоса из Чернигова, который таксует через фирму «Рэд». - Я, к примеру, оформлен как ФОП, плачу ЕСВ, готов и за лицензию платить, но то количество денежных взносов, которые надо выплатить по закону, если желаешь таксовать - это нереально. У нас тут не Нью-Йорк, а Чернигов, придется тогда ценник на саму поездку поднимать, а кто тогда за такие деньги ездить будет?  

Второй таксист, который подвозил нашего журналиста на престижной иномарке, тоже сообщил об ущемлениях, которые таксисты в последнее время чувствуют все сильнее: 
- Я имею основную работу, согласен, что нужна какая-то легализация, оплата налогов, НО, не такие же суммы! Мы с ребятами недавно собратились вдесятером, пошли в налоговую, так нам как насчитали... Таксометр поставь - это 10 тысяч (в интернете разборос цен на таксометры очень широкий, есть по 1000 и по 25 тысяч, где продавец пишет о том, что это недорогая модель - прим.авт.), лицензию оплати, еще ж тогда и врача надо каждое утро проходить и техосмотр. Ты не имеешь права выехать, если нет отметки, что прошел медосмотр, а это надо искать этого врача, договариваться, чтобы он всех по фирмам проверял. Сама фирма, на которую я работаю по кведам предоставляет информационные услуги - я им отдаю 10% от полученного заказа. В последнее время они перестали слать клиентам по СМС номера машин тех водителей, которые об этом просят, лично я работаю без фишки. Обслуживание машины тоже за мой счет, у фирмы есть машины, которые они предоставляют водителям, но мало, вы ж понимаете какое отношение у человека к авто, если оно не его, поэтому они такое редко практикуют. Вот я вас сейчас везу за 60 грн., а если уплатить все налоги, то поездка, чтобы мне не работать в убыток будет стоить 120-200 грн. Кто будет в Чернигове платить такие деньги?, - резюмирует водитель.

Естественно, в нашем городе, эта проблема имеет массовый характер. Поэтому журналисты Gorod.cn.ua решили выслушать мнения черниговских водителей, руководителей информационно-диспетчерских служб, инициировали обсуждение на Автомобильном форуме в Facebook , чтобы понять почему таксисты не спешат оформлять лицензию.
Понятно, что ни один из водителей не пожелал представиться официально, поэтому опубликуем некоторые их умозаключения.

Сначала мы побеседовали с 43-летним руководителем одной из таксофирм Андреем Михайловичем, предоставляющей информационные услуги, и имеющей в своем парке несколько автомобилей, который имеет еще и юридическое образование.

- Андрей Михайлович, в каких случаях необходимо оформлять лицензию на такси и сколько она стоит?
- В том то и дело, что согласно законопроекта №3107 - в любых:
- если вы решили заняться перевозкой пассажиров «с руки» или брать клиентов на специальных стоянках для автомобилей такси;
- если вы решили стать партнером информационных сервисов типа Uber, Uklon или выполнять заказы диспетчерской службы;
- если вы решили на основании договора с заказчиком осуществлять транспортное обслуживание фирм, корпоративов, свадеб и т.д.
Следует отметить, что процедура оформления лицензии не является дорогостоящей. Официальный государственный платеж за выдачу лицензии такси в 2018 году – 1762 грн.

- Какие же еще изменения, кроме наличия лицензии предусмотрены законопроектом №3107?
- В первую очередь, это штрафы для водителей (есть и для диспетчерских):
- Имитация или использование без разрешительной документации опознавательных знаков такси – штраф 17 000 грн.
- Предоставление услуг такси без соответствующей лицензии – штраф 17 000 грн. - Взять пассажиров на стоянке для такси, не имея соответствующей лицензии – штраф 17 000 грн.
- Предоставление перевозчиком услуг такси без утвержденного законодательством договора, прием и выполнение заказа на перевозку от физических или юридических лиц, которые не зарегистрированы в качестве диспетчерских служб – штраф 8 500 грн.
- Для перевозчиков на такси, имеющих лицензию: эксплуатация машины с опознавательными знаками «такси» без регистрации ее в лицензионном реестре – штраф 5 100 грн.




- Есть какие-либо требования по внешнему виду такси?
- Есть. Автомобиль такси должен иметь опознавательный фонарь на крыше, таксометр, сигнальный фонарь зеленого и красного света (свободно/занято), «шахматку» на дверях с обеих сторон.

- Что вы скажете о «Тачку» и подобных сервисах?
- Я убежден, что наиболее прогрессивный сегмент рынка такси — это перевозчики нового формата – информационные сервисы, которые позволяют водителю, получившему права и имеющий легальное авто, установить приложение и перевозить пассажиров. Но! Согласно действующего законодательства, водитель должен уплатить столько налогов, что его деятельность становится бессмысленной. Это единственная причина нелегальности. По нашим подсчетам, чтобы водитель сохранил текущий уровень зарплаты и платил налог физического лица, стоимость услуг такси должна вырасти на 85%. А это, сами понимаете – абсолютно нереально.

- А как же BlaBlaCar?
- Популярный интернет-сервис BlaBlaCar, а также ему подобные, которые оказывают функцию связи между водителями и попутчиками, согласно терминологии законопроекта являются диспетчерским пунктом, точнее, субъектом, исполняющим такие функции. Значит, либо все остается как есть, но работает вне закона, либо интернет-сервисы оформляют свою деятельность как диспетчерские, а каждый владелец авто, желающий взять попутчика обязан получить лицензию и подготовить пакет документов, необходимых для такси, заключить письменный договор с «диспетчерской». Далее, с каждым пассажиром нужно также подписать договор и оформить отдельную страховку. И еще: каждый раз, выезжая по новому маршруту, водителю, то есть уже перевозчику, придется переоформлять лицензию, чтобы вписать в нее (если разрешат) пункт посадки пассажира. Оставить все как есть невыгодно с коммерческой точки зрения, смотрите раздел о штрафах.

- Какие на ваш взгляд, существуют пробелы в законопроекте?
- Для тех, у кого есть основная работа и они хотят просто подзаработать – оформлять лицензию абсолютно невыгодно. К тому же, оформив лицензию, человек может заболеть, уехать в отпуск или просто по каким-то причинам не временно не работать, как таксист, у него может автомобиль находиться в ремонте – а заплатить ежемесячный налог он обязан!

- Мы работаем на рынке уже более 20 лет. Естественно, у предприятия есть своя лицензия, все сотрудники диспетчерской службы официально оформлены и т.д. Мы понимаем, что налоги платить необходимо, чтобы были хорошие дороги, работали больницы и наши дети ходили в школы. Но на мой взгляд, нужно создать такие условия, которые устраивали бы все три стороны: водителя, пассажира и государство. И если водитель, оформивший лицензию, исправно платит налоги, и хочет хорошо заработать, то нелегалов не должно быть вообще. Вспомните День города. Все, кому не сиделось дома, выехали и работали, как такси. Спрашивается, почему мои сотрудники имеют лицензии и должны платить налоги, а полгорода нет?

- И еще. Если водитель не имеет лицензии, то в случае ДТП он никакой ответственности перед пассажиром за это не несет, и всячески избегает наказания.



Владимир Иванович, 42 года, директор службы такси:
- Считаю, что принятие Верховной Радой данного закона приведет к значительному росту коррупции в перевозках, перехода в тень значительной доли рынка и росту цен на такси. Реформирование нужно, но с учетом интересов пассажиров, водителей и государства. Государство должно сделать вход водителей на рынок максимально простым и дешевым, без дополнительных коррупционных проверок и лицензий. Например, по американской модели -человек раз в год покупает билет на перевозки и на основании него осуществляет перевозки. Этот билет, по моему мнению, должен стоить около 5 тыс. грн.

Валерий, 44 года, «частник», 25 лет за рулем:
- Лицензия предоставляет право законно перевозить пассажиров, но одновременно создает ограничения. Например, согласно законопроекта, водитель будет обязан осуществлять посадку пассажиров только в рамках населенного пункта или соответствующей территории, аэропорта, к примеру, указанных в его лицензии. Везти пассажиров после посадки, разрешается уже по всей территории Украины. Получается, взяв заказ, например, из Чернигова в аэропорт Борисполь, водитель такси не имеет право взять пассажиров на обратный путь в городе прибытия, так как это уже нарушение. Значит - прогон машины обратно вхолостую, без шанса заработать или хотя бы компенсировать затраты на горючее. Получается: туда – за деньги, обратно «порожняком». Согласитесь – это же абсурд.

Дмитрий, 32 года, «частник», 10 лет за рулем:

- Сейчас с помощью Интернета любой водитель может закачать программу типа «Тачку», договариваться друг с другом, забирать пассажира и доставлять по адресу. Но, если представители «Укртрансбезпеки» зафиксируют факт передачи пассажиром денег водителю – его могут оштрафовать на 17 тыс. грн. Даже, если, например, я еду со своим братом отдыхать на машине к морю, и мы «скидываемся» на топливо или я подвез человека, который стоит на остановке и мерзнет, а тот дал мне на кофе 20 гривен – это все считается нарушением.

Сергей Иванович, 56 лет, самозанятое лицо, имеет 35-летний опыт. На вопрос «сколько можно в день заработать?», отвечает:
- Смотря как работать. Кто-то выезжает, чтобы просто «заправить» машину. Можно 200 гривен заработать, а можно и 500. В среднем за день езды по городу уходит 10-15 литров бензина, то есть 300 гривен надо потратить и столько же - отбить. Если оформить лицензию – заплатить около 5000 с учетом счетчика, фонаря, отдать в месяц около 1000 (опять же от минимального заработка, а если больше – налог повышается), потратить на ремонт, заправки и т.п., то на руках остается 4000-5000 гривен. Разве это заработок для мужчины? Чернигов – не Киев, где можно 100 долларов в день заработать. А у нас чтобы на руках осталось 8000-10000 – нужно в машине просто жить!

Виктор, 38 лет, самозанятое лицо, на вопрос: «Если не получается на такси заработать нормальную сумму денег, может стоит поехать в Киев или в Польшу?»:
- В Киев не очень выгодно, так дорогое жилье. На выходе получается то же пальто, только живешь не дома. А если и ехать, то надо быть холостяком. Семью не хочу оставлять. А вот ребята из Польши привозят хорошие деньги – около 1000 долларов. Там фирмы обеспечивают и автомобилем, и жильем. Так что, нашим депутатам надо бы задуматься об условиях, которые они создают этими законами.

Виктор Часов:

- Это больная тема, для тех, кто работает в такси. У нас с этим, как и во множестве других отраслей подход один - главное не результат, нам главное, чтобы ты «задолбался». Вопрос не в цене лицензии, а в куче никому ненужных бумажек и писанины, походах по разным организациям, при этом, кланяясь и унижаясь. Обвешать авто кучей гаджетов: таксометр, кассовый аппарат, банковский терминал и планшет с программой такси. Будешь, как новогодняя елка: навешано много, а толком ничего не видно.
Цена на лицензии и подход по всей Украине одинаковый. А как мне кажется, нужно отталкиваться от региона, ведь цена на поездку в такси и уровень жизни везде разный: в Киеве одна, в Чернигове - другая, а в каком-нибудь районном центре – третья. А согласно нового законопроекта - всех под одну гребенку. В некоторых странах постсоветского пространства к этому вопросу подошли намного проще: так называемая лицензия, покупается в налоговой данного региона сроком на квартал или год, и в зависимости от населенного пункта, где проходит рабочая деятельность такси - разная стоимость лицензии. То есть, в городе миллионнике -одна, а в райцентре - другая. Лицензия - в виде стикера на лобовое стекло, как у нас страховка. И полиции, и всем желающим видно, что все легально. При покупке этого стикера деньги идут в пенсионный фонд, налоговую и т.д., тем самым, освобождая человека от беготни по кабинетам и бюрократии. Но нам до этого далеко. Мы все изобретаем велосипед.

На вопрос: «На каких условиях вам было бы выгодно работать официально?», Олег Семенович ответил:

- С адекватным ежемесячным налогом, например, в сумме 300 гривен, и по упрощенной системе. Чтобы, не нужно было открывать ФОП/СПД, ежемесячно бегать в налоговую – а просто зашел в банк и заплатил фиксированные 300 грн.

Олег Яриловец:

- Посадить бы в транспортном отделе міськради условную Марьивановну, к которой можно было бы зайти с оплаченной квитанцией, предоставить права, техпаспорт...что там ещё, получить стикер на месяц, год, как предлагает Виктор Часов, и спокойно работать!

Андрей, помощник-консультант одного из депутатов горсовета:
- Если даже и оформить все для такси по закону, а именно, единоразово – 1800 грн. за лицензию, за таксометр 2000, за фишку, забрендировать свое авто, еще и ежемесячно - около 1000. А ремонт, запчасти, техобслуживание? А когда ты будешь покупать страховой полис - тебе откажут, и сделают полис, в котором будет указано, что авто не может быть использовано в такси. И не дай боже, ты попадаешь в ДТП - страховая компания откажет в выплате. Потому что, ни у одной страховой нет лицензии на страхование машин такси.
Сейчас, как правило, все частники. А фирмы, которые дают заказы, это - фирмы по предоставлению информационных услуг, а не такси. Предоставляют инфу, где находится человек, которому нужно попасть из точки А в точку Б. И всё. В общем -это не такси. Таких фирм около 10.
Есть еще так называемые, «бордюрщики», которые просто стоят на бордюре и ждут пока к нему подойдут. Но таких уже мало. 
Очень хотелось бы сделать акцент на том, что юридически это - не такси, а подвоз попутно за чисто символическую плату. И то, что это не основная работа людей, а дополнительный заработок, так как нечем коммуналку заплатить с нашими зарплатами.

Андрій Подорван, директор департаменту інформаційної діяльності та комунікацій з громадськістю Чернігівської обласної державної адміністрації на прохання прокоментувати необхідність оформлення ліцензії таксистами та на питання «Як відноситься міська рада до цієї проблеми? Таксисти не проти платити, але ж на руках залишиться 4-5 тис. грн.», відповів наступне:
- Ліцензії такого виду діяльності надає податкова. Причому, обласного рівня. Звичайно, звертатись можна і через їх територіальні підрозділи. Логічно, що такий вид діяльності має ліцензуватись. Бо це питання безпеки пасажирів та водіїв. Щодо податків - то очевидно також, їх має сплачувати бізнес. Адже саме за рахунок податків, наприклад, ремонтуються дороги по Чернігову. І це ж вигідно самим таксистам. Адже якісні дороги - це менші видатки на ремонт авто.

Делаем выводы:

1. В среднем водитель, выезжая на работу ежедневно тратит 300 гривен на топливо (километраж 80-100 км), то есть в месяц, за 24 дня – 7200.
2. Водители своих и арендованных у фирмы автомобилей готовы купить лицензию на определенный срок. Но в месяц они хотели бы платить за свои услуги 200-300 гривен с учетом, что ремонт, бензин, покупка запчастей и т.п. производится за их счет.
3. Как правило, у многих перевозчиков пассажиров есть основная работа. А работа «таксистом» - это обыкновенная подработка, чтобы прокормить семью.
4. Учитывая уровень жизни в нашем городе, при открытии ФОП или СПД и поучении лицензии, водители лишаются субсидии.
5. Государство хочет ввести деятельность такси и таксистов в правовое поле. Но никакого содействия данному направлению бизнеса не оказывает.
6. Таксисты то и дело попадают в ДТП, но не несут ответственности перед пассажиром и избегают наказания.
И так далее…

Gorod.cn.ua

Теги: Законопроект №3107, лицензия, такси

Добавить в:
Армения

СтоматГарант

ЦентрКомплект