Евростандарты и черниговская система образования. Уживутся ли они вместе?
Преподаватели наших вузов говорят, что это возможно, но пока наблюдается лишь негативный опыт евроинтеграции в высшее образование Чернигова.

Что такое «Болонка»?
Нынче словосочетание «реформа образования» вызывает у нас массу негодования. Однако чиновники вновь и вновь утверждают, что образование в Украине нуждается в модернизации. А в этом с ними трудно не согласится.
Сегодня реформирование предполагает внедрение евростандартов, что предусматривает евроинтеграция.
А достижению единого европейского уровня требований к подготовке специалистов содействует так называемый Болонский процесс. Теперь попробуем разобраться в основных его положениях.
Прежде всего, он предусматривает принятие общей двуцикловой системы высшей школы. Первый цикл, который продолжается не менее чем три года, дает степень бакалавра. Второй цикл (продолжительностью один-два года) готовит магистров. При этом и бакалавр, и магистр – степени высшего образования. Различие между ними заключается в том, что бакалавр ориентирован на практическую деятельность, а магистр – на научную и преподавательскую работу.
Важным аспектом Болонского процесса является внедрение учета объема знаний в специальных единицах, называемых кредитами. Так, если студент прослушал и успешно сдал курс математического анализа в одном университете, то в - случае перехода в другой ему не надо прослушивать и сдавать курс повторно: на новом месте обучения ему зачислят заработанные кредиты. Система кредитов -инструмент унификации требований к обучению в разных университетах, что позволяет студенту спокойно перемещаться с одного вуза в другой, с одного государства в другое.
Еще один существенный аспект Болонского процесса – либерализация «образовательного меню», его отбор в соответствии со способностями, желаниями и интересами каждого студента. Набор предметов, исследуемых студентом по избранной специальности, делится на три группы. Первая группа содержит обязательные дисциплины, изучение которых происходит в строго определенной последовательности, как это делается ныне. Во вторую группу входят тоже обязательные предметы, однако студент может сам решать, в каком семестре их изучать. Третья же группа - полностью на выбор студента, учебным планом задаются лишь общие направления этого выбора.
Болонский процесс стартовал в июне 1999 года. Представители 29 европейских стран собрались в итальянском городе Болонья и подписали декларацию о построении так называемой «Зоны европейского высшего образования». На сегодня к Болонскому соглашению присоединились 43 европейские страны, включая Россию. Что касается украинских вузов, то многие из них тоже уже стали на путь присоединения к Болонскому процессу.
Евроинтеграция «по-черниговски»
Новые подходы и методы в начале нынешнего учебного года были внедрены на первых курсах всех факультетов Черниговского государственного педагогического университета. Сейчас проходит универсализация учебных планов и программ курсов, совершается переход на кредитно-модульную систему оценки знаний, умений и навыков. По словам заведующего кафедрой философии и культурологии ЧГПУ профессора Владимира Личковаха, все это является следствием строгих требований рыночной экономики. Новая система вынуждает каждого студента набирать необходимые баллы во время лекционных и семинарских занятий, добросовестно работать дома, а также привлекает их к научной деятельности. Студент набирает баллы по накопительной системе. Максимум за весь курс он может набрать 100 баллов.
Среди минусов новой внедренной системы заместитель декана психологопедагогического факультета Александр Дроздов, в первую очередь называет следующие: студенты начинают ориентироваться не на получение знаний, а на получение баллов любой ценой; работа преподавателя практически превращается в работу бухгалтера, так как ему сначала нужно распределить баллы согласно важности занятий, а потом сложить полученные баллы каждого студента; самостоятельная подготовка студента, которую в значительной мере предусматривает новая система, в условиях оснащения наших библиотек практически невозможна. Таким образом, наблюдая внедрение евростандартов изнутри, преподаватели педуниверситета пока скептически относятся к Болонскому процессу. Однако отказываться полностью от внедрения новой системы образования не собираются, просто утверждают, что необходимо вносить в нее значительные коррективы, что, возможно, позволит полностью не утратить национальные традиции образования и достижения отечественной педагогики.
Мария Ясинская, еженедельник «Семь дней» №21 (185), 25 мая 2005 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




