Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Пенсионные страсти в доме престарелых...

Пенсионные страсти в доме престарелых...

В гериатрическом пансионате остались без пенсий шестьдесят четыре его престарелых обитателя. Если у них не появятся опекуны, они никогда не смогут получить ясемесячно начисляемые государством деньги. Что это: несовершенство нашего законодательства или чей-то злой умысел?



В дом престарелых - за взятку

В Украине катастрофически не хватает домов для людей преклонного возраста. В системe социального обеспечения процветает взяточничество. Золотой жилой для незаметныx прибылей стали дома для людей преклонного возраста. Чтобы попасть в дом престарелых, нужна приличная взятка, утверждают пенсионеры. Надо несколько месяцев выстоять в очереди, которая расписана на месяцы вперед. А от желающих все равно нет отбоя.

В Министерстве труда и социальной политики признают, что ситуация катастрофическая и предъявляют обвинения местным органам власти, на балансе которых находятся такие дома, ссылаясь на то, что необходимый минимум государство и так выделяет. Перспективу же решения проблемы видят в создании частных заведений, которых в Украине до сих пор нет.

Государство в государстве

Один из самых больших в Украине Черниговский гериатрический пансионат создан в 1978 году и имеет безупречную репутацию. Он рассчитан на 605 подопечных, хотя желающих сюда попасть гораздо больше. Обслуживающий персонал состоит из 277 человек - медсестер, нянечек, поваров, работающих не покладая рук. На содержание каждого обитателя пансионата ежемесячно расходуется около 700 грн.

Гериатрический пансионат - государство в государстве, большинство жителей которого -старше 75 лет. Несмотря на преклонный возраст, многие обитатели пансионата живут полноценной жизнью: они радуются и грустят, ссорятся и мирятся, и даже женятся и выходят замуж.

Но, кроме того, гериатрический пансионат - это и 150 смертей ежегодно, 300 лежачих больных, 6000 грязных пеленок каждый день, каторжный труд и бессонные ночи обслуживающего персонала, который получает от 25% до 45% надбавки к основному окладу.

Особенность работы здесь состоит еще и в том, что часть подопечных пансионата страдает возрастными психофизическими расстройствами и требует особого внимания и специфического подхода.

Без прав и денег

Кроме медицинских, хозяйственных и социальных проблем, требующих от руководства и персонала гериатрического пансионата постоянного напряжения, здесь в последнее время появились и юридические проблемы. В настоящее время 64 его подопечных по заключению судебнопсихиатрической экспертизы признаны судом такими, которые "не могут понимать значения своих действий и руководить ими", иными словами, недееспособными.



Процедура признания отдельных лиц недееспособными была начата по инициативе прокуратуры Чернигова еще в начале 2002 год а. Некоторые связывают это с парламентскими выборами, прокуратура же объясняет такой внезапный пристальный интерес к этим людям соответствующим указом или распоряжением - сказать что-либо более конкретное там отказываются, ссылаясь на то, что с тех давних времен практически весь аппарат поменялся, и отыскать концы не представляется возможным (?!).

Чем же обернулось для этих, обиженных судьбой, людей признание их недееспособными?

Все обитатели пансионата, как и положено, получают пенсии, 75% которых идет на улучшение их содержания, а оставшиеся 25% выдаются на руки. Так вот, недееспособные подопечные лишены права распоряжаться этими деньгами, также как и оставшимся имуществом, если таковое имеется. Над такими людьми должна быть установлена опека.

Но вот беда: из всех подопечных пансионата, признанных за последнее время недееспособными, только у одного есть собственный, назначенный судом опекун. Родственники еще шестерых в настоящее время занимаются решением этой проблемы. Документы о признании их опекунами уже находятся в суде. Судьбой остальных родные и близкие интересуются не настолько, чтобы брать на себя достаточно обременительные обязанности опекунов.

Но, может быть, ответственность за эти деньги имеет право взять на себя государственный опекун, в качестве которого выступает директор пансионата Анатолий Симоненко?

Директор категоричен. "К пенсиям своих подопечных я не имел и не имею никакого отношения!", -утверждает он. По словам Анатолия Симоненко, он не может ни получать деньги за недееспособных обитателей пансионата, ни распоряжаться ими, хотя, при отсутствии назначенного судом опекуна, и является гарантом их социальной безопасности: именно его подпись удостоверяет любой документ, любые бумаги и справки.

Куда девать "бесхозные" деньги?

Выдавая все это время пенсию недееспособным, директор гериатрического пансионата совершал явные нарушения.

- Я перестал спать ночами, потому что не знал, куда девать 25% пенсий шестидесяти четырех своих подопечных, - говорит Анатолий Алексеевич. - Запретить выдавать пенсию, раз она начисляется и поступает, я не имею права, а разрешить - значит нарушить закон. И ведь ни один банк, в который я обращался, не хотел принимать от нас эти деньги. Словом, выкручивайся, как знаешь!

Наконец Анатолий Симоненко нашел банк, который согласился принять на свои счета деньги недееспособных пенсионеров. И вот с июля нынешнего года "спорные” средства, минуя пансионат, стали уходить в банк "Надра", где они и будут находиться до назначения судом недееспособным подопечным "собственных" опекунов. Если же опекуны так и не появятся, деньги пролежат в банке до самой смерти пенсионеров, после чего, по истечении шести месяцев вся сумма может быть перечислена на спецсчет пансионата. Оставшимся же недвижимым имуществом распорядится либо сельсовет, либо райисполком.

Все, как будто, утряслось - требования закона соблюдены, и директор, наконец, вздохнул с облегчением. Однако возникло очередное "но"... Получавшие до этого времени пенсию больные люди остались без копейки. Теперь они не могут позволить себе даже таких невинных радостей, как конфеты, печенье или сладкая вода.

Чтобы как-то решить эту сложную проблему и закон соблюсти, и людей не обидеть - две недели назад Анатолий Симоненко обратился с запросом в Управление юстиции и Министерство труда и социальной политики. Теперь слово за государственными мужами. Но пока они его скажут, пройдет немало времени, в течение которого недееспбные будут по-прежнему обделены. А многие так и не дождутся справедливости. Ведь по статистике каждые два с половиной дня один из подопечных пансионата умирает.

Помочь в решении проблемы и принять участие в судьбе этих людей смогли бы, на наш взгляд, религиозные и благотворительные организации. Ведь согласно закону, опекуном может стать любой гражданин Украины.

Кстати: С каждым годом проблема с людьми пожилого возраста становится все более острой - украинцы стареют. Ученые прогнозируют, что через 50 лет на земле старых людей станет больше, чем подростков, и каждому пятому человеку будет за 60.

Елена Кондратенко, "Семь дней" №42 (206) от 19 октября 2005

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: гериатрический пансионат, Елена Кондратенко, "Семь дней"

Додати в: