Троеточие после юбилея

С театральных тумб облетают обрывки афиш… В окошечке репертуара скромная надпись – «Сезон закрыт». Эти два словам всегда будоражат. Вокруг тепло и безветренно, а в памяти – октябрь с дождями, размывающими только что написанную афишу – «Открытие ХХ театрального сезона, премьера…». Итак, ОКТЯБРЬ…



Пьеса из «режиссерского портфеля»

Свой юбилейный сезон Молодой театр открыл драмой Г. Ибсена «Кукольный дом» в постановке художественного руководителя и главного режиссера театра заслуженного деятеля искусств Украины Геннадия Касьянова. Эта пьеса, что называется из режиссерского портфеля: Геннадий Сергеевич редко берет в постановку «неотлежавшийся» материал. Вот так и «Нора» (или «Кукольный дом») от сезона к сезону то всплывала на поверхность, то опять исчезала. Геннадий Касьянов удивительно подобрал актеров для спектакля «Кукольный дом». На сцене четыре поколения. Вдумайтесь, четыре! А ведь театру всего 20 лет! Вот мы, дорогие Мира, Таня, Валик, Люба, подобрались к этому слову: «Старики». В театре так водится, что старшее поколение называют «стариками». В Молодежном театре понятие поколений появилось совсем недавно, буквально пару лет назад, когда труппа пополнилась выпускниками лицея, училищ и просто театральными студийцами (их так называют в этом театре).

Но вернемся в «Кукольный дом», который объединил несколько поколений.

Мирослава Вытриховская, Татьяна Салдецкая, Валентин Макар и заслуженная артистка Украины Любовь Веселова - создатели, основатели этого театра. Следующее поколение -актеры, не стоявшие у истоков, но давно и плодотворно работающие, талантливые и профессиональные - Роман Покровский и Алексей Быш. Третье поколение - надежда театра, его будущее - студийцы Инна Атрощенко и Евгений Сидоренко. Но выше было сказано, что на сцене четыре поколения. Эго наши дети, в самом прямом смысле этого слова - Лиза Посполитак и Кирилл Быш - легкие, органичные, непосредственные, но в то же время собранные, сосредоточенные.

Чудаки украшают мир

Отгремела одна премьера и вот уже НОЯБРЬ. По традиции, под Новый год всегда в театрах появляется что-нибудь новенькое и свежее для детей. А что может быть более новым и свежим, чем старая и любимая сказка. Астрид Линдгрен вновь ожила благодаря пьесе С. Прокофьевой, режиссеру Г.Касьянову и актерам Молодежного театра Р.Покровскому (Карлсон), Л.Веселовой и Ю.Матросовой (Панна Цап - украинский вариант Фрекен Бок), Т.Салдецкой (Мама), А.Бышу, М.Андрийцу, А.Щевелеву, Р. Бугаю (Филе, Руле) и, конечно же, исполнителю роли Малыша студийцу Евгению Сидоренко. Надо отметить, что для Жени этот сезон оказался знаковым. Дебютировав в большой роли Малыша, он проложил себе путь в новую значительную и серьезную работу, премьера которой состоялась в АПРЕЛЕ. Об этом хотелось бы поподробней.

Цепочка истории

С полной уверенностью могу сказать, что история Молодежного театра - это не только Музей, который, кстати, открылся вместе с новым XX театральным сезоном; история театра - это уже часть украинской культуры. И естественно, более-менее сведующие люди знают, что первым спектаклем театра, а тогда двадцать лет назад и не театра вовсе, а просто «Молодежной сцены», были «11 страниц военной прозы», спектакль, созданный на основе произведений Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и «В списках не значился» и приуроченный к 40-летию Победы. А в этом, 2005-м, к 60-летию Великой Победы - премьера по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат».

Выйдя после премьеры спектакля «Мой бедный Марат» в театральный дворик,я подумала, как все символично, мудро. Как будто и не было этих двадцати лет. Мое ощущение спектакля было точно таким же как в 85-м после «11 страниц военной прозы» - встреча молодых людей с войной. В первом действии спектакля роль Лики, верящей 8 любовь, доброй, но в то же время испуганно-осторожной, исполняет студийка Руслана Остапко; роль Марата, о чем я уже упоминала - студиец Евгений Сидоренко, роль Леонидика - студиец Алексей Щевелев и актер Роман Покровский. Это удивительно, что молодые актеры способны выдержать на своих юных плечах полуторачасовой серьезный спектакль - спектакль, заставляющий щемить сердце.

За пятнадцать минут антракта меняется все: время, актеры, да, пожалуй, и сами герои. Лика (Т.Салдецкая) -взрослая, с неоправдавшимися надеждами, Леонидик (заел, арт. В.Банюк) - пьющий поэт-неудачник, и только Марат (В.Макар) с юношеской горячностью продолжает сам строить, словно мосты, свою жизнь.

Молодой театр сегодня - это, с моей точки зрения, герои пьесы «Мой бедный Марат», только все сразу и в настоящем времени. Вот она история - от «11 страниц...» до сегодняшнего дня.

У Геннадия Касьянова есть очень хорошая режиссерская черта, он никогда не ставит жирной точки в финале, оставляя надежду зрителям додумать, дописать события, происходящие в спектакле. Вот так троеточием завершенной незавершенностью заканчивается «Мой бедный Марат», вот так и завершается XX театральный сезон - старым и любимым спектаклем по пьесе М.Старицкого «За двумя зайцами», это значит, что впереди много нового... Но об этом как-нибудь в следующий раз, а пока вновь к юбилею.

Юбилей

Празднование 20-летия театра отмечалось пышно. С третьего по седьмое мая театр вспомнил и вновь представил зрителю возможность посмотреть не идущие ныне в репертуаре, но значительные для истории и любимые актерами и зрителями спектакли «11 страниц военной прозы» и «Оркестр» Ж.Ануя. На юбилей театра приехали Александр Максяков и Татьяна Тушич, некогда ведущие наши актеры.

И все, казалось, было как всегда - старшина Басков и пять девчонок, Мирра и Николай Плужников. Ничего, что морщинок прибавилось, ведь сердца не стареют. И хотелось усыпать всю сцену цветами. И не потому, что актеры так хорошо сыграли, это само собой, а потому, что они дали возможность хотя бы на час вернуться на двадцать лег назад. А после антракта большое веселое праздничное представление, которое объединяла одна идея - глубокой и преданной любви к своему театру - Молодежному, Молодому, родному. Потом был прием, речи, цветы всем. Красиво, тепло, по-домашнему...

И вот, «Сезон закрыт». Уж так устроен мир, что все проходит. Остаются воспоминания, а еще маленький сборник «Собрание цветов», выпущенный к юбилею. Книга, как известно, лучший подарок.

Пожалуй, все. Пойду собирать цветы.

Алла Пушкина, еженедельник «Семь дней» №26 (190), 29 июня 2005 года

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Молодежный театр, спектакль, актеры, Геннадий Касьянов, «Семь дней», Алла Пушкина

Додати в: