БАДы не лечат. Это откровенное мошенничество
Почему Биологически Активные Добавки продают под видом лекарств?
Увидели рекламу чудодейственного препарата? Осторожно! Большая вероятность, что вам под видом лекарства продают биологически активную добавку. Она может помочь от мартовского авитаминоза, но не больше. Разве что вы думаете о собственном деле. Продажа БАДов - урок триумфального маркетинга.
Как они находят клиентов
Мы признательны парню, который однажды позвонил нам и сказал, что хочет рассказать о мошенничестве. В котором сам участвовал. Андрей (имя изменено) продавал биологически активные добавки по телефону. Уволился по собственному желанию и захотел рассказать журналистам.
"Когда я устраивался на работу, менеджер завела меня в отдельную комнату. И сразу созналась: "Ты здесь можешь заработать деньги, большие деньги. Мы - аферисты".
Андрей листает толстую записную книжку, начинающуюся от руки переписанной инструкцией, как разговаривать с теми, кто заинтересовался рекламой.
Мы решили проверить его рассказ на себе. Купили газету «Коммунист» со статьей на последней странице «Онкология - это приговор?» Статья утверждала, что американские ученые создали препараты, «способствующие эффективной борьбе с болезнью и убивающие онкозаболевания на разных стадиях».
Из рассказа Андрея: «Чем хуже со здоровьем - тем лучше для оператора. Когда клиент набирает номер, трубку берет диспетчер. Записывает все данные того, кому нужно лечение, номер телефона и имя. Говорит, что через несколько минут перезвонит специалист».
Из эксперимента «Свідомо»: «Алло, а можно ли у вас поинтересоваться об онкологическом препарате? У меня племянница больна. Ей 14 лет. На прошлой неделе поставили диагноз «рак желудка». Мы прочитали объявление в газете».
Диспетчер: «Благодарим за звонок. Через полчаса вам позвонит наш специалист и проконсультирует».
Из рассказа Андрея: «Колл-центр занимал две с половиной - три комнаты. Там могло быть от 15 до 20 операторов одновременно. И все тараторят. Ни один из операторов не имел медицинского образования. Но перед каждым - распечатанный справочник, в котором общие фразы о препарате и - на нескольких страницах - описание болезней. Понимаете, когда говоришь, что ты врач, вероятность того, что человек приобретет препарат, возрастает вдвое».
Из эксперимента «Свідомо»: «Добрый день. Меня зовут Николай Петрович, я специалист-онколог. Слушаю Вас».
«Свідомо»: «(повторяем легенду о племяннице, добавляя детали об анализах и больницах, в которых она как-будто была). Может, вы поможете?»
Николай Петрович: «Есть система активной биорегуляции на основе растительно-клеточных онкопротекторов. Если у девочки не третья и не четвертая стадия, то препарат будет очень эффективен. Можно довести опухоль даже до состояния ремиссии, это когда она перестанет расти. Система не лечит рак, но согласитесь, лучше опухоль оперировать, когда она в стадии ремиссии. Это уникальная разработка Института онкологии города Бостон, США».
«Свідомо»: «Сколько стоит»?
Как устанавливают цену
Из рассказа Андрея: «Цена препарата зависит от того, насколько оценит ваш голос оператор. Если слышишь, что бабка звонит по телефону, старенькая, бедненькая, - вот ей один за 600. Максимум два за 1200. Она тебе две пенсии наскребет. А есть такие, которых можно разводить. Как только слышишь, что начальник, при деньгах - опа, сразу же можно цену варьировать! Цена зависит от тебя. Только что я их продал за 1200, тут же продал такие же за 5200. Также два. И сказал, что это еще не все».
Из эксперимента «Свідомо»: «Я бизнесмен, поэтому проблем с деньгами не имею. Мы сейчас готовы положить все финансы, чтобы ее вылечить».
Николай Петрович: «У нас есть два курса. Один из них - 40% концентрации препарата, другой - 60%. Сорокапроцентный стоит 2670 гривен. Тот, который 60% - более дорогой, 3810. Но он более эффективен».
«Свідомо»: «Давайте этот».
Через три часа в двери бюро позвонил парень. Темная куртка, крепкое телосложение, прическа «ежик», в руке - белый пакет. Скорее, похож на члена молодежной банды, чем на врача. На стенах нашего офиса - ни одного объявления, газеты или грамоты. Все спрятано. В соседней комнате засело подкрепление с диктофоном и фотоаппаратом.
Парень выложил на стол разноцветные баночки с надписями Bee Royal, Exclzyme EN, Norwegian Kelp GP и папку с документами.
Я рассмотрел добавки и пошел в соседнюю комнату «за деньгами». Вернулся с фотоаппаратом и грозным голосом сказал: «Денег я вам не заплачу, я журналист. Мы сфотографируем ваши препараты и скопируем ваши документы».
В комнату зашли коллеги. Парень стал вести себя как задержанный. «А что я? Я ничего не знаю, я ни при чем». Мы сфотографировали препараты, документы из папки и попрощались с гостем.
В папке был сертификат, выданный Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. В нем написано, что владельцем диетических добавок является частный предприниматель Гончарова В.Ф., проживающая в Харькове. На отдельном листочке, символизировавшем, очевидно, чек, было указано, что обмену и возврату товар не подлежит.
После этого мы взялись за фотографии баночек.
Какого качества эти препараты?
На баночках был указан производитель - американская компания Garden State Nutritionals. Мы изучили ее сайт. Там написано, что компания действительно производит препараты с таким названием. Расположена она не в Бостоне, а в городке Западный Калдвелл, штат Нью-Джерси. И главное - производитель утверждает, что его добавки помогают вот от чего:
Bee Royal состоит из пчелиной пыльцы, спирулины, пчелиного маточного молочка, масла пророщенной пшеницы. Показания: дефицит витаминов (особенно каротина) и минералов, нарушение питания, несбалансированный рацион, ослабление иммунитета, общая слабость, снижение работоспособности, ухудшение сумеречного зрения».
Exclzyme®EN состоит из ферментов, выделенных из сердцевины и мякоти ананаса, млечного сока дынного дерева и других компонентов. Показания: расстройство пищеварения, нарушение обмена веществ, дегенеративные изменения суставов, повышенная вязкость крови, различные воспалительные процессы, травмы, раны, послеоперационный период.
Norwegian Kelp GP делают из больших бурых водорослей, насыщенных йодом. Показания: ослабленный иммунитет, вялость, апатия, избыточная масса тела, предменструальный синдром, снижение эластичности кожи, повышенная ломкость ногтей, выпадение волос.
Ни одного слова о раке! Какой рак, ни одна болезнь не по силам биологически активным добавкам! Так утверждает Мария Гулич, заведующая лабораторией Института гигиены и медицинской экологии имени Марзеева: «БАДы не лечат. Это откровенное мошенничество. Если смотреть на состав этих БАДов, можно сказать, что здесь есть хорошие компоненты. Я бы и сама такие употребляла. Но они не лечат».
То есть подобные «колл-центры» распространяют доходчивую рекламу, заботливо и вдумчиво выслушивают потенциальных клиентов, аргументировано убеждают их в преимуществах своих товаров, но продают... совсем другие товары!
Этому точно учиться не стоит. За это нужно карать.

Что делает милиция?
На этом в Министерстве внутренних дел специализируется Николай Рощин - главный специалист Департамента уголовного розыска по борьбе с мошенничеством. Он преклонных лет, с добрым чувством юмора, похож на учителя украинского языка в сельской школе. На встречу принес две худеньких папки. Там - дела о продаже БАДов под видом лекарств.
«Продавец находится в одном месте, фирма, которая рекламирует, - в другом, курьерская служба - в третьем, производитель - вообще в Донецке, причем фирма «липовая», курьер - в пятом. И это собрать в кучу, чтобы доказать, что это преступление, сложно», - Николай Васильевич отхлебывает чай, любезно приготовленный нам пресс-службой МВД.
За прошлый год в его департамент с подобными жалобами обратилось более ста людей. Было возбуждено четыре дела. Одно - по факту смерти жительницы Кировоградской области. Ее сестра потратила на добавки 154 тысячи гривен. В «колл-центре» обещали лечение от сахарного диабета и инсульта. Дело сейчас в одном из киевских судов.
Рекламу сестра умершей видела на «Первом национальном». Рощин написал туда письмо с просьбой предоставить информацию о заказчиках рекламы. Ответ: «Информация о субъектах, заказывавших рекламу БАДов на телеканалах НТКУ, отсутствует».
Что делает Министерство здравоохранения?
Закон требует от продавцов БАДов согласовывать текст рекламы с Минздравом. Мы спросили, сколько согласований было выдано. Вот ответ:

На вопрос, что министерство делает, чтобы недобросовестной рекламы добавок не было вообще, МОЗ ответил... напоминанием об административной и криминальной ответственности за нарушение требований закона.
Что делают медиа и Госпотребстандарт?
Как объяснил Александр Бурмагин, считающийся одним из лучших юристов в сфере медиа, СМИ не имеют права публиковать рекламу диетических добавок, не прошедшую согласования в Минздраве. Свидетельство о согласовании должен предоставить рекламодатель. Если они этого не делают - и медиа, и рекламодатели могут быть оштрафованы Госпотребстандартом на сумму в пять раз большую, чем стоимость рекламы.
Мы обратились в Госпотребстандарт с вопросом о размере наложенных штрафов за недобросовестную рекламу БАДов. Но такой статистики быстро предоставить там не смогли (предоставили лишь данные о штрафах по всем видам рекламы).
Госпотребстандарт подчеркнул при этом, что в последний раз Минздрав обращался к ним с просьбой оштрафовать недобросовестных рекламодателей БАДов в 2005 году.
Что делать людям?
Как действовать, когда Госпотребстандарт ссылается на Минздрав, Минздрав - на уголовную ответственность, а МВД - на трудности с доведением таких дел до суда?
Главное, запомнить, что добавки не являются лекарствами.
«Если вместо лечения назначаются БАДы, за это нужно наказывать. А если БАДы назначаются как дополнительное средство, в этом нет ничего плохого», - авторитетным голосом говорит Сергей Гулый, председатель Всеукраинской ассоциации производителей и дистрибьюторов БАДов.
Он с экспрессией диктует в диктофон советы, как не стать жертвой аферистов.
Во-первых, открыть Интернет или энциклопедии и узнать больше о препарате.
Во-вторых, обратиться к врачу и спросить его мнение.
В-третьих, не покупать добавку по телефону. Только в аптеке или специализированном магазине.
Там нас и ждал сюрприз. Мы разыскали представительство Garden State Nutritionals в Украине. Узнали там аптеку, где продаются препараты. И позвонили туда с вопросом о ценах. Внимание! Bee Royal - 176 грн., Exclzyme EN - 305, Norwegian Kelp GP- 134... В восемь раз дешевле, чем продавал «специалист-онколог Николай Петрович»!
Из рассказа Андрея: «Афера вот в чем - эти препараты дешевые. Очень дешевые. Мы их продаем в семь, десять, пятнадцать, двадцать раз дороже. Просто преувеличивая их лечебное воздействие. Это уже талант оператора, талант того, кто будет общаться».
Александр Акименко, бюро журналистских расследований «Свідомо»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: БАД, мошенничество, "Свідомо", Александр Акименко




